34
35
36
Участникам VI Спартакиады народов СССРК ОММЕНТИРУЕМ НОВЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ СПОРТУУтверждены новые Правила соревнований по автомобильному спорту. Это основной документ, которым обязаны руководствоваться организаторы, участники и судьи всех проводимых в стране автомобильных соревнований, независимо от их масштаба. Текст новых Правил, толкование их отдельных положений заметно отличаются от старых. В конечном итоге, этот основополагающий для автоспорта документ утверждает (с учетом изменений, происшедших за последние годы) рациональную систему организации и судейства соревнований, обеспечивающую оптимальное равенство условий. Каковы же основные изменения, внесенные в Правила соревнований? непосредственно с автомобилем и совершенные кем-либо, кроме состава экип ажа (включая пассажиров). Таким образом, советы, консультация со стороны любых лиц не могут рассматриваться как недозволенная помощь. Судейской коллегии предоставляется право оказания принудительной помощи в случае необходимости освободить трассу. Но Положением может быть предусмотрена пенализация за это участника или команды. В командных соревнованиях взаимопомощь внутри команды допускается только с момента старта каждого ее экипажа и до его финиша . Есть новое в организации старта и финиша. Для того чтобы облегчить подготовку к старту, за нееколько минут до установки автомобиля на предстартовую площадку участникам обязательно показывается оставшееся до начала гонки время: «2 мин.», «1 мин.», «30 сек.». До сих пор при групповом старте в несколько рядов считалось, что все участники отправились на трассу с одной линии. Отныне Положением о соревновании могут быть предусмотрены старты раздельно по рядам с кратковременными задержками между «сериями», при этом будет считаться, что участники всех «серий» данного заезда начали соревнования в одно время. Чтобы не дезориентировать спортсменов, запрещено подавать одновременно два стартовых сигнала, даже из числа предусмотренных Правилами. Определен размерштрафа за фальстарт. К показанному времени добавляется: при индивидуальном старте 10 сек., при групповых и общих — 30 сек. Когда результат определяется по последовательности финиширования, фальстарт наказывается остановкой спортсмена на трассе. Если в момент подачи сигнала старта не удалось пустить двигатель или он заглох, помощь со стороны обслуживающего персонала допускается только после ухода на трассу других автомобилей. Пуск двигателя толканием машины на зачетной дистанции не разрешается. Контрольное время закрытияфиниша по своему характеру будет называться: «суммарным» — и тогда началом его отсчета считается время старта; «льготным» — и тогда его исчисляют с момента финиша лидера. В соответствии с новым регламентом ФИА на гоночных трассах протяженностью более 1,5 км предусматривается четырехступенчатая система сигнализации спортсменам об опасности: за 500 м — неподвижным желтым флагом, непосредственно перед опасным участком — взмахами желтого флага, в конце участка — снова неподвижным желт ым флагом, и лишьчерез 500 м выезд из опасной зоны будет обозначаться зеленым флагом. География автомобильных соревнований в нашей стране значительно расширилась. В связи с этим организаторы всесоюзных и межреспубликанских состязаний отныне обязаны писать текст информирующих указателей На двух языках — русском и той союзной республики, на территории которой проводится встреча. На международных соревнованиях применяется русский языки один из официальных языков ФИА. Чтобы повысить руководящую роль щ территориальных федераций и ответственность за поддержание дисциплины в спортивных делегациях, установлено, что на первенствах и чемпионатах СССР только один представитель каждой союзной республики, городов Москвы и Ленинграда будет защищать интересы всех спортсменов и команд данной республики (города). К тому же новые Правила обязывают представителей не только выполнять требования судейской коллегии, но и всемерно помогать ей в соблюдении распорядка соревнований. Согласно техническим требованиям, в скоростных соревнованиях обязательно применение ремней безопасности. Повышается значение жеребьевки. Чтобы воспрепятствовать скрытой взаимопомощи, в ралли с лично-командным зачетом жеребьевкой будут определяться номера только автомобилей, стартующих первыми от каждой команды. Остальные номера судейская коллегия