РЕБЕНОК НА УЛИЦЕЗаметки с Всесоюзного совещания по вопросам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизмаМожет быть, есть детские игры и поувлекательнее этой, хотя и ей интереса не занимать: по признанию родителей, ребятишек домой зовешь не дозовешься. Что же касается полезности, то здесь можно сказать наверняка: такие знания и навыки, которые несет эта игра, понадобятся детям и сегодня, и всегда, кем бы они ни стали, повзрослев. Ибо речь идет об умении правильно вести себя на улице, вести так, чтобы не стать виновником или жертвой дорожного происшествия. А приобретается умение в автогородках, или, мак в иных местах их называют, на детских площадках по безопасности движения. Вот один из автогородков. Он построен в Ростове-на-Дону пассажирским автопредприятием № 3, станцией технического обслуживания автомобилей и рядом других организаций. Имя ему дали «Пионер». И таких городков в городе еще шесть. Если мы сообщим вам также, что во всей стране на сегодня их насчитывается всего около шестидесяти, то вы согласитесь с нами, что в Ростове дела обстоят неплохо и здесь об этом деле думают. Такое вступление объяснит отчасти, почему Ростов и был выбран местом Всесоюзного совещания по вопросам предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. Когда под колесами машин гибнут дети — вдвойне, втройне больно и обидно. А случается это не так уж редко. Трудно назвать главную причину: то ли это незнание правил движения или просто неумение ориентироваться в сложной обстановке на дороге, озорство или ложное .понятие о смелости? Летчик-космонавт Герой Советского Союза Павел Романович Попович с горечью признавался, что в его почте попадаются письма примерно такого содержания: «Я хочу стать космонавтом ис этой целью .воспитываю в себе смелость и .решительность: ежедневно рискую жизнью, перебегая дорогу перед несущимися автомашинами». Комментарии, как говорят, излишни... Практика показывает, что большинство подростков элементарное представление о правилах движения все же имеет. Но вот выполнять требования правил многие из них не считают нужным. Ясно, что здесь вина и семьи и школы. Ведь человеку, даже дошкольного возраста, помимо каких-то специальных знаний нужна еще и общая культура, а она начинается с самого малого: повиновения старшим, подчинения нормам поведения,принятым в обществе. Я рискну утверждать, что именно невоспитанность детей и подростков имеет непосредственную связь со статистикой дорожных происшествий. А воспитание, известно, надо начинать как можно раньше. На протяжении последних десяти лет шел непрерывный рост детского дорожно-транспортного травматизма, и лишь в прошлом году он быи остановлен. Но наши дети — ровесники ускоренной автомобилизации, им жить в условиях, с какими мы еще дела не имеем. Как же действовать, чтобы в будущем, когда на дорогах появятся миллионы новых автомобилей, не возникла вновь проблема детского транспортного травматизма? Именно для решения этого вопроса на совещание в Ростов прибыли работники ГАИ всех союзных республик, а также представители ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, министерств просвещения и здравоохранения, Госкомитета Совета Министров СССР по профессиональнотехническому образованию и Академии педагогических наук. В центре внимания были учащиеся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ. Здесь — главная точка приложения сил в работе с детьми и подростками. Кое-что в этом направлении делается. Министерство просвещения СССР наконец включило в программу общеобразовательной школы внеурочное, факультативное изучение «Правил дорожного движения», подготовлены методическое пособие для учителей первых — восьмых классов и учебник для учащихся начальной школы. Это можно расценивать лишь как первые и притом робкие шаги. Предмет «Правила движения», по мнению многих участников совещания, должен быть не внеурочным, а полноправным в сетке учебных часов, каким он стал в начальных классах школ Литвы, где детский транспортный травматизм сократился почти наполовину. Плодотворное участие в этом общем деле могут принять юредства массовой информации. На совещании отмечались хорошие примеры. Положительно была оценена деятельность детской редакции ростовского радио, ежедневно выпускающей в эфир «Страничку ГАИ», киевского телевидения, ведущего прямые передачи с улиц и площадей столицы Украины, телевидения Казахстана, а также газет и журналов Литовской ССР, открывших на своих страницах специаль-24