10
11
12
+•«.з«и„Tejlp»* /Мирская Кркнолцг- ' " Hjioncmui* Сочи': ТрахсальскоеМАРШРУТЫ:— —••• АяШЩНОЫы!•' • • А»томобнльиу1 Мотощшлотим*По адресам героев-водителей Экспедиция журнала «За рулем»1945-1975Очередной маршрут экспедиции привел нас на берега Волги, в город Куйбышев. И не к одному герою, как это было в предыдущих поездках, а в большой коллектив людей разных поколений, судеб, характеров — в Средне-Волжское транспортное управление. Выбор пал на него не случайно. Это объединение известно в стране передовыми формами и методами труда, успехами в выполнении государственных планов. Здесь одними из первых стали применять на массовых перевозках тяжеловесные автопоезда, получившие ныне широкое распространение. Средне-Волжские автотранспортники внедрили на своих предприятиях современные технологические линии технического обслуживания автомобилей, перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов по рациональным маршрутам. Да, кроме всего прочего, само Поволжье обладает необычайной притягательной силой. Край славных революционных, боевых и трудовых традиций, г и ­ гантских новостроек. Кто не знает Куйбышевскую ГЭС имени В. И. Ленина, новокуйбышевский химкомбинат, завод «Волгоцемтяжмаш», выросшие на наших глазах город Тольятти и автозавод-гигант ВАЗ!.. И ко всему этому автотранспортники имеют непосредственное отношение. Направляясь в Куйбышев, мы многое знали ио людях Средне-Волжского управления. Хотелось рассказать нашим читателям, как трудятся здесь ветераныфронтовики, продолжатели их дела — молодые водители, как встречают они 30-летие великой Победы. Гостеприимные волжане сердечно приняли нашу экспедицию и поддержали предложение организовать встречу водителей разных поколений. Руководство транспортного управления, областной комитет ВЛКСМ, о бком профсоюза, о бкомДОСААФ много сделали для подготовки этой встречи. За сутки до начала встречи. Водитель Герой Социалистического Труда Семен Иванович Ушмудин. Водитель Герой Советского Союза Филипп Дмитриевич Разин. В воспоминаниях ветеранов оживает легендарный ЗИС — 5 — автомобиль, прошедший самые трудные дороги войны.10...Большой зал 1-го пассажирского автопредприятия г. Куйбышева заполнен до отказа. Около четырехсот человек собралось сюда. Среди них и молодые. Мы видим здесь комсомольцев автотранспортных предприятий области, воинов-автомобилистов — отличников боевой и политической подготовки, а рядом с ними курсантов автошколы оборонного Общества, которым скоро предстоит стать в строй. В зале и на сцене люди, посвятившие себя одному делу — нелегкому шоферскому труду. Встречи с героями войны, героями труда, с молодыми водителями — не столь уж редкое для редакции меро ­ приятие. Но что-то не припомним, чтобы в одном зале сразу собиралось столько представителей всех поколений автомобилистов. Уложить впечатления об этой встрече (она длилась более трех часов!) в ставшие уже привычными для экспедиции рамки путевого очерка мы оказались не в силах — слишком велик материал. И потому решили рассказать об услышанном и увиденном устами тех, кто выступал, делился воспоминаниями. В этом нам помогла стенограмма, которую мы снабдили небольшими отступлениями. Разговор начал Сергей Петрович ПИСАРЕВ. За его плечами — большой боевой и трудовой путь. Еще до войны начал он работать комбайнером. С сорок второго на фронте. Дошел до Австрии, был трижды ранен. Вернувшись с войны, работал, учился. Заведовал мастер- Автопоезда — слава и гордость Средне-Волжского управления. На переднем плане Герой Советского Союза начальник отряда автоколонны Сергей Филиппович Зинченко (справа) и Виктор Михайлович Захватов. Солдаты слушают солдата...