распределяет с равномерными интервалами между членами каждой команды. Внесен ряд изменений в состав и функции судейских коллегий. Р асширены права главного судьи в соревнованиях. проводимых на просматриваемой на всем "Ц протяжении трассе. Основываясь на до- ] несениях старших судей и личном наблюдении, он вправе распределять места немедленно после финиша, не ожидая срока подачи протеста. Разработан новый параграфо судейской службе при счете кругов, с учетом развития соревнований, в которых зачетные места определяют не по времени, а по последовательности финиширования спортсменов после лидера. В нем определены обязанности старшего судьи и судей — счетчиков кругов. В Правила включено также краткое описание технологического процесса счета кругов по системе непрерывной последовательной записи, получившей за последнее время наибольшее распространение. В трековых гонках, в частности широко распространенных ипподромных, проведение заездов по расписанию во многом зависит от четкой работы судей на выпуске. Их общие обязанности также изложены в специальном параграфе . В ряде случаев трудно по внешнему виду выделить стартера из судей, выполняющих работу на предстартовой пло- ..« щадке. Поэтому он помимо общих судей- ^ ских отличий (повязок, жетонов) обязан иметь на рукавах одежды резко выделяющиеся опознавательные признаки, например нарукавники с полосами. Известно, к ак дезорганизуют соревнов ания необоснованные жалобы, заявления, протесты. Сейчас четко определено: судейская коллегия не принимает к рассмотрению протесты без ссылок на параг рафыи пункты Правил, которые заявитель считает нарушенными. Положением может быть предусмотрено, что подающий протест обязан внести денежный залог, который при удовлетворении протеста возвращается заявителю, а при отклонении приходуется организатором соревнований. Более жесткими стали и условия рассмотрения апелляций. В прежних Правилах апелляция, поданная одним участником (представителем), противопоставл ялась коллективному решению судейской коллегии, перечеркивала всю ее работу, накладывая вето на награждение. Впредь будет учитываться мнение только большинства представителей и организатора соревнований. Апелляция^»^ явится основанием к задержке награжден \JB ния и выдачи спортсменам классифика- ^ ционных справок только в том случае, если ее подадут или подпишут более половины представителей. При этом учитываются голоса представителей только тех спортсменов, к которым имеет отношение апелляция (получили зачет или претендуют на него). Однако организатору предоставляется право задержать награждение, даже если за апелляцию го-1. ОРГАНИЗАЦИЯ И СУДЕЙСТВОНередко Положения о конкретных соревнованиях противоречили Правилам, а это порой в ходе спортивной борьбы и при подведении ее итогов приводило к конфликтам. Теперь установлено, что в подобных случаях судейские коллегии обязаны руководствоваться только текстом Правил. В новых Правилах точно определен круг обязанностей директора соревнований: не только своевременно принимать и размещать иногородних участников, представителей и судей (исходя из местных возможностей, это делается всегда), но и организовывать их своевременную отправку после окончания соревнований. Уточнено также, что директор не может выполнять никаких других обязанностей (представителя, судьи, комментатора и др.). Нередко перезаявки спортсменов в составах команд изменяли результаты жеребьевки. Ныне установлено. что вновь заявленному спортсмену сохраняется стартовый номер исключенного из списка участника. Требование личной проверки главным судьей всей трассы для ряда соревнований оказывалось нереальным. Поэтому теперь допускается утверждение трассы по картам и другим документам, представленным начальником дистанции (маршрутной комиссией). В новом тексте дано определение одноэтапных и многоэтапных соревнований. Первые состоят из одного или нескольких заездов, классифицируемых один раз. В многоэтапных первенство определяется по нескольким законченным соревнованиям — этапам или суммой зачетных очков, или результатом финальной встречи, которой предшествовали полуфиналы, четвертьфинал ыи т. д. Для упрощения работы секретариата исключена система зачета по наименьш ей сумме очков. Зачет оставлен только по наибольшей сумме. При этом предусмотрена возможность частичного выведения мест вне зависимости от числа участников, применительно к системе