КОГДА НАМ ЗА ШЕСТЬДЕСЯТЗавывая сиреной, умчалась машина «скорой помощи». Поредела толпа любопытных. На месте происшествия, возле уткнувшегося в фонарный столб грузовика, молодой водитель растерянно повторял автоинспектору: — Все люди стоят, ждут, а он огляделся — и прямо под колеса... Старик уж, себя беречь должен, а тут — все стоят, а он пошел... И ведь смотрел жевмою сторону... Итак, водитель не притормозил, уверенный, что пожилой пешеход видит приближающуюся машину, а спохватился — было уже поздно. Подобные происшествия, когда пострадавшими оказываются пожилые и преклонного возраста люди, к сожалению, далеко не редкость. Пешеходы эти составляют меньшинство в людском потоке, однако среди пострадавших вдо ­ рожных происшествиях их доля — 2 t процент. Причем именно они получают наиболее тяжкие травмы и чаще погибают. Большинство, и в первую очередь водители, считают, что пожилым людям, уже в силу их возраста и богатого жиз ­ ненного опыта, присущи особая осторожность, предусмотрительность, исключающие опрометчивые поступки. И вдруг, переходя проезжую часть, они проявляют удивительную невнимательность, нерасторопность или суетливость. В чем тут дело? Все очень просто. С возрастом постепенно нарастают нарушения биологического равновесия организма. Старение сказывается на зрении и слухе, ограничивает подвижность, замедляет психомоторные реакции. Молодым это непонятно, поэтому странным и непоследовательным им кажется поведение стариков на дороге. А уж водителям, по крайней мере, необходимо знать причины и особенности этого поведения и постоянно иметь их в виду. У людей старше 50 лет происходят необратимые и прогрессирующие изменения органов зрения. В хрусталике глаза появляется плотное ядрышко, которое, со временем все больше уплотняясь, вызывает помутнение хрусталика. Эластичность его снижается, что вместе с наблюдаемым в этом возрасте ослаблением глазных мышц понижает способность глаз приспосабливаться к видению объектов на разных расстояниях. Становится невозможной быстрая перестройка зрения для рассматривания далеких и близких предметов. Поэтому точно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, безошибочно определить его скорость пожилой человек уже не в состоянии. У лиц преклонного возраста, как правило, наблюдаются также изменения в сетчатой оболочке глаза, проявляющиеся в нарушении адаптации глаза к степени освещенности. Эта функция глаза имеет прямое отношение к процессу сумеречного зрения. Его расстройство выражается в резком понижении способности ориентироваться в пространстве в сумерках и носит название «куриная слепота». Поэтому пожилые люди, причем не только в сумерки, но и во время дождя, в туман и снегопад могут не заметить движущейся вблизи машины. Постоянным спутником надвигающейся старости является значительное сужение поля зрения, уменьшение площади пространства, которое охватывает взгляд. Это явление обусловлено, с одной стороны, закономерными изменениями в глазных яблоках, с другой — нарушением подвижности шейного отдела позвоночника. При необходимости посмотреть в сторону или оглянуться человек в преклонном возрасте вынужден поворачиваться всем туловищем, только тогда он сможет заметить приближающуюся опасность. Однако на это требуется значительно больше времени, чем на поворот головы, стало быть, опасность фиксируется позже, и это опоздание — причина повышенной уязвимости пожилого пешехода. Поэтому нет ничего удивительного, когда от старика мы слышим, что он «абсолютно не видел автомобиля». Виной всему (если это можно назвать ви ­ ной) — естественные проявления старости: ослабление остроты зрения, суме^ речная слепота, значительное ограничение поля зрения, в том числе и его дальности (в некоторых случаях до 10 метров), а также ослабление зрительных ориентировочных рефлексов. Ко всему этому следует добавить, что водители часто еще и плохо видят пешеходов преклонного возраста, потому что те, как правило, носят одежду темных или серых тонов, из-за чего в сумерки их можно заметить лишь на расстоянии 2530 метров, когда тормозить зачастую поздно. Человек в светлой одежде хорошо виден за 40—45 метров, а специальные отсвечивающие знаки на одежде — за 130—140 метров. Поэтому весьма по ­ лезным было бы, особенно в сумерки и при неблагоприятных метеорологических условиях, пожилым людям иметь на одежде такие отсвечивающие предохранительные знаки. Их применение оправдало себя в Польше, в ГДР, в наших прибалтийских республиках.ЩщК то виноват?еще один ГАЗ-52 и надвигается прямо на него. Между автомобилями оставалось метров семьдесят. Что делать? Бобров решил прибавить скорость и все-таки закончить поворот. Но влево начал уходить и другой водитель, пытаясь, вероятно, объехать УАЗ. Тогда Бобров остановился. Затормозил и водитель грузовика, но машину, как и следовало ожидать, на заснеженной дороге занесло, и она потеряла управление. Бобров попытался избежать столкновения, но резко сдвинуть автомобиль с места тоже не смог... Так описаны события в письме Василия Ивановича Боброва в редакцию журнала. Он не согласен с тем, что в нарушении правил обвинили именно его, найдя, что у другого водителя — Писарева — не оставалось никакой возможности предотвратить аварию. «Прошу помочь мне разобраться. Что я делал не так?» — спрашивает Бобров. Как нам представляется, он прежде всего был недостаточно внимателен на дороге. А обстановка обязывала к особой бдительности, и полагаться на мимолетный. взгляд было рискованно. Выжди водитель секунду-другую, и он увидел бы идущий по главной дороге грузовик намного раньше, чем это случилось. Предполагать, что за стоящимВ МЕТЕЛЬВ то январское утро шел сильный снег. Ветер наметал его на дорогу, швырял в стекла машин. В ста метрах впереди и по сторонам уже ничего не различишь. Но Василий Бобров за рулем семнадцатый год и, как говорят, не такое видывал. К тому же как-никак водитель первого класса, да и трасса знакомая. Мелькнул справа треугольник знака «Пересечение с главной дорогой». Санитарный УАЗ, который вел Бобров, приближался к перекрестку. Вот и шоссе Вологда—Кириллов. Бобров глянул вправо — никого, влево — метрах в тридцати стоит груженный какими-то ящиками ГАЗ-52. Он включил указатель левого поворота и двинулся к центру перекрестка... Потихоньку, со скоростью около 10 км/час. Но когда машина выехала на середину дороги, Бобров вдруг обнаружил, что из-за стоявшего грузовика показалсягрузовиком может скрываться другая машина, Бобров был обязан. Кроме того, его действия не отвечали требованиям пункта 110 Правил ~i| дорожного движения, по которому все водители обязаны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся по главной магистрали. При наличии знака «Пересечение с главной дорогой» он должен был вести автомобиль таким образом ис такой скоростью, чтобы иметь возможность полностью контролировать ситуацию и остановиться тотчас, если к перекрестку по главной дороге приблизился автомобиль или любое другое транспортное средство. Он же, как мы знаем, при появлении автомобиля слева тормозить не стал. А зря. В этом случае он оставил бы Писареву реальные шансы на объезд его машины. К сожалению, подобные просчеты допускают многие водители, и этот факт заслуживает более обстоятельного разговора. Просчеты эти, к ак нам представляет^ ся, — следствие того, что не все еще 4|f водители разобрались до конца в новых правилах движения. И в частности, в существе термина «уступить дорогу». К ак его понимать? Если мы обратимся к пункту 9 Правил, то увидим, что это означает не заставлять другого водителя внезапно изменять направле-24