32
33
НА СТАРТЕ «МЕТАЛЭКСЫ»Спортивный «Металэкс-2-01» имеет высоту 995 мм (по защитной дуге), длину — 3680 мм, ширину — 1820 мм и дорожный просвет — 100 мм.Машины «Металэкс-1-01» на трассе «Минское кольцо». Модель «2-01» оснащена очень жесткой рамой весом 60 кг и шинами размером 9,50—13 (спереди) и 12,00—13 (сзади).С 1970 года в классификации чехословацких гоночных автомобилей предусмотрена национальная формула «Шкода». Построенные в соответствии с ней машины базируются на агрегатах и узлах серийных моделей «100» и «110» (двигатель, трансмиссия, тормоза, ступицы колес, нижние рычаги подвески, колеса, шины). Форсировка двигателя разрешается в пределах технических требований группы 1. Наименьший допустимый вес — 400 кг. Таким образом, машины этой формулы открывают путь для широкого участия в кольцевых гонках клубным спортсменам. Идя навстречу запросам автомотоклубов СВАЗАРМ, мастерские «Металэкс» в г. Пльзене (ЧССР) взялись за их постройку. Сейчас уже сделано более двадцати автомобилей «Металэкс-1-01», и все они распределены по автомотоклубам. На одной из машин этой модели И. Росицкий одерж ал победу в гонках 1972 года на Кубок дружбы в Минске. Мастерские построили также несколько автомобилей типа «багги» и опытные образцы спортивной модели «Металэкс-З-О!», отвечающей требованиям группы 5. Здесь также широко используются узлы и детали серийной «Шкоды». Однако эта модель снабжена отлитыми из магниевого сплава стойками подвески и колесами, пригодными для установки широкопрофильных шин, дисковыми тормозами от ФИАТ-125П, современным кузовом клинообразной формы, Форсировку двигателей для машин «Металэкс» ведет мастерская АВОН в г. Готвальдове. Ниже приводится техническая характеристика автомобилей «Металэкс».«1-01» «2-01» Рабочий объем, см 3 1107 Мощность, л. с. 63 Число об/мин 6000 Число передач 4 База, мм 2280 Колея, мм: спереди 1355 сзади 1274 Запас горючего, л 22 Снаряженный вес, кг 412 Доля веса на задние колеса, % 52 Скорость, км/час 156 Время прохождения, сек.: 400 м 15,6 1000 м 30,2 1240 123 8500 4 . 2350 1350 1440 34 583 56,5 220— —тФИАТ-130;Высшую ступеньку в иерархии легковых автомобилей ФИАТ занимает модель «130» — самая дорогая и самая большая из выпускаемых итальянским концерном машин. Она выполняется в двух вариантах — с четырехдверным пятиместным кузовом «седан» и с двухдверным четырехместным кузовом «купе» и снабжена V-образным шестицилиндровым (3235 см 3 , 165 л. с. при 5600 об/мин) мотором. Двигатель сблокирован с пятиступенчатой коробкой передач (по заказу может быть установлена автоматическая гидромеханическая трансмиссия). В головке у него два распределительных вала. приводимые зубчатым ремнем. Колеса отлиты из алюминиевого сплава и оснащены независимой подвеской, спереди — на торсионах, сзади—на пружинах. Седан ФИАТ-130 весит 1570 кг и имеет длину 4750 мм (то есть лишь чуть короче ГАЗ-24). Куле немного тяжелей (1600 кг) и длинней (4840 мм) седана. Скорость — 190 км/час с обычной коробкой передач и 185 км/час с автоматической трансмиссией (поскольку в ней больше механические потери). ФИАТ-130 — комфортабельная, скоростная, довольно сложная и дорогая машина. Седан почти в три раза, а купе — более чем в четыре раза дороже малолитражки ФИАТ-124.I32 НЕОБЫЧНЫЕ «РОКОНЫ»Мотоциклетная промышленность в США — фактически это «Харлей-Давидсон» — выпускает около 100 тысяч машин в год. Но в стране есть небольшие предприятия, строящие с использованием импортных узлов и деталей мотоциклы спортивного типа: «Чаппараль», «Пентон», «Янки», ХПЭ, «Фокс» и «Рокон». Машины «Рокон» представляют наибольший технический интерес. Среди них — модели с приводом на оба колеса, без подвески ис широкопрофильными шинами размером 6,70 — 15 и 8,50—12, в которых 5 поддерживается давление около 0,5 кг/см . Эти «роконы», предназначенные для особо тяжелых дорожных условий, снабжены двухтактными моторами 3 рабочим объемом 134 см и мощностью 9 л. с. Модель «Эксплорер-МЗ», оснащенная 15-дюймовыми шинами, весит 82 кг и развивает скорость 40 км/час. Другая («РТ140»), с 12-дюймовыми шинами, — несколько легче (77 кг) и более быстроходна — 64 км/час. Особо надо сказать о кроссовом «РоКОН-РТ340 ТКР». У него автоматическая ременная трансмиссия с раздвигающимися шкивами, гидравлический привод тормозов, которые сделаны не