ФИА (для зачета в классах — шести мест, в абсолютном зачете — десяти). Вводятся следующие различия в оценке результата соревнований, когда одни участники могут оказатьсяв более выгодных условиях по сравнению с другими: — гонщик, не соответствующий установленным спортивным требованиям, может быть допущен к соревнованиям вне конкурса, при этом он не получает причитающихся по Положению званий и наград, а за занятое место ему только начисляются классификационные очки; — автомобиль, не соответствующий установленной технической характеристике, может быть допущен к старту вне зачета; в этом случае спортсмену не выводят места и не начисляют классификационных очков. Запрещенной посторонней помощью отныне считаются действия, связанные2. УЧАСТНИКИ СОРЕВНОВАНИЙ И СУДЕЙСКИЕ КОЛЛЕГИИЕсть изменения в требованиях к спортсменам. Они направлены главным образом на повышение безопасности движения и укрепление дисциплины. Участники скоростных соревнований должны иметь на правой руке браслет с демографическими данными и параметрами группы крови. В гонках на открытых автомобилях спортсмены обязаны выступать в перчатках.34 лосовало меньше половины представителей. Апелляции на отклоненные протесты против действия судейской коллегии, когда ей было предоставлено право выбирать одно из двух или большего числа решений, допускаемых для данного случая Правилами или Положением, вообще не будут рассматриваться. По многим нормам, с одержащимсяв прошлых Правилах, не указывались санкции. Теперь по большинству возможных нарушений определены конкретные формынаказаний . Например, предусмотрено исключение из зачета всего соревнования или данного заезда за отступление от правил экипировки, самовольную перестановку стартовых номеров, пересечение разметочных линий трека на кольцевых гонках ив картинЙзвестно, выезд автомобиля за границы проезжей части полотна дороги часто ведет кавариям . Кроме того, колеса в этом случае выносят на асфальт значительное количество грунта, создавая опасность для идущих следом машин. Вот почему теперь безоговорочному наказанию (принудительной остановкой, как и при фальстарте) подлежит спортсмен, повторно не сумевший удержать автомобиль в пределах проезжей части трассы. Кстати, предусмотрен вариант этой новой формынаказания . Если остановка участника на трассе не могла быть применена (например, создала бы опасность для других гонщиков или нарушение возникло на последнем круге кольцевой гонки), то даже в соревнованиях с определением занятого места по последовательности финиша судейская коллегия добавляет штрафное время — условной задержкой зачетного финиша на 30 секунд.3. ПРАВИЛА ГОНОКА. Заезды на установление рекордов. Правила их приведены ныне в соответствие с современными условиями и требованиями ФЙА, и прежде всего уточнена классификация рекордов по дистанциям и масштабу. Рекорды на длинные дистанции и время можно устанавливать экипажам, состоящим из двух и более гонщиков; они сменяют друг другав определенных местах под контролем судей. Для обеспечения безопасности на линейной трассе, если она проложена в двух направлениях, находится лишь один гонщик. Расстояние, ближе которого запрещено движение вслед автомобилю, увеличено до 100 м. Б. Дорожные гонки. Все гонки, проводимые не на специальных сооружениях, а с использованием дорог общего пользования, н азваны дорожными и объединены в одной главе. В ней определены следующие разновидности гонок: к ольцевые — когда трасса явля | ется замкнутой кривой, движение по коt торой многократно повторяется; }~ л инейные — когда прямая или из- вилистая трасса не замкнута и проходится один раз . Разновидности — г ор ­ н ые , проводимые на участках дорог со значительными перепадами высот, преимущественно перевальных; с принти подъем нахолм , организуемые на короткие дистанции. Наибольшее распространение у нас получили кольцевые гонки. В Правила их проведения внесены изменения, цель которых — обеспечить полную безопасность участников, зрителей, судей. Впредь ширина проезжей части для дви' ж енияв одном направлении на всей трассе должна быть не меньше восьми метров. Трасса на всем протяжении, а не только на поворотах обозначается белыми линиями, притом не одной — осевой, а обязательно по обеим сторонам — краевыми. Чтобы повысить безопасность технического обслуживания автомобилей в ходе гонки, ж елтая линия, у казывающая ближайшую к трассе границу ремонтной