24
25
цЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 24—29«ПРОШУ ПОСТАВИТЬ НА V4ET»С 1 мая 1975 года вводятся в действие новые «Правила регистрации и учета автомототранспортных средств»Человек купил автомобиль или мотоцикл. Предприятие получило машины. Оба они, именуемые в соответствующих документах «владельцами транспортных средств», обращаются в органы Государственной автомобильной инспекции с одной и той же просьбой — «Прошу поставить на учет...» Ведь прежде чем начать эксплуатировать машину, надо, как говорят, соблюсти необходимые формальности — получить технический паспорт, номерные знаки. Согласитесь, что слова «необходимые формальности» связаны в наших представлениях с процедурами, которые по крайней мере должны проходить легко и быстро. Что ж , и прежде регистрация транспортных средств в деятельности органов ГАИ занимала важное место. Но такой резкий рост автомотопарка в стране, какому мы все являемся сейчас свидетелями, многие вопросы поставил совершенно в иной плоскости. Только в прошлом году автозаводы страны выпустили более 1,8 миллиона новых автомобилей, а по вопросам регистрации и перерегистрации автомототранспорта в ГАИ обращались более 4,5 миллиона владельцев автомобилей и мотоциклов. Все это намного усложняет задачу тщательного учета каждой транспортной единицы. Между тем данные такого учета широко используются в различных сферах хозяйственной и научной деятельности многих организаций иуч ­ реждений. При столь быстрых темпах автомобилизации потребовались иуже внедряются качественно новые методы и формы учета и регистрации транспортных средств. На основе последних достижений в науке и технике создана новейшая система сбора, учета и обработки информации по каждой транспортной единице с применением вычислительных машин. В настоящее время в МВД СССР разработана информационно-поисковая система «Автопоиск», к о ­ торая в будущем возьмет на учет все легковые автомобили, зарегистрированные на территории СССР. Коренную реконструкцию претерпели подразделения ГАИ, занимающиеся учетом и регистрацией транспорта. Повсюду созданы новые структурные единицы — регистрационно-экзаменационные пункты (РЭП), оснащенные разнообраз24 ной оргтехникой, автомобилями и мотоциклами для приема экзаменов. Создание РЭПов имеет целью дальнейшую специализацию деятельности ГАИ в этой важной сфере. Если раньше к регистрации транспортных средств привлекалось весьма ограниченное число работников, имевших к тому жеи много других служебных обязанностей, то сотрудники вновь созданных подразделений заняты исключительно регистрационной и экзаменационной работой. Кроме того, появилась возможность ре ­ гистрировать транспорт не один-два дня в неделю, а три-четыре, в том числе и вечером, а также по субботам или воскресеньям. Все это позволило значительно сократить затраты времени на оформление регистрационных документов, создать лучшие условия для граждан. Скажем, в Горьковской области до появления РЭПов владелец автомобиля или мотоцикла мог получить необходимые документы лишь на второй день, сейчас — в течение одного-двух часов. Только за вторую половину 1974 года в результате сокращения времени на оформление документов, организации приема в субботние и выходные дни в целом по об ­ ласти сэкономлено около 82 тысяч человеко-дней. В Волгограде, например, РЭП оборудован автоматической справочной установкой, которая отвечает на десятки вопросов, возникающих у владельцев транспортных средств в связи с оформлением машины, получением водительских прав и т. п. Существует здесь и стол услуг, где посетителю помогут составить нужный документ. Более того, в ряде городов вся процедура оформления купленной машины проходит непосредственно в магазине, продающем автомобили, и времени на это тратится, естественно, во много раз меньше. Все это заслужило положительную оценку наших граждан. Вот что написал, например, в газету «Ленинское знамя» житель города Клина тов. Простяков: «Мне нужно было оформить свой автомобиль в ГАИ. Поехал яв город Солнечногорск (где расположен РЭП) с очень малой надеждой на то, что мне удастся за вторую половину дня что-то сделать. Приехав, увидел, что таких, как я, у жедобрый десяток. Как всегда, пошел