Более двух тысяч экспонатов было представлено осенью в Сокольниках на специализированной Международной выставке «Лесдревмаш-73». В ней приняло участие около 700 фирм, предприятий и внешнеторговых организаций из 21 страны мира. Лес, проблемы его использования, восстановления, переработки... Казалось бы, причем тут автомобиль? Ну разве только в качестве лесовоза. Ожидаешь встретить на такой выставке специальное оборудование, станки, агрегаты. Так оно и есть, но среди экспонатов немало установок, смонтированных на шасси грузовиков, колесных тягачей, гусеничных вездеходов. Наряду с нашими старыми знакомыми — лесовозами КрАЗ-255Л с прицепом-роспуском ТМЗ-803К и МАЗ-509 с прицепом-роспуском ТМЗ-803М — там было представлено немало специальных машин. Но какой бы оригинальной ни была их «внешность», она не могла заслонить автомобильную первооснову. Самопогружающая машина «Зайчик-М» базируется на шасси ЗИЛ-130 или ЗИЛ-157К, лесной пожарный вездеход ВПЛ-149 смонтирован на шасси гусеничного транспортера ГАЗ-71 и так далее. Для многих установок и машин использованы шасси колесных тягачей Кировского завода и ХТЗ. С точки зрения автомобилиста, большой интерес представляли мощные колесные трелевочные тракторы К-703 и Т-157, снабженные дизелями мощностью соответственно 200 и 150 л. с. Изменение направления движения машины осуществляется не поворотом передних колес, а путем поворота всей передней части рамы относительно задней. Если вспомнить о новинке последних лет — сочлененных автомобилях повышеннойТРАНСПОРТ ЛЕСАпроходимости, то можно заметить у них немало общих черт с этими тракторами. Собственно, К-703 и Т-157 на трактор мало похожи. У них колеса одинакового диаметра, комфортабельная кабина, скорость, превышающая 30 км/час. Словом, это скорее колесные тягачи. Конечно, не только эти машины привлекали внимание посетителей. Всеобщий интерес вызвал установленный у входа в павильон СССР новый советский семитонный портальный автомобиль Т 150 соломбальского завода — машина для транспортировки досок (ее можно использовать также для перевозки труб, штабелей длинномерных материалов, контейнеров). Выставка «Лесдревмаш-73» отразила общие направления и конкретные решения задач комплексного использования леса, установившиеся в мировой практике, и прежде всего — в сфере механизации и автоматизации производственных процессов на всех этапах. Велика в этом роль автомобильного транспорта. Как отметил на пресс-конференции министр лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР Н. В. Тимофеев, за последнее время в лесном транспорте наметилась тенденция перехода с гусеничных на колесные машины. Вот почему такая важная роль на выставке отводилась машинам на автомобильном шасси. Здесь можно было видеть самые последние трелевочные тракторы и колесные погрузчики американских фирм «Кейс» и «Катерпиллар», тяжелые грузовики-лесовозы «Интернешнл». Большой ассортимент «лесных автомобилей» — грузовиков разной грузоподъемности и вездеходов — представила финская фирма «Ою Суомен Аутотеоллисуус АБ» (машины имеют торговую марку «СИСУ»). Другие заводы продемонстрировали автокраны для погрузки лесоматериалов, специальные «зимние» сетчатые цепи для езды по ледяным дорогам («Эрлау» — ФРГ, «Ою Фискарс АБ» — Финляндия) и опять же лесовозы. Внимание посетителей привлекли французские трехосные седельные тягачи «Уник», вездеходы «Унимог» (ФРГ) со специализированным оборудованием, канадские бревнопогрузчики «Мичиган» на шасси тягача со всеми ведущими колесами и автоматической трансмиссией. Выставка «Лесдревмаш-73», как и многие другие международные выставки, организованные в СССР, содействовала укреплению деловых контактов специалистов разных стран, развитию международного сотрудничества. Н. СЕМИНАСверху вниз: Семитонлый портальный автомобиль Т-150 соломбальского завода. На этой машине использованы двигатель иагрегаты трансмиссии от грузовика ГАЗ-53А. Весит она 5,9 тонны и может развивать скорость до 40 км/час. Седельный тягач «Уник-ФИАТ» (Франция) снабжен 8-цилиндровым V-образным дизелем мощностью 340 л. с. Все колеса машины, работающей впарес лесовозным прицепом «Николя», ведущие.Тяжелый грузовик-лесовоз «Интернешнл-Пэйстар-Ф5070» (США). На машине с колесной формулой 6X4 может быть установлен один из 14 вариантов дизелей (от 200 до 370 л. с.) Полный вес лесовоза с грузом 58.5 тонны. Финский грузовик «Юрю-СИСУ-М162» для вывозки леса. Он буксирует двухосный активный (то есть с ведущими колесами) прицеп. Грузоподъемкость автопоезда до 34 тонн, или 60 кубометров, древесины. Привод на колеса прицепа сделан гидростатическим. Фото А. Ганюшина