Советские команды на пьедестале почета«СЕРЕБРО» И «БРОНЗА»МОТОКРОСС. По традиции сезон международных соревнований в кроссе завершается командными чемпионатами мира. Они во многом и определяют ту табель о рангах, которой неофициально руководствуются в Международной мотоциклетной федерации, оценивая соотношение сил в мотокроссе. В самом деле, в личном первенстве мира успеха можно добиться за счет одного талантливого гонщика и помощи мотоциклетной фирмы (чаще всего иностранной). Для победы жев командных чемпионатах усилия одной спортивной «звезды» окажутся бесплодными, если они не подкреплены успешным выступлением остальных членов команды (в зачет идут три лучших результата из четырех). Это, в конечном счете, и определяет необычайно острый накал борьбы в командных чемпионатах мира. Розыгрыш «Трофея наций» (класс Практически тот же состав имела сборная Бельгии и на розыгрыше другого командного приза — «Кросса наций». Всего жев соревнованиях, которые проходили в Швейцарии, участвовали спортсмены 12 стран, в том числе таких «мотоциклетных», как Великобритания, Голландия, Италия, СССР, США, Финляндия, Швеция. За нашу команду стартовали молодые гонщики В. Попенко, А. Бочков (Ленинград), А. Мандриченко (Киев) и Н. Ефимов (Москва). Почти все они — дебютанты командного чемпионата мира. Помимо хорошо известных по выступлениям в личных первенствах гонщиков на «Кроссе наций» зачастую мож250 см 3 ), который проходил ныне в Англии, собрал гонщиков из 13 стран. Положение о соревнованиях не запрещает участвовать здесь и тем спсрртсменам, которые в течение года выступали в другом классе машин — 500 см 3 . Поэтому на старт вышел весь цвет мирового мотоциклетного спорта. Особенно грозно выглядела сборная Бельгии: двукратный чемпион мира Р. де Костер, призер мировых первенств С. Гебейерс. За советскую команду выступали ленинградцы Г. Моисеев и П. Рулев (на КТМ), В. Попенко из Калининграда, киевлянин Л . Шинкаренко (на 43). Первый заезд не дал преимущества ни одной из команд. Его выиграл чемпион мира нынешнего года швед X. Андерссон на «Ямахе», а второе место занял финн X. Миккола (на «Хускварне»). Но это не выдвинуло ни шведских, ни финских гонщиков в лидеры, поскольку но встретить и других очень сильных спортсменов. Они не связаны контрактами с фирмами и одноразовое выступление в командном кроссе считают для себя единственной возможностью поспорить с титулованными асами международного кросса. В прошлые годы были случаи, когда именно эти «мистеры Икс» решали судьбу командного приза. Однако на этот раз сенсаций не произошло. «Вооруженные до зубов» японскими мотоциклами, бельгийцы ив «Кроссе наций» были вне конкуренции. И снова самый весомый вклад в победу внес Р. де Костер, занявший в заездах первое и второе места. Серебряным призером стала сборная Швеции, имевостальные выступили слабо. Четвертое место Г. Моисеева и пятое П. Рулева в этом заезде, к сожалению, не смогли подкрепить В. Попенко иЛ . Шинкарен- М ко, закончившие дистанцию соответственно семнадцатым и двадцатым. Все решил второй заезд. Усилиями де Костера (он был первым) и С. Гебейерса (третьим) команда Бельгии вырвала победу и завоевала «Трофей наций». Большого успеха добились наши гонщики. Дружный финиш (Рулев—пятый, Попенко — седьмой, Моисеев — двенадцатый и Шинкаренко — тринадцатый) обеспечил команде СССР общее второе место. Позади остались такие грозные соперники, как сборные Чехословакии, Финляндии, Швеции, Англии. Это — несомненный успех наших мотоспортсменов. Б. ПАНФЕРОВ, заслуженный тренер РСФСРшая в своем составе сильных и опытных гонщиков. Мужественно сражались на трассе «Кросса наций» советские спортсмены. Несмотря на то, что выступали они далеко не на новых моделях мотоциклов, в каждом из заездов им удавалось заканчивать дистанцию в лидирующей группе. Третье, «бронзовое» место, занятое командой СССР, можно оценить как заявку на будущие, еще большие успехи наших гонщиков в соревнованиях этого класса машин. Н. ЕФИМОВ, мастер спортаСПИДВЕЙ. Свыше 40 тысяч любителей гаревых гонок собрались на знаменитом стадионе «Уэмбли» в Лондоне, чтобы увидеть финал командного первенства. Право участвовать в нем завоевали сборные Великобритании, Польши, СССР и Швеции, успешно выступившие в предварительных отборочных соревнованиях. В состав нашей команды входили Вл. Гордеев (Балаково), В. Пазников (Новосибирск), А. Павлов (Владивосток), Г. Хлыновский и В. Трофимов (оба — Ровно). Дорожка стадиона «Уэмбли» — одна из самых трудных для советских спортсменов, которые в отличие от их соперников выступают на ней очень редко. Она не похожа на все остальные: разные радиусы поворотов, узкие прямые, прямоугольный бруствер на внутренней бровке. К тому же дождь, шедший во время соревнований, сделал ее особенно тяжелой, совершенно не похожей на ту, что была накануне во время тренировок. Все это, безусловно, сказалось на результатах наших гонщиков. Несмотря на успешные старты Гордеева и Пазникова, советская команда не смогла удержать титул вице-чемпиона мира, завоеванный ею дважды — в 1971 и 1972 годах. Набрав 20 очков, она заняла третье место. Победу жев финале, как и ожидалось, одержала команда хозяев дорожки. У Великобритании — 37 очков. На шесть очков меньше набрали шведы, ставшие серебряными призерами. Бронзовые медали достались нашим спортсменам. Неожиданно слабо выступили польские гонщики. Обладатель бронзовой медали личного чемпионата мира 3. Плех дал своей команде всего 5 очков, а его земляк, чемпион мира нынешнего года Е. Щакель — ни одного. К сожалению, и на этот раз судейство не отличалось четкостью и объективностью. Арбитр из Норвегии (он заменил Траунсшпургера из ФРГ, совершившего грубую ошибку при судействе финала личного чемпионата мира) наказывал советских и польских гонщиков за малейшие нарушения правил, совершенно не замечая таких же нарушений со стороны английских и шведских спортсменов. Г. ФОМИН, заслуженный тренер СССРСНОВА „ Р УССКАЯЗИМА "Это название хорошо знакомо не только почитателям советского музыкального искусства, но и любителям автоспорта. Под тем же названием, что и традиционный музыкальный фестиваль, дважды, в 1965 и 1966 годах, проходило на наших дорогах международное ралли. Помимо советских спортсменов на старте его были гонщики Польши. Финляндии, Чехословакии, Швеции, Дании, ФРГ. И вот после семилетнего перерыва — снова ралли «Русская зима». Оно начнется примерно в те дни, когда читатели получат этот номер журнала, в середине декабря. Участвовать в нем будут ведущие гонщики социалистических стран. Само название ралли говорит о характере испытаний, которые ожидают гостей и хозяев. Трасса протяженностью 3500 км пройдет по маршруту Брест—МинскМосква — Ленинград — Москва — Минск. Многие участки дорог будут уже покрыты снегом, гололедом, и это поставит сложные задачи перед раллистами. Помимо того, спортсменов ждут нелегкие дополнительные соревнования — ипподромные и шоссейно-кольцевые гонки, слалом и другие. Ралли лично-командные. В составе каждой команды — 5 автомобилей. В зачет идут лучшие результаты, показанные тремя экипажами. Итак, «Русская зима» принимает старт.8