записываться на очередь. К моему удивлению, ее не существовало. Я оформил все документы на автомобиль за 1 час 15 минут». Конечно, делать вывод о том, что с созданием РЭПов решены все проблемы в совершенствовании регистрационно-экзаменационной работы, нельзя. Есть еще и определенные недостатки, но они сопутствуют на первых порах в общем-то любому нововведению. За десять лет, в течение которых действовали прежние правила учета, произошли существенные изменения в порядке переоборудования и перерегистрации транспортных средств, возникла необходимость закрепить нормативным актом ряд новых положений. Все это, вместе взятое, и обусловило появление новых «Правил регистрации и учета автомототранспортных средств». Что в них наиболее характерно? Регистрации подлежат все автомобили, автомобильные тягачи, мотоциклы, м о ­ тороллеры, мотоколяски, мотонарты, — замечу, что раньше последние в ГАИ не регистрировались, — мопеды с двигателем рабочим объемом не менее 49,8 см3 , все прицепы и полуприцепы, буксируемые автомобилями, а также самоходные машины на шасси автомобилей. Эксплуатация всех этих транспортных средств без регистрации в Госавтоинспекции запрещена. Тракторы, тракторные прицепы, самоходные машины регистрируются непосредственно за теми предприятиями, у ч ­ реждениями, организациями, которым они принадлежат. Порядок оформления здесь устанавливает соответствующее министерство или ведомство. На все эти машины они сами выдают номерные знаки, без которых их эксплуатация недопустима. Известно, что в крупных автопредприятиях можно создать лучшие условия для ремонта и профилактического осмотра машин, внедрения новейших диагностических приборов и аппаратуры. А все это, естественно, положительно сказывается на безопасности движения. Именно из этих соображений Правила разрешают регистрировать машины вновь создаваемых автохозяйств только тогда, когда они насчитывают их не менее 50 единиц (в отдаленных районах — не менее 15). У же существующее предприятие может «прописать» новый автомобиль, если в его парке не меньше девяти машин. Чтобы упорядочить использование легковых автомобилей в качестве специальных, министерствами и ведомствами определен и согласован с Министерством финансов СССР и МВД СССР перечень машин этой категории транспорта, которым работники ГАИ и будут руко ­ водствоваться. Как и прежде, ГАИ регистрирует транспортное средство только при наличии всех необходимых документов, подтверждающих законность его получения или приобретения, а также после уплаты установленных сборов за оформление, выдачу номерного знака и технического паспорта. За учреждениями, предприятиями и организациями транспортные средства регистрируются либо по месту расположения данного предприятия, учреждения, организации, либо по месту стоянки машины в пределах союзной (не имеющей областного деления) или автономной республики, края, области. За индивидуальными владельцами — по месту их постоянного или временного (в случае отсутствия постоянной прописки) жительства. Правда, в интересах авто- и мотолюбителей Правила допускают в виде исключения регистрацию собственных транспортных средств по месту жительства родственников владельца (с их письменного согласия), но на его имя. Необходимость в этом может возникнуть, скажем, в случае выезда владельца на временную работу, учебу или воинскую службу в места, где пользование транспортным средством по климатическим и другим условиям затруднено. В то же время владелец транспортного средства мо ­ жет зарегистрировать его по месту своего прежнего жительства, куда он намерен вернуться после окончания трудового договора, учебы, воинской службы. Притом если он не имеет возможности сделать это лично, то вправе поручить выполнение формальностей доверенному лицу. В целях упорядочить использование номерных знаков «Проба» установлено, что они будут выдаваться только по решению Управления ГАИ МВД СССР и лишь на транспортные средства, проходящие разовую обкатку на заводахизготовителях и авторемонтных заводах, а также находящиеся на государственных испытаниях как опытные образцы. В последнее время получила распространение постройка собственными силами, а зачастую и по собственным чертежам, микролитражных автомобилей