колодочными, а дисковыми. Необычны и колеса — они отлиты из магниевого сплава и значительно легче и жестче привычных колес с проволочными спицами. Двухтактный одноцилиндровый (334 см', 33 л. с. при 6500 об/мин) мотор с беспоплавковым карбюратором и ременная трансмиссия взяты от мотонарт, поскольку эти узлы фирма «Рокон» сама не изготовляет. Мотоцикл весит 121 кг, разгон с места до 100 км/час занимает 8 секунд, участок в 400 мс места преодолевается за 15,5 секунды, максимальная скорость — 134 км/час. Однако выпуск этих мотоциклов крайне мал, а их дороговизна (два «рокона» стоят столько же, сколько средний «форд» или «шевроле») препятствует популярности.МИРЕКОРОТКОВ ПНР на новом автозаводе в г. Бельско-Бяла выпущена первая партия мик ­ ролитражек ФИАТ-126П («За рулем», 1973, № 8) по итальянской лицензии. В ближайшие годы наряду с ФИАТом-Польсним моделей «125» и «126» будет развернуто производство двух других моделей — «132» и «128» (также по итальянской лицензии). «Рокон-РТ340 ТКР г'Рокон-РТ140».• ••Для облегчения входа и выхода водителя и пассажира американский концерн «Дженерал Моторс» ставит на свои легковые автомобили «Шезроле-малибу» и «Шевроле-Монте-Карло» за дополнительную плату сиденья, которые могут поворачиваться на 90 гоадусов.• ••В онтябре нынешнего года исполнилось 25 лет с начала выпуска французским заводом «Ситроен» пользующейся большим спросом модели «2ЛС» (2 цилиндра, 37? смз, 9 л. с , 490 кг , 72 км час). Ее модернизированный вариант (2 цилиндра, 425 смз, 24 л. с , 560 кг , 102 км час) выпускается и поныне.• ••Для участия ярозыгрыше Кубка ФИМ по кольцевым 1гонкам на мотоциклах класса 750 см- я понский завод «Сузуки» подготовил гоночную модель с трехцилиндровым (750 смЗ, 105 л. с. при 8200 об мин) двигателем. Вес мотоцикла — 170 кг , скорость — 260 км час.ДИЗЕЛЬНЫЕ «МЕРСЕДЕС БЕНЦ»Осенью нынешнего года фирма «Даймлер-Венц» показала на Франкфуртской автомобильной выставке две новые модификации, дополняющие ассортимент выпускаемых ею легковых автомобилей. «Мерседес-Бенц-240Д» (см. фото) пришел на смену модели «200Д». Новый автомобиль снабжен 65-сильным дизелем рабочим объемом 2,4 литра. Одновременно на модели «220» прежний двигатель заменен четырехцилиндровым дизелем объемом 2,3 литра и мощностью 110 л. с. Ей присвоен индекс «230-4».КОРОТКОАвтомобильный завод «Зансенринг» (бывший «Хорьх») в г. Ц виккау (ГДР) в нынешнем году выпустил миллионную микролитражку «Трабант» («За рулем», 1971, № 3). Эта машина находится в производстве с 1958 года./* •"ЧЕТЫРЕХОСНЫЙ «ДОДЖ*Английский филиал американского автомобильного концерна «Крайслер» занимает второе место в стране по производству грузовых автомобилей. Его продукция выпускается под фирменными марками «Додж», «Коммер» и «Карри ер». В их числе — новый 28-тонный самосвал «Додж», выполненный по колес ной формуле 8X4. У этой машины два передних моста с управляемыми колесами. Кабина с вынесенным вперед управлением откидывается на шарнирах, открывая доступ к восьмицилиндровому V-образному дизелю «Перкинс-510». Его рабочий объем 8,36 л, мощность 169 л. с. при 2800 об/мин. Мощность к ведущим колесам передается через шестиступенчатую коробку передач и двухступенчатые главные передачи, расположенные в картерах задних мостов. Самосвал является модификацией находящегося в производстве трехосного 24-тонного грузовика «Додж» модели «КТ-800» с колесной формулой 6X4. На новом самосвале дополнительно установлен еще один передний мост с управляемыми колесами, который одинаков с первым и рассчитан на такую же нагрузку — 5,5 т.•••Современные гоночные автомобили формулы 1 отличаются весьма низким центром тяжести . Так, на машине «Сертисс-ТС14» (Англия) он находится на расс тоянии всего 225 мм от земли.28-тонный самосвал на шасси грузовика «Додж» с колесной формулой 8X4.За 1972 год промышленностьСША изготовила 10,9 миллиона автомобилей. Из этого количества заводами корпорации «Дженерал Моторс» в ыпущено 4819 тысяч, «Форд» — 2671 тысяча и «Крайсхлер» — 1517 тысяч .••••Первым в мире организовал крупносерийное производство двухтактных мотоц иклетных двигателей французский завод «Иксьон». 71 год назад, в 1902 году он стал выпускать 50-нубовые моторы с отношением диаметра цилиндра и хода поршня1 : 1 ицилиндрическим золотником, у правлявшимвпуском смеси вкар тер.••33