площадки, будет наноситься в двух метрах от краевой; в месте съезда на площадку и выезда с нее на трассу краеgfe-вая будет прерывистой. Если автомобиль 3» для обслуживания или ремонта не будет поставлен на площадку или хотя бы одно колесо окажетсяза линией ее границы, гонщика исключают из зачета, к ак за постороннюю помощь вне отведенного места. Кольцевые гонки, а также приравненные к ним линейные со встречным движением ныне можно проводить только на трассе, освидетельствованной комиссией трасс ФАС СССР. На нее должен быть заполнен паспорт (лицензия) Федерации, в котором кроме дорожных технических параметров указывается максимальное количество автомобилей (при необходимости по марками типам), допускаемых на трассу одновременно. Линейные гонки чаще всего проводятся в качестве дополнительных соревнований ралли. Правила их проведения подверглись лишь некоторой модернизации. Допускается организация их только при одностороннем движении участников. В противоположных направлениях они разрешаютсялишь по самостоятельным проезжим частям, между которыми имеется разделительная полоса, оборудованная с соблюдением требований безопасности. Наряду, с этим уточнено, что при большом числе разворотов на линейной трассе и совпадении мест старта ифиниша гонка считается кольцевой. В. Трековые гонки. Эти автомобильные соревнования в настоящее время проводятся на зимних ипподромах как самостоятельные (вплоть до чемпионата СССР), а такжекак дополнительные исп ытанияв ралли. Правила их проведения не претерпели заметных изменений. Классифицируемые гонки на ипподром ах можно проводить только в том случае, если дорожное полотно покрыто снегом или льдом и нет луне или обнаживш ейся земляной поверхности. Г. Картинг. На этот вид соревнований распространен общий регламент автомобильного спорта, а также требования, установленные для дорожных кольцевых и трековых гонок. Существенным является снижение до 9 лет возраста, при котором допускается выступление на картах с3 двигателем рабочим объемом до 50 см . Требуется, чтобы обувь участника закрывала лодыжки во избежание травм, а в гонках на льду — наличие предохранительной маски. Ширина трассы для кольцевых гонок увеличена здесь до 6—10 м на всем протяжении, м аксимальная длина в соответствии с международными нормами сокращена до 1200 м, м аксимальная протяженность обязательного и любого другого прямого участка — 150 м. количество картов, одновременно находящихся на трассе, уменьшено на 20 процентов. Правила дополнены описанием разметки трассы трековой гонки предстартовой и разделительными линиями. За пересечение последней предусмотрено исключение участника из зачета в данном заезде.4. РАЛЛИЭтот раздел подвергся коренной переработке прежде всего потому, что наряду с Правилами соревнований действовали утвержденные в их развитие «Общие условия проведения ралли». Теперь все регламенты сосредоточены в одном документе — Правилах. Ряд принципиальных изменений внесен в подготовку и проведение дорожных соревнований. В практику многодневных ралли широко вошли перерывыс объявлением после них нового расписания движения. Отныне каждый старт по новому расписанию имеет значение «официального» с распространением на него соответствующего режима: э кипажвыпускаетсянатрассу только по сигналу судьи, опоздание не пенализируется, но и расписание при этом не изменяется. Уточнен также режим перерывов между «входными» и «выходными» пунктами КВ. За их счет участники не вправе уменьшать опоздание, если это не предписано судейской коллегией. Они должны отметиться на «выходном» пункте с таким же отклонением от расписания, какое было зафиксировано на «входном». При опережении расписания за счет перерыва штрафные очки начисляются в двойном размере. Существенно уточнена роль маршрутной схемы и маршрутного листа, в котором перечисляются все судейские пункты. Если масштаб карты , по которой составлена маршрутная схема, не дает возможности определить детали того или иного отрезка трассы, необходимо сделать выноски укрупненного масштаба или в маршрутном листе дать детальное перечисление пунктов, через которые должен пройти участник ралли, чтобы получить зачетные отметки. Легенда, за правильность составления которой впредь отвечает только организатор, сохраняет очень важное вспомогательное значение — она определяетрекомендуемый, наиболее короткий или по другим признакам удобный маршрут движения. В