В истории Великой Отечественной войны этот год занимает особое место. Завершено освобождение советсной земли, государственная граница СССР, вероломно нарушенная гитлеровцами, восстановлена на всем ее протяжении от Баренцева моря до Черного. От оккупантовочищено около 600 тысяч квадратных километров. Продолжая наступление, Советская Армия пересекла границу СССР и начала освобождение европейских народов от фашистского ига. В 1944 году были освобождены Румыния, Югославия, Албания, Болгария, большая часть территории Венгрии, Польши, Словакии. Н аши войска вышли на пути к центральным районам Германии. Огромная роль вдостижении боевых успехов принадлежит бронетанковым и механизированным войскам. Блестяще справился со своими задачами автомобильный транспорт. На 1944 год приходится 50 процентов грузов, перевезенных в течение всей войны. Фронтовые дороги отмечены отвагой и подвигом. Вот она легендарная « к атюша » из дивизиона, которым командовал майор Власов, совершает очередной огневой налет на вражеские позиции (фото 1). Установки гвардейских реактивных минометов БМ — 1 3 монтировались на шасси многих автомобилей повышенной проходимости: ЗИС — 6, «Джиэмси», «Студебеккер ЮС-6» (на снимке). Утром 31 августа в столицу Румынии — Бухарест вступили советские танки , а также 1-я румынская добровольческая дивизия имени Тудора Владимиреску (фото 2). В конце июля наши авангардные части и соединения на широком фронте начали форсирование польской реки Вислы. Автомобили с боеприпасами под прикрытием дымовой завесы двигаются по паромной переправе (фото 3\. Следующий снимок сделан во время освобождения Югославии. Командир подразделения гвардии капитан Носков выехал на автомобиле для выбора артиллерийских огневых позиций (фото 4). Переправа через Дунай (фото 5). На пароме — один из наиболее любимых военными водителями автомобилей — т рехтонка ЗИС — 5. Многие тысячи километров фронтовых дорог изъездил мужественный водитель младший сержант М. Т ребунский , доставляя боеприпасы и другие грузы , необходимые для боя (фото 6). Грозные «тридцатьчетверки» участвовали в освобождении Югославии и Болгарии (фото 7). Эти машины являются модификацией 1944 года (Т—34-85) с 85-миллиметровой пушкой , новой башней, пятиступенчатой коробкой передач. О достоинстве их писал журнал «Зольдат унд техник » (ФРГ) в 1965 году: «советский танкТ — 3 4 , бесспорно, был подлинным шедевром в истории развития военной техники » .1 345АЛ»• WйСТРАНИЦЫ ФОТОЛЕТОПИСИв194427т' matfЧ*- i * СТРАНИЦЫ ФОТОЛЕТОПИСИ1945Вот и _река Одер. В начале февраля наши войска успешно форсировали ее и захватили плацдарм на западном берегу. За 17 дней наступления 1-й Белорусский фронт прошел до 400 километров. Очистив от врага всю западную часть Польш и , советские воины вступили на территорию Германии . До центра фашист ­ ского логова — Берлина оставалось по прямой 70 — 80 километров. Строго, сосредоточенно лицо бывалого воина старшегосержанта Е. С. Лозового. Он пришел сюда с берегов Волги. М аши ­ н у за машиной , колонну за колонной пропускает регулировщик на западный берег Одера (фото 1). Мы видим на снимке грузовик ГАЗ — М М (сохранившийся еще из довоенного выпуска). На передних крыльях заметны белые полосы — они обозначали машину при встречном движении со светомаскировкой. К концу Висло-Одерской операции автомобильному транспорту приходилось оставлять грузы войскам на расстояние §00 — 600 километров. Только на 1-м Белорусском фронте их было перевезено свыше 900 тысяч тонниеще 180 тысяч человек. В то время, когда 1-й, 2-й Белорусские и 1-й Украинский фронты готовились нанести решающийудар по Берлину, шло победное наступление советских войск вВенгрии , Словакии, Австрии. 13 апреля от гитлеровцев была очищена Вена. Корреспондент запечатлел наши броневики БА — 64 на улицах столицы Австрии (фото 2). Одна из такихмашинэкспониру ­ ется на открытой площадке Центрального музея Вооруженных Сил в Москве. Многообразны военные профессии автомобиля. Трудяга ЗИС — 5 (опять-таки довоенный образец, д оживший до 1945 года) на этот раз торопился доставить пушку на огневую позицию. И нипочем ему ни разрывы снарядов, ни пожарища (фото 3). Где вы теперь, фронтовой шофер Замазеев? Очень скупыо вас сведения, но и они говорят о многом: всю войну водитель служилв одной части, тысячи тонн боевых грузов доставил для боя. Орден Красной Звезды украшает его грудь (фото 4). Наступила долгожданная победа. Л и ­ к ующий май сорок пятого. К 15 часам 2 мая полностью прекратилось сопротивление гитлеровцев в Берлине, к исходу дня столица фашистской Германии была полностью занята советскими войс ками . А в 10 часов 9 мая освобождена Прага. Ж ители чехословацкой столицы восторженно встречают советских воинов-освободителей. Впереди колонны — легендарная «тридцатьчетверка» (фото 5). Миллионы узников вызволили из гитлеровских лагерей смерти советские солдаты. Вот мы видим, к акначальник одного из репатриационныхпунктов кап итан И. И. К руть провожает на родину колонну автомобилей сбывшими бельг ийскими военнопленными (фото 6). Н ижняя фотография (7) не нуждаетсяв особом пояснении. Она известна всему миру — советские танкисты (рядом — их машина ИС — 2) в центре пов ерженного Берлина. Слава вам, воиныпобедители! Слава вам, герои фронтовых дорог! Фото О. Л АНДЕР , Е. Х АЛДЕЯ , из Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР и архива журнала «Советский воин»1 234Sв7 m:>f .' ШШ;*#»-Н'Гв'1 i1.1.rirar ,***•***'У-^4fife:Иц«-^Я Я5x#ir.L№J1)к\х;:•Й №$•y &< <^Яг"^ ;r*«^.» • « * , ,STa r-i, 3 •/ : - . •-.-,_ f*!