ПОКОЛЕНИИскими, был главным инженером, начальником автоколонны, главным инженером Средне-Волжского управления. А с 1972 года возглавляет его. К боевым наградам прибавились два ордена Трудового Красного Знамени. — В этом зале, — сказал он, — присутствуют лишь немногие из тех, кто имел право быть приглашенным. Здесь — достойные из достойных. Сергей Петрович обвел взглядом сцену, где заняли места фронтовики, ветераны труда, и продолжал: — О каждом из этих людей можно сказать много прекрасных слов, м ож ­ но писать книги. Всего же в нашем управлении работает более двух с половиной тысяч человек, отмеченных военными наградами. И потому сейчас, в канун большого всенародного праздника, мы вправе говорить не только о подвигах отдельных людей, но ио подвиге куйбышевских автомобилистов в целом. Приведу лишь несколько примеров. Кто не помнит слов объявления, дошедших до нас с времен гражданской войны: «Райком закрыт. Все ушли на фронт!». На одной ноте с ними звучат строки, написанные в 1941 году: «Сызранская автобаза № 70... расформирована в связи с отправкой на фронт всех автомобилей вместе с водителями». Знаем мы и то, как сражались наши шоферы. Бесстрашным разведчиком прошел всю войну кавалер двух орденов Славы и ордена Красной Звезды, ныне передовой водитель сызранского грузового автопредприятия № 1527 Василий Иванович Артюхин. Всю войну, от первого до последнего дня, прошел на своем автомобиле Андрей Филиппович Зольников. Именно прошел — осторожно, бережно — ведь он возил раненых воинов. Среди нас сидит Герой Советского Союза, бывший солдат, а ныне шофер чапаевского АТП Филипп Дмитриевич Разин. Это он, волжанин, переплыл реку и из-под носа у немцев увел понтон, обеспечил форсирование водной преграды в тот момент, когда фашисты меньше всего этого ожидали. А вот Виктор Михайлович Захватов — военный шофер. От рядового солдата до подполковника — таков его путь. Три ордена Отечественной войны, орден Кутузова, медали. На войну он уходил из одной нашей автобазы. Сюда же и вернулся после Победы. Перечень таких имен можно продолжать. и продолжать, потому что каждый солдат достоин того, чтобы о нем было сказано доброе слово. Но и те, кого оставляли в тылу, кто своим ежедневным, ежечасным трудом тоже ковал здесь Победу, заслуживают такого же слова. Кто не знает у нас шофера куйбышевского автотранспортного комбината № 2, ныне Героя Социалистического Труда, Порфирия Даниловича Теплякова или патриарха куйбышевских автомобилистов, водителя с 1915 года, Иосифа Степановича Мардаля. На разбитых вконец машинах, без сна и отдыха, в холод и зной они возили зерно, металл, топливо — все, без чего не могли работать заводы, фабрики. Недосыпая и недоедая, они еще отдавали большую часть своего заработка на нужды защиты Родины. За счет таких средств были построены танковые колонны, эскадрильи самолетов «Валериан Куйбышев» и «Куйбышевский комсомолец». Эту постоянную поддержку тыла не могли не чувствовать те, кто лицом к лицу сражался с врагом... Слово берет шофер автоколонны № 1171 Александр Дмитриевич ПЕТРУШИН. — В годы войны воевал яи на Ораниенбаумском пятачке, и на ледовой Дороге жизни. Здесь эта связь тыла и фронта особенно была видна. И ответственность за нее напрямую лежала наФото В. Князева нас, военных шоферах. Мы понимали, чувствовали, что каждый рейс в осажденный город — это спасенные жизни, каждый рейс — это удар по врагу, каждый рейс — это шаг к победе. И ладожский «мост» действовал даже тогда, когда это казалось невозможным. На нас пикировали фашистские стервятники, вода заливала лед и скрывала полыньи, на наших глазах тонули машины товарищей. Пурга заметала дорогу, и мы двигались ощупью, от вешки к вешке. Но какой бы ни была обстановка, шоферы снова и снова выезжали на лед. Два, три рейса в сутки, невзирая на усталость, на опасность. Мы старались, чтобы каждая буханка хлеба, каждый снаряд были доставлены вовремя. Выступает Герой Советского Союза Сергей Филиппович ЗИНЧЕНКО. Человек с завидной боевой биографией: солдат — пулеметчик, разведчик, командир танковой роты. Ныне начальник отряда автоколонны. — Помню, зимой сорок первого мы обороняли подмосковное село. В бою погиб мой друг, я был ранен. Но враг не прошел — подоспели товарищи. Взаимовыручка, готовность пожертвовать собой ради победы — вот что помогло в бою. Вспоминаю такой эпизод. Война