ралли могут иметь место случаи, когда участник, не заметив пункта контроля или даже старта дополнительного состязания, проезжает мимо него без остановки. Сейчас такой экипаж уже не может возвратиться после отметки на ближайшем судейском пункте любого значения. Право на зачетное возвращение сохраняется до отметки на очередном пункте КВ. Если экипаж этого не сделал, то его постигнет «высшая кара» — исключение из ралли. Причиной пропуска судейских пунктов порой являлась плохая видимость опознавательных флагов. Впредь, применительно к ГОСТу на дорожные знаки, судейские опознавательные флаги требуется располагать на высоте 1,5—2,5 м от поверхности дорожного полотна. Предельная норма опоздания — 1 час — сохраняется во всех ралли, если Положением не предусмотрена меньш ая (например, в однодневных ралли) или большая (например, в ралли-марафонах или очень высокой сложности). Из известных четырех принципов ралли в новые Правила перешли две системы соблюдения расписания, которыми определяется порядок начисления штрафных очков. Система постоянного расп исания — сокращенно ПР (до сих пор этот принцип обозначался ОР, «Основное расписание»). Новым в этой системе является следующее: когда судейская коллегия обязывает участников за счет перерыва уменьшить опоздание, то время старта на следующий участок ралли принимается исходным для составления нового постоянного расписания. Система изменяемого расп исания — сокращенно ИР (ранее этот принцип обозначался СР, «Скользящее расписание»). Правилами предусмотрено, что Положением можно установить суммирование опозданий на всех пунктах КВ. даже если они были уменьшены с пенализацией участника. Таким образом, опоздание последовательно нарастает до той предельной величины, которая влечет исключение из ралли. Изменения коснулись и дополнительных состязаний. Порядок их проведения должен, прежде всего, соответствовать Правилам соревнований, и только не противоречащие им уточнения или дополнения могут быть объявлены в Положении или решением судейской коллегии. Установлена предельная пенализация: в гонках всех видов — 200 процентов, а в соревнованиях с выполнением упражнений — 150 процентов по времени, а также штрафным очкам лучшего участника в данной зачетной группе. Дополнительные требования введены к обозначению трассы слалома. Теперь недостаточно вывесить схему. «Ворота» или одиночные ограничители, обозначающие зачетную дистанцию, должны быть желтого цвета слева от линии движ енияи голубого — справа. Направление объезда ограничителей должно быть показано четко выделяющимися стрелами либо на поверхности дорожного полотна, либо на ограничителях — бочках. Если участник хочет избежать штрафа за невыполнение упражнения, он обязан вернуться к пропущенному упражнению или ограничителю слалома и снова выполнить его и все последующие упражнения. В этом случае результат определяется по повторному прохождению трассы, но, конечно, без изменения фактически затраченного времени. Принципиальные изменения произошли в техническом контроле и обслуживании автомобилей участников ралли. Прежде всего, за замену зарегистрированного в технических документах автомобиля, его двигателя или кузова экипаж исключают из зачета, независимо от того, была применена маркировка или не была. Замена других маркированных узлов и деталей влечет пенализацию, эквивалентную 50 минутам отклонения от расписания. При маркировке участники обязаны проверить и подтвердить своей подписью ее выполнение. Радикально решеныв Правилах многолетние споры о возможности и пределах трудноконтролируемой в условиях ралли технической помощи. Здесь допускается отступление от общих правил, а именно — разрешено получать горючесмазочные и другие материалы, запас-35 ные части, детали и инструменты, а также пользоваться помощью любыхлицв обслуживании и ремонте автомобиля на протяжении всей трассы . Исключение составляет зона пунктов KB и КП, то есть отрезок длиной 200 м от флага до указателя пункта и 20 мза ним. На время перерывов предусматривается возможность организациипарковсограниченным режимом. Порядок для таких парков — вход, выход, возможность ремонтных работ и прочее — должен быть указанвприложенияхкмаршрут ­ ным документам. Шкала пенализации приведена к единой системе (секунда — минута); одна секунда равна одному очку, ш трафза минутное отклонение от расписания установлен в 60 очков, а более крупные штрафы (за исключением начисляемыхза некоторые технические неисправности) к ратны шестидесяти — 120, 180, 300, 600. 