Страничка мотоциклистаЕсли бы владельцу современного ИЖа или «Урала» довелось прокатиться на их довоенных предшественниках, то, вероятно, в первую очередь его. бы поразила неожиданная тряска и связанное с ней трудное управление машиной при обычной скорости. Причина в том, что оси колес в то время закрепляли в раме жестко, и все неровности дороги передавались водителю. Позже, чтобы избавить мотоцикл от этих недостатков, колеса его стали соединять с рамой через пружины или рессоры различного типа. Однако они не решили проблемы: сжатая при наезде на препятствие пружина (рессора) тут же распрямлялась и как бы выстреливала колесо. Стала очевидной необходимость как-то гасить энергию, накопленную пружиной при сжатии. Сначала для этой цели применяли так называемые демпферы (амортизаторы) сухого трения — устройства с шайбами из фрикционного материала, а затем более совершенные гасители колебаний — гидравлические амортизаторы. В них кинетическая энергия преобразуется в тепловую, которая затем рассеивается в воздухе. Ныне такие амортизаторы стоят практически на всех транспортных средствах. Об амортизаторах отечественных мотоциклов рассказывает инженер ВНИИ Мотопрома С. С. БЕЛЯЕВ.и и 'внин-Ч1гвэ aDXudoHа ВНИНЧ1ГВЭ JKXBH ИИ 'нохгп вн ВНИНЧ1ГВО со ою •ч1ч1 юсо о•ч1 о со •4е гН юсч оюо со о 05 см о" ю со о о"со оою .-< •* см Ю -^ о" со о о" ю О ем осо о§1.яSн со0JCOем•ч СМ1о СЧs..кI яа,4з ••• Я вBdtfHHirHh HBUBITH — D/CudoH внохт BBlnCKHiraBdu - в н — HOJ.mюсо о 05 о о" 05 о о"СО о"ю сч"s х«о>..Яюсо оо со о о"юсо о о"смсо о о"юсо о о'со Яя,V7*'си5Я»О — dtfHHirHh qHamdou•ч1 оюсо о" •4е СЧ СО о_ о"ю о"% "о"ю ТГ05 о о",но •ч1СЧ •4е -Ч" тгсо,aо1Н VOS ' vo н $• =» a 3пю•ч*о"1.СО3A XСЧ соо ч1ев си я• -К о со СЯОRОС ft " S Я «5 оО...со°0 1ftS of§n 0 »°•*со £г -й Я чЯ юSo'C 1к" со£с соДсо1о.UJ см с см S | *^,о E-pajc ОКиО 1 ^ ю Ято 05и7Sс „•« СО 0 « 05С О со«о 1СОдСОCOQ-C-ftHьЭ aо-Ч1 ч13яЯЕГО)1111« ю Дс^сяйя аЭх« а соЯ соя " 1к" 1соЯсояI! I я '4,к-1емсчя s0) нft-3я ог-ШюTfc O is§*XЭхЧсо? ^-э -S S2 ееXEO VO toft aX 4с соозю -г л со нa ftsк Sсоо сч АЧСОнt&o rс о ю1 •чк Sсоо (М АСОьft caо о сч АЛ Е-<< ft Исою со л I-; tO нs •"! я о S. Й «"ОцЯ sIs ifgfto 5я "" Оgi о.яС О ГГо СОa юо3н 0я яча и00о юлСОю со Асо f-оиR СОькче оои Xо05'"'оS &Я i -О1 чиСамый совершенный, но и зато самый сложный амортизатор (рис. 1) применяется на тяжелых мотоциклах «Урал». Рассмотрим схему его работы (рис. 2). При наезде колеса на препятствие пружина сжимается, и шток амортизатора входит в цилиндр, вытесняя из него жидкость через перепускной клапан 8 (см. рис. 1) в пространство над поршнем и через клапан сжатия 14 — в полость между цилиндром и корпусом. При обратном ходе колеса амортизатор растягивается и, сжимая поршнем жидкость, открывает клапан ртбо)'я 9, в результате чего жидкость через отверстие в поршне заполняет нижнюю часть цилиндра. Недостаток жидкости в этой его части восполняется через впускной клапан 12. Величина сил, сопротивляющихся перемещению поршня (а стало быть, колеса), зависит в основном от жесткости его пружины и величины ее поджатия. В шайбах клапанов отбоя и сжатия сделаны калиброванные отверстия, через которые жидкость проходит при частых колебаниях колес с малой амплитудой, Таким образом, воздействие колебаний неподрессоренных частей мотоцикла на экипажную часть снижается. Некоторая часть жидкости при обоих ходах протекает по зазорам между поршнем и цилиндром, а также между штоком и его направляющей. Понятно, что по мере увеличения этих зазоров (особенно первого) вследствие износа деталей изменяются силы сопротивления, а значит, и характеристика узла. На многих мотоциклах, как отечественных, так и зарубежных, применяют амортизаторы несколько упрощенной конструкции — без некоторых клапанов Окончание — на стр. 39X fо2°1 4Hsо оgсмАН05^ СЧ АОю тЧсоX о05'"'°а| щ«ч СО осоюка«И чA XОо с-Е-ч иол чюUы5 ис<5 о»9А R05О юлч сон3 чя »tl яЯ .. о5я>> со.яю IЯ СОо°>оХsag Ifcea aо eXя 1 "? сосо*3№со соо«»и-соО.Я со ел & 3 * -ч « 05 й. 1 0 ) X ' ..ft сояfа яHSftисо". ю о"яA 4 to од 0!sо" +1О) ю со о о"+о'°сч- 4 .is» I Ко. 2+1Slf»I , CM CDсо+1 соСП?; °+1 со оо 00 со0)sю •- t eo05<он") ИО) 05 tсоо_,< -0> 05 00+1 о» ос-+сч05 <? * оia iя 2softCL^C! I&a>.«0 rtmSюоC4&«со' oftяsа НSЯtoW XЮ •ч«» <соЮ •Ч" о»JJ < «*•Ч ft1XчXя+<счем»* С Ч<й1осо+сооюо S§о- о| |соx-ftf--4 я»« , *S I„«XО нсою см-ч* о'о"*Xо,4*><ю05cocoююгЧ ооЮ о"о"3 я go GftfoC .. OаА X 0)11оi4 юС 05 О°.° о"о"1 1о coco оо о"о"Eip, 05°, Sа."N008en"Ю'Ч'ИИ*хо ю**ЯА" I I »ft m o.05-ft оАвоо оо"||«l |QСМ •п11со о О)соб' » юСОX о смГ оо . 0"0t050511со1 1яНА• 3о счfta°>|o•-°>Ял: 2л о.. - s 0о «toчCDЯО и«X §Я XоXао СОS« яа ЕS юeg " я COCO ftяа"С нО СО со ОSо аао кя ояо%яC Jяк.вк оSНИ «о тсо А« як1 to.1ft ' IЯ05СМ-Ч Е--ЧСЧ.яSкаЕ-21