приближалась к концу. Наши танкисты вели ожесточенный бой у самого рейхстага, фашисты бешено сопротивлялись. Вдруг узнаю, что пропал один наш молодой лейтенант. Воинский закон известен: сам погибай, а товарища выручай. И я отправил два танка на поиски. Смотрю — по другой стороне улицы две фигуры в белых халатах, вроде бы — женщины, ведут третью, в таком же халате, но подозрительно крупную. Война научила нас всему. Приняв все меры предосторожности, я приблизился к ним и, как обычно, крикнул: «Стой! Руки...» Да осекся... Оказывается, две немецкие антифашистки вывели нашего друга изпод огня и теперь помогали добраться до своих. Сергей Филиппович рассказал ио том, как его танкисты захватили аэродром с заправленными, готовыми к вылету тридцатью фашистскими самолетами, как он сам, находясь в разведке, нащупал проход в минном поле, провел че11I IIIII И снова в рейс.Фото А. Лехмусарез него танки и завязал бой на той стороне городка, где противник нас не ждал. А закончил такими словами: — Много раз я убеждался: зыходит победителем тот, кто отлично знает оружие, технику, кто закален морально и физически. Говорю это для вас, молодые, сидящие в зале. Овладевайте техникой, готовьтесь к защите Родины. Это очень важная ваша жизненная задача. Перед собравшимися поднимается человек, которого знает каждый в области, — Герой Социалистического Труда кавалер двух орденов Ленина делегат XXIII съезда КПСС шофер автоколонны № 1171 Семен Иванович УШМУДИН . — Тут всё выступали люди, принимавшие участие в боях, — сказал Семен Иванович. — Мне жек началу войны исполнилось только двенадцать. В те годы мы взрослели быстро. В сорок третьем я сел уже за руль, водил ГАЗ—АА. Ох, нелегко это было, но не жаловался. Понимал: мы на селе • самые «мужи— ки». Особенно выкладывались в страдную пору. Старались вывезти с полей урожай до последнего зернышка. Тогда, наверное, и зародилось во мне то уважение к хлебу, которое и сейчас не ослабевает. Но знаний было мало, старенькие машины то и дело отказывали. Порой доходило дело до курьезов. Все, кто здесь находятся, наверно, были на уборочной и знают Больше-Глушицкую степь. Как-то раз в этом безлюдье уме ­ ня заглох двигатель. Стал заводить — ничего не получается, аккумулятор «сел». Что делать? Загоревал. И вдруг слышу — трактор где-то рядом, в поле. Я аккумулятор в мешок, на спину — и туда, на звук мотора. Подхожу. А за рулем — такой же , как я, пацан. Кумекали мы с ним долго, но все-таки батарею подсоединили, зарядили, и поволок я ее обратно. Добрался до машины, завел двигатель, поехал. Жарко, пот с меня в три ручья, даже кожу щиплет — но еду счастливый и гордый. Приехал на ток, вылез из машины... А девчата на меня посмотрели — да так и ахнули: «Сенька, что с тобой?» Оказывается, пока я на спине аккумулятор тащил, часть электролита пролилась. Ну и, понятное дело, рубашка — в клочья, штаны только на веревочке удержались... А на спине белое пятно лет до двадцати не сходило... Потом, конечно, пришел опыт, появились навыки. Только никак не могя смириться с тем, что уезжаю с тока с полным кузовом, а зерно не убывает: «Как бы его побольше увозить за один рейс?»... Эта мысль не давала покоя не только Ушмудину. Над этим думал и шофер автокомбината № 2 Порфирий Тепляков. И потому совсем не удивительно, что оба пришли они к решению ездить с прицепом. По-разному воспринимали их первые попытки шоферы. Одни скептически (не потянет машина, сядешь в грязь — никаким трактором не выдернут!), другие с явным неодобрением (в передовики лезут, славы захотелось — а нам потом расхлебывай!). Но коммунисты, лучшие водители, комсомольцы с интересом отнеслись к новому делу. И вскоре автомобили «с хвостами» пошли в рейсы. И родилось слово «автопоезд». В свой первый рейс в уборочную 1956 года Семен Ушмудин перевез на 12автомобиле с двумя прицепами 10 600 килограммов зерна — он помнит эту цифру до сих пор. Какой же переполох тогда поднялся на току! Д аже за лопату пришлось самому браться: не справлялись кидать