3000, 30 000. Эта шкалаявляется единой для всех ралли, однако предусматривается возможность объявитьв Положении иные нормы, если это обосновано специфическими условиями какого-то ралли и преследует цель повысить в них значимость отдельных элементов — д орожных соревнований, дополнительных состязаний, сохранности автомобиля и другое.т. д. — на нечетных кругах, № 2. 4 и т. д. — на четных). Впредь не обязательно требование показыватьтрассу кросса на местности — в ряде случаев достаточно объя вить ее схему. Когда в кроссе сраспределением зач етных мест по порядку прихода на финиш устанавливаетсяпенализация (нап ример , з апользование тягачом), судьи будут задерживатьучастникана величину штрафного времени, а того, кто укл онится от наказания , исключат из зачета. Новой разновидностью автомобильн ых соревнований является кросс с ориентированием. На трассе протяженностью 80—200 км в среднем через каждые 10 км располагаютсяпункты КП. Участники по карте-схеме крупного масштаба или по легенде — описанию внешнихпризнаков — д олжныза наим еньшеевремя получить возможно больш е отметок пунктов КП. Б. Спринт и подъем на холм. Они могут быть проведены икакдорожная гонка икак кросс. В обоих случаях придется руководствоваться дополнительными правилами дорожных гонок. В таких сор евнованиях теперь снятыограничения по видам автомобилей. Трасса спринта может быть не строго прямолинейной и горизонтальной, а включать в себя повороты, п одъемыи спуски; ее возможнаядистанция увеличена до 1000 м. Трасса подъема на холм должна быть проходимой вусловиях данного времени года и погоды: в дорожной гонке — без применения специальных средств противоскольжения. а в кроссе — возможно с применением средств повышения проходимости. В. Вождение в условиях городского движения . В Правила внесено очень важное дополнение. Р езультат может определяться не только общим временем прохождения заданной трассы, что по существу означает гонку по городским улицам, а с соблюдением нормы времени, н азначеннойдля прохождения этапов между пунктами контроля. Г. Скоростное маневрирование (фигурное вождение). Правила по этому виду соревнований были пересмотрены в мин увшем году, у тверждены ФАС СССР и опубликованы. Прежде всего, у тверждены 10 строго фиксированных фигур, в ходящихв комплекс соревнований. Только последовательность расположениянатрассеирасстояния между ними определяются в зависимости от конфигурациии размеров площадки.5. СОРЕВНОВАНИЯ МАССОВОГО ХАРАКТЕРАА. Кросс. Эти соревнования проводятс я : на самостоятельной трассе; с чередованием труднопреодолимых отрезковидорожных этапов, проводимых в режиме нормируемого времени; с самостоятельным ориентированием в движении между контрольными пунктами. Если кросс проходит на очень короткой дистанции с преодолением крутого подъема, нужно руководствоваться дополнительными правилами для спринта и подъема на холм. Когда в кросс включаются дорожныеэтапыс нормир ованным временем, следует руководств оваться дополнительными правилами ралли. Предусматривая возможность проведения командных кроссов с взаимопомощью внутри команды, новые Правила запрещаютпересадку водителей из одного автомобиля командыв другой (нарушение ведет к исключению из зачета). На кольцевой кроссовой трассе можно ограничить прохождение труднопреодолимых отрезков только на части кругов (например, п репятствия № 1, 3, 5 иВ ралли, однако, можно использовать любые фигуры , в любой последовательности и не обязательно в полном наборе: габариты фигур одинаковы для всех автомобилей. Р азмеры ограничителей предусмотрены не только для легковыхигрузовых автомобилей, но также для автобусов. Ш трафные очки начисляютсядаже при задевании ограничителей, а не толькоза их опрокидывание. Предусмотрено, что судья на дистанции может передаватьв судейскую коллегию информациюо выполнении упражнения, сигнализируя флагамиразных цветов. При маневрированиизапрещено использовать подножку автомобиля для частичного выхода из кабиныи уточнено, что если при движении задним ходом участникоткрывал дверку, то длязакрывания ее допускается использовать силу инерции, возникшую, когда начал осьдвижение передним ходом. Время финишафиксируетсяв момент пересечения линии «Стоп» передней точкой автомобиля (обычно это бампер). Когда автомобиль остановится, оценивают положение его передних колес относительно линии. Правила скоростного маневрирования полностью распространяютсяи на соревн ованияюных спортсменов, но для них в Положении назначают только 6фигуриз 10 иразрешают тренировку на трассе предстоящих соревнований. Д. Экономичное вождение. По этому виду соревнований уточнены технические детали оборудования автомобиля идифференцирована точность учета врем енидлязачета . На дистанции менее 10 кмзачетноевремяизмеряетсяс учетом долей секунды, а на дистанциях 10 кми более — с точностью одной минуты (секунды отбрасываются). Е. Многоборье. По этому комплексном у виду соревнований внесено сравнительно мало изменений. Не установлено, сколько икакиесоревнования входят в многоборье — и х должно быть не менее двух, а конкретные виды определяются Положением. Допускается совмещение любых видов соревнований сэкономичным вождением на одной трассес общей фиксацией времени стартаифиниша . Однако результаты должныучитываться по каждому виду раздельно и суммироваться по принятой системе зачета. В заключение следует отметить, что пересмотрены все формы судейских документов. Новые Правила вводятся с1января 1974 года. Г. СОЛОВЬЕВ, член президиума ФАС СССР, почетный судья по спортуТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВ Автомобильный кросс Первенство СССРЛичный зачет . I класс (Г А3 - 6 9. У АЗ - 4 69 ) : 1. О. Соломасов; 2. В. Кулагин (оба — Москва); 3. А. Курочкин (РСФСР). I Iкласс (Г A3 - 5 1 ) : 1. В. Ященко; 2. В. Куренков (оба — Москва); 3. О. Пялль (Эстонская ССР). I IIкласс (3 ИЛ - 164, Г АЗ - 53): 1. С. Семикин; 2. В. Я шков (оба — РСФСР); 3. К. Ж итков (Москва). I Vкласс (3 ИЛ - 1 3 0): 1. Е. Свечников; 2. В. Кузнецов (оба—РСФСР); 3. Ю. Асалин (Москва). Командный зачет . С реди ДСО и ведомств: 1. «Спартак»; 2. «Калев»; 3. Советская Армия (2-я команда). С ре ­ ди клубовиколлективов физк ультуры : 1. 41-я автобаза г. Москвы;' 2. Пассажирское автотранспортное предприятие № 6 г. Новосибирска; 3. «тарнас» г. Тарту.ТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВК омандныйзачет : 1. Р ижская межрайонная база «Сельхозтехники»; 2. Курский Дворец пионеров ишкольников ; 3. АЗЛК.ТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВд июношей : 1. Советская Армия; 2. ЦС физкультурыи спорта ЦК профсоюза; 3. «Зенит». С реди спортивнотехнических клубов и автомотоклубов: 1. АМК (Днепропетровск); 2. СТК «Юбилейный» (Желтые Воды); 3. СТК «Малахит» (Москва).Мотоциклетное многоборье Первенство СССРЛичный зачет : 1 25см3 : все участники не закончилисоревнование . 1 75см3 : 1. А. Козлов (Москва); о стальные участники не закончили соревнование. 2 50см3 : 1. А. Озолс (Латвийская ССР); о стальныеучастники не закончили соревнование. 3 50см3 : 1. Э. Р амонас (Лит овская ССР); 2. Ц. Гиоев (РСФСР); 3. А. Клявиньш (Латвийская ССР). М отоцик ­ л ысколяской : 1. А. Колпаков — B. Мамыкин; 2. А. Иванченко — В. Тындиченко (обе пары — У краинская ССР); 3. В. Алексеев — А. Алексеев (Советская Армия). Ю ноши ( к ласс175см3 ): 1. В. Б ратковский (Украинская ССР); 2. C. Клюкин (РСФСР); 3. В. Бородай (Укр аинская ССР). Командный зачет. С реди союзных республик: 1. У краинская ССР; 2. Москва; 3. РСФСР; 4. Б елорусская ССР; 5. К азахская ССР; 6. А зербайджанская ССР. С редиюношей : 1. У краинская ССР; 2. Узбекская ССР; 3. РСФСР; 4. Москва; 5. Г рузинская ССР; 6. Эстонская ССР. С редиДСОиведомств : 1. Советская Армия; 2. ЦС физкультурыи спорта ЦК профсоюза; 3. «Зенит». С ре ­Спидвей Кубок СССР среди клубных команд (парная гонка)1. «Локомотив» (Даугавпилс, Латвийс кая ССР) — И. Р ыбникови А. Кузьмин, 48 очков; 2. «Нева» (Ленинград) — В. Батур ини В. Смирнов, 47; 3. «Сибирь» (Новосибирск) — В. Кочетов и Ю. Дубинин — 37.Картинг. Кубок СССРЛичный зачет. К ласс «Б»: ( 1 25см ' б езкоробкипередач ) : 1. А. Зайц ев (Москва); 2. В. Чуваев (Курск); 3. 3 А. Иле (Рига). К ласс «С» ( 1 25см ): 1. А. Синегубов (Новосибирск); 2. Н. Козик ов (Херсон); 3. В. Леоненко (Москва). К ласс «К» ( 1 75 см 3 ): 1. У. Стейнертс (Рига): 2. Г. Михайлов (Баку); 3. В. Лыткин (Курск).Мотобол Первенство СССР. Класс «А»1. «Вымпел» (Полтава) — 34 очка, разница забитыхипропущенных мячей 106 — 18; 2. «Автомобилист» (Элиста) — 32 (79—19); 3. «Адажи» (Рига) — 21 (26—18); 4. «Кавказ» (Невинномысск) — 20 (58 — 33): 5. «Молния» (Зеленокумск) — 17 (25 — 34); 6. «Омич» (Омск) — 15 (31 — 54).36