26
27
Изучаем новые Правила дорожного движенияОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ДВИЖЕНИЯВ этом разделе содержатся предписания, касающиеся условий, в которых водителю необходимы особая внимательность и знание специальных правил безопасной езды. К таким условиям относятся: движение по скоростным и горным дорогам, езда в темное время суток, буксировка транспортных средств и учебная езда. Заметим, что в старых Правилах о режимах на скоростных дорогах речи вообще не было, а требования к движению в темное время суток входили в раздел, описывающий общий порядок езды. Между тем статистика дорожно-транспортных происшествий показывает,, что движение в темноте характеризуется более высоким уровнем аварийности и тяжести ее последствий. В первую очередь это связано с ослаблением зрительного восприятия обстановки. Компенсировать его в какой-то степени и призваны строгие требования к работе приборов наружного освещения, а само появление этих требований в разделе «Особые условия движения» все водители должны рассматривать как особое внимание к соблюдению правил безопасности движения в темное время суток. Другой новый подраздел — «Движение по скоростным дорогам» появился в связи с расширением и совершенствованием дорожной сети в стране и строительством магистралей, создающих возможности для высоких скоростей. Свой комментарий мы и начнем с него. На таких дорогах в интересах собственной же безопасности не должны появляться ни пешеходы, ни велосипедисты. Не имеют права выезжать на них гужевые повозки и даже механические транспортные средства, если их максимальная скорость по технической характеристике меньше 40 км/час. Всем им нельзя двигаться не только по проезжей части, но и по обочине, запрещен здесь и прогон скота. Останавливаться на скоростных дорогах можно только на специально выделенной стояночной полосе или площадке, перед которой есть дорожный знак 4.12 «Место стоянки». Это ограничение вызвано тем, что при высоком темпе всего транспортного потока машина, остановившаяся на пути многих, представляет очень серьезную опасность. Ведь при движении со скоростями порядка 120—150 км/час, реальными на таких магистралях, увеличивается не только тормозной путь автомобиля, но и время реакции водителя. 'Кроме того, из быстродвижущейся машины водителю трудно мгновенно определить, стоит или едет автомобиль, который показался впереди. Ну а если уж остановка вынужденная, надо выставлять позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь. (Можем сообщить, что промышленность уже начала их серийный выпуск.) С целью устранить всякие помехи движению на скоростных дорогах запрещены развороты (делать это придется на двухъярусных пересечениях магистрали с другими дорогами), задний ход и учебная езда, Сколько бы полос ни имела скоростная дорога, грузовые автомобили должны двигаться только по первым двум. Даже сам въезд на скоростную дорогу подчиняется определенным правилам. У примыканий других дорог скоростная магистраль обычно имеет уширения проезжей части. Это полосы ускорения, позволяющие тем, кто въезжает на скоростную дорогу, разогнаться без помех для других. Так вот, отделена эта полоса разметкой от остальной проезжей части или нет, при въезде вы долж-ны следовать только по ней и вливаться в общий поток, не нарушая его ритма. Если полосы ускорения нет (что может встретиться в редких случаях на примыканиях с очень малой интенсивностью движения), то надо уступить дорогу всем следующим по скоростной трассе, а затем только продолжать движение.Движение по горным дорогамГорные дороги опасны крутыми, затяжными спусками и подъемами, а такж е поворотами малого радиуса, где резко ограничена видимость. Из-за стесненных возможностей обычно проезжая часть горных дорог имеет малую ширину. Поэтому встречный разъезд здесь требует особой внимательности. Аналогичные ситуации складываются и на участках обычных дорог, перед которыми мы встречаем знаки 1.12 «Крутой спуск». Пункт 130 Правил требует, чтобы при встречном разъезде водители, движужиеся под уклон, уступали дорогу едущим в гору (на подъем): в случае остановки последним значительно труднее тронуться с места, чем тому, кто находится на спуске. К тому же при откатывании назад водителю очень трудно обеспечить правильное положение автомобиля, в то время как движущийся под уклон хорошо видит дорогу впереди и может четко ориентироваться. Об этом следует всегда помнить. Специфические условия горных дорог диктуют запрет движения с выключенным сцеплением или передачей (накатом) на спусках, буксировки на гибкой сцепке, а при гололедице — и всякой буксировки вообще. Запрещение двигаться накатом исходит из следующего. При включенной передаче, во-первых, тормозящее действие двигателя несколько снижает нагрузку на тормозные механизмы, а следовательно, вероятность их перегрева и, вовторых, меньше опасность возникновения блокировки («юза») колес, вследствие которой обычно происходит занос. На спусках и крутых поворотах горных дорог крайне трудно добиться синхронности действий водителей буксируемого и буксирующего автомобилей, которая требуется при гибкой сцепке, а следовательно, велика опасность их столкновения или выезда буксируемого за пределы колеи автомобиля-тягача. Вот почему на горных дорогах Правила разрешили только жесткую сцепку.Движение по скоростным дорогамСразу оговоримся, что этот раздел Правил рассчитан в значительной мере на перспективу. Сейчас у нас еще мало настоящих скоростных магистралей, но число их и протяженность неуклонно растет, и уже пора серьезно позаботиться о правильной организации скоростного движения.ЩЩЩР •вввяа*< «gaaaa^ ^ в иар^явяя^> ^aaaBg» <0§шш& ^»йвв? «яянв*» «яяве»**яяв>»i •••Паевая r » J - «вяяяя•и_ВЕНГРИЯ. Быстрый рост автомобильного парка в Будапеште обязывает искать новые решения в борьбе за скорость доставки пассажиров общественным транспортом. В качестве одного из них разработана маршрутная схема движения автобусов-экспрессов. На ряде направлений с интенсивными пассажиропотоками такие автобусы будут работать постоянно, на других — только в утренние и вечерние часы «пик». Одновременно с этим ведется большая работа по совершенствованию маршрутной сети обычных городских автобусов. ПОЛЬША. С каждым годом увеличивается парк легковых автомобилей. Тем не менее основная часть пассажирских перевозок по-прежнему будет выполняться общественным транспортом. Его удельный вес, согласно прогнозам, к концу этого десятилетия во. всех городах возрастет примерно на 25 процентов. Из-менится и «расстановка сил» на общественном транспорте — с городских улиц полностью исчезнут троллейбусы, в то время как автобусное и трамвайное сообщение получит дальнейшее развитие. АНГЛИЯ. Фирма «Данлоп» объявила о создании «самого надежного в мире» автомобильного баллона. По заявлению специалистов фирмы, при проколе такой шины автомобиль может двигаться с прежней скоростью на расстоянии до ста километров. Секрет состоит в том, что внутри шины помещена металлическая лента с шестью небольшими цилиндрами, в которых находится специальная смесь. После прокола смесь, выливаясь, преобразуется в пар, который моментально блокирует отверстие в шине. АНГЛИЯ. Профессор Джон Юдкин из Лондона предостерегает автомобилистов иот переедания и от езды на голодный желудок. Голод значительно снижает содержание сахара в крови, что ухудшает реакцию. ГОЛЛАНДИЯ. В ближайшее время на дорогах с интенсивным автомобильным движением начнут устанавливать табло, на которых загорающиеся цифры будут указывать наибольшую для данного момента скорость. Компьютер станет изменять величины допустимых скоростей в зависимости от плотности движения, США. В настоящее время в стране насчитывается 93 миллиона легковых машин и около 20 миллионов грузовиков. Протяженность дорог превышает 6 миллионов километров. Каждый год водители «наезжают» более полутора миллиардов километров. Каждые сутки в автомобильных катастрофах гибнет 150 человек.26 В гололедицу, когда наледь на дороге снижает коэффициент сцепления шин с покрытием до 0,2—0,1, проблематично торможениедаже одиночных автомобилей, особенно на спусках, где опасность бокового скольжения достаточно реальна. В таких условиях, как уже сказано, всякая буксировка недопустима. Так что, если на горной дороге гололедица застала водителей вдруг, они должны прекратить буксировку, остановившись в ближайшем безопасном для стоянки ме ­ сте. О бращаем внимание на то, что правила езды по горным дорогам не предоставляют ныне преимуществ водителям, движущимся по стороне обрыва. Строители в последние годы предприняли эффективные шаги по уширению дорог на поворотах и устройству ограждений вдоль обрывов. К роме того, действие этого положения прежде на многих участках дорог сводило на нет приоритет движущихся на подъем, что создавало часто более опасную обстановку.Движение и стоянка в темное время сутокНовые Правила обязали водителей включать внешние световые приборы не только с наступлением темноты, но и днем, если видимость по метеорологическим условиям меньше 100 м, а также при проезде туннелей. С наступлением темноты — требования те же , что и раньше: на участках дорог, имеющих нар ужное стационарное освещение, разрешено движение с ближним светом фар или габаритными огнями (в зависимости от степени освещенности дороги и состояния зрения водителя); при отсутствии стационарного освещения — с дальним или ближним светом фар, но не с габаритными огнями. Дальний свет всегда должен быть пе ­ реключен на ближний, когда он может ослепить других водителей: при встречном разъезде (как минимум за 150 мет тров), а также при возможности ослепления попутного водителя ( ч ерез зеркало заднего вида). Водитель обязан предвидеть и другие случаи, когда дальний свет фар его транспортного средства надо переклю ­ чать на ближний. Например, п ри повороте с одной дороги на другую, где могут быть встречные автомобили. Если нет полной уверенности в их отсутствии, следует временно переключить фары на ближний свет.Важнейшим условием безопасности встречного разъезда является исправность обеих фар: ведь если горит одна фара, транспортное средство воспринимается встречным водителем, как мотоцикл. В связи с этим в пункте 165 указано, что на крайний случай, когда не горит одна из фар или габаритный огонь, свет должен быть обязательно обеспечен с левой стороны. Таким образом, если у водителя исправна только правая фара и он не в состоянии добиться, чтобы горела левая (переставить, например, в нее исправную лампочку из правой фары), о н не имеет права двигаться вообще. На дороге с наружным стационарным освещением можно временно ехать с одним левым подфарником (габаритным огнем). Новым требованием Правил (о котором уже говорилось в разделе о скоростных дорогах) является предписание в случае вынужденной остановки на неосвещенной дороге, и когда при этом не действуют .габаритные огни, выставить на расстоянии 25 — 3 0м позади транспортного средства знак аварийной остановки (или мигающий красный фонарь), которым каждый автомобиль теперь должен быть укомплектован. Это требование безопасности предусмотрено международной Конвенцией одорож ­ ном движении и имеется в национальных правилах движения большинства стран мира. Рассматриваемый подраздел 'Правил содержит разрешение на дополнительное оборудование автомобилей противотуманными фарами, но не фарами-прож екторами или фарами-искателями (если они, разумеется, не предусмотрены конструкцией автомобиля). Противотуманные фары в случае их установки должны быть расположены симметрично продольной оси автомобиля на расстоянии не более 0,4 м от наружного габарита по ширине и ниже основных фар автомобиля. Пользоваться ими разрешено только в тех условиях, когда они благодаря широкомуи низко расположенному пучку света дают эффект — в тумане, во время сильного дождяи снегопада, а также при движении по узким извилистым дорогам с большим числом крутых поворотов. Эти фары полагается включать обязательно с габаритными огнями и освещением номерного знака.транспортных средств. П режде всего, это указание на то, что при любом способе буксировки (а они остались преж ­ ние) самое главное — обеспечить над ежное крепление буксируемого транспортного средства. К сожалению, до сих пор нередки случаи, когда «теряют» в пути того, кто находится на буксире. В то же время по новым Правилам при буксировке на жесткой сцепке в буксир уемом автомобиле можети не быть водителя, если связывающее звено обеспечивает его точное следование по ко ­ лее автомобиля-тягача. Для безопасности других участников движения теперь требуется обозначать гибкую сцепку (трос, канат) через каж ­ дый метр флажками или сигнальными щитками. Кстати, предел скорости буксировки на гибкой сцепке увеличен до 30 км/час. Наконец, запрещено буксировать транспортное средство с неисправным ножным тормозом, если его вес составляет больше половины фактического веса буксирующего автомобиля. Таким образом, буксировать, например, автомобиль «Волга» ГАЗ-21 с неисправными тормозами (вес машины с водителем примерно 1500 кг) м ожет только автомобиль, имеющий фактический вес более 3 тонн. ,УчебнаяездаВ регламенте учебной езды перемен нет. Как и прежде, обучение в автошколах должно вестись на специальных автомобилях, имеющих дополнительное оборудование (дублирующее управление, зеркала), а в индивидуальном порядке — на обычном транспортном средстве. В любом случае спереди и сзади такие машины должны иметь специальные опознавательные знаки (пункт 176). Обучать вождению может только инструктор, имеющий специальный документ на право обучения, и лишь в индивидуальном порядке — любой водитель со стажем не менее трех лет. Сам обучаемый при выезде учебного автомобиля на дорогу (то есть за пределы учебной площадки, автодрома) обязан знать и выполнять Правила дорожного движения и иметь достаточные навыки управления, чтобы обеспечить безопасность езды. Г. КЛИНКОВШТЕЙН, член Межведомственной комиссии по разработке Правил дорожного движенияБуксировкаОстановимся на новых положениях в правилах буксировки неисправных—^^ЗиЭЬ*М^вн^-.sMbf^^.о^£^^^>^^^^н^.^^^^^^ы.а^^^^^ь-^^^^^-^^^^^^\^«^C^^fc.^^£^^^^.^^^^^-^^^^^^^^^^ч^^^ш^^^ь *^^ш^^& ^^в^а^ч» ^^^^я*» ^^^ая^^^^ш^ш^^чввв^»- ^^^^^^ ^^няя^№ ^яаяняшуСША. По данным за 1972 год, среднее число пассажиров легкового автомобиля в стране составляет 1,9 человека. Средняя протяженность одной поездки равна 14.3 км, а среднегодовой пробег — 18 665 км. ШВЕЦИЯ. Близится практическое осуществление многолетних планов строительства моста и туннеля, которые свяжут Швецию и Данию через проливы Балтийского моря. По мнению специалистов, на это уйдет пять лет. Предполагается, что от прибрежного шведского города Мальме до датского острова Сальтхольм будет переброшен мост, а далее транспорт пойдет по туннелю до Амагера — района Копенгагена. Длина моста 10 километров, туннеля — 9 километров. Предусматривается шестирядное движение по мосту и туннелю.Стоимость строительства составит 1,2 миллиарда шведских крон. За проезд будет взиматься плата (15 крон с автомобиля и4 кроны с каждого пассажира). ЯПОНИЯ. Каждые сутки в стране под колесами автомобилей гибнут 40—45 человек. Эта цифра была бы еще больше, если бы не высокая дисциплина пешеходов. Уважительное отношение к дорожным знакам и сигналам воспитывается у японцев с детства. Однако в последнее время полиция и городские власти озабочены ростом числа серьезных аварий, вызванных не пешеходами, а водителями. Поэтому недавно введен новый закон об уличном движении, предусматривающий суровые меры наказания водителей за нарушение правил. Увеличено число постов для контроля за скоростью движения автомобилей, повышены штрафы .27