зерно сразу в три кузова. Пришлось срочно переделывать весы — не могли они принять этот гигантский груз. В 1956 году автопоезда исчислялись единицами. Сейчас их только в СреднеВолжском управлении свыше 2 тысяч. В те далекие годы десять тонн за рейс было чуть ли не подвигом. А сейчас Ушмудин изо дня в день водит «Урал» с двумя прицепами, перевозит за каждый рейс по 30—35 тонн, и это никого не удивляет. Вот какие они — шоферы старшего поколения Средне-Волжского транспортного управления. Среди них и делегат XXIV съезда КПСС шофер автоколонны № 1172 Виктор Иванович Феокти ­ стов, и его коллега водитель-тяжеловесник Лео Леопольдович Мартын, и уже названный нами Василий Иванович Ар ­ тюхин, и Николай Михайлович Алексеев, и Иван Степанович Козлов, и многие, многие другие. Это о них сказал ми ­ нистр автомобильного транспорта РСФСР Е. Г. Трубицын: «Работу куйбышевских автотранспортников характеризуют прежде всего технический прогресс, научная организация труда, массовое применение автопоездов, широкое распространение передовых методов...» Время, однако, неумолимо. Те жеФе ­ октистов, Ушмудин и их товарищи, еще вчера такие молодые, сегодня считаются ветеранами. В хозяйства приходят молодые шоферы — вчерашние солдаты. Как трудятся они? Готовы ли продолжить те добрые традиции, которыми так богат коллектив куйбышевцев? Ответ на эти вопросы дал бригадир комсомольско-молодежной бригады водитель 3-й автоколонны первого пассажирского комбината секретарь комсомольской организации Михаил ОСМА-го все, что связано с боевой и трудовой славой наших старших товарищей. Мы благодарны вам, уважаемые ветераны, за ваши дела, за вашу стойкость иму ­ жество. Мы чтим всех — и тех, кто трудится рядом с нами, учит нас, и тех, кто не вернулся с фронтов войны. Навечно зачислены в коллектив куйбышевского пассажирского автотранспортного комбината № 1 военные шоферы Иван Максимович Брусянцев, Константин Петрович Анисимов, Михаил Петрович Худяков и другие. Молодежный коллектив 3-й автоколонны заносит в свои списки Михаила Ивановича Трусова и Александра Ивановича Веденеева, павших на фронте, и обязуется выполнить план четырех месяцев в честь Праздника Победы к 25 апреля, а годовой план к8 декабря — д ню рождения самарского комсомола. Мы объявляем день 9 мая днем работы «За того парня» и призываем всю молодежь нашего управления поддержать это предложение... Говорит молодой смуглый солдат. Военный шофер, отличник боевой и политической подготовки рядовой Борис ЗАКИРОВ рассказывает, как военные водители совершенствуют свое мастерство, как добиваются успехов. — Мы заверяем ветеранов армии и труда, — заканчивает он выступление,— что военные водители и впредь будут свято хранить и приумножать фронтовые традиции, бдительно стоять на страже мирного труда советского народа. Его слова подхватывает курсант автошколы ДОСААФ Анатолий БЕЛКИН: — Мы обещаем хранить традиции советского народа, быть достойным пополнением для Вооруженных Сил, настойчиво овладевать основами военного дела и специальностью водителя автомобиля... Смотрим на этих молодых парней, слышим их искреннюю речь и думаем о том, что у ветеранов выросла достойная смена, что руль автомобиля переходит в надежные, крепкие руки. И как бы в подтверждение этого заведующий отделом рабочей и сельской молодежи обкома комсомола Леонид ИВАЩЕНКО объявляет постановление бюро обкома: вручить троим молодым шоферам — Валерию Давыдову, Виктору Чиркову и Николаю Нестерову — серебряные знаки ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки». Б. ДЕМЧЕНКО, В. СТАРЧЕВСКИЙ, спецкоры «За рулем» г. Куйбышевнин.— Сегодня, — сказал он, — мы рады доложить ветеранам войны и труда, что государственный план четвертого года пятилетки молодежная 3-я автоколонна выполнила к 10 ноября 1974 года. В течение года мы пять раз завоевывали призовые места, в результате и общее первое место было присуждено нам. Сегодня, в дни подготовки к 30-летию Победы, для нас, комсомольцев семидесятых годов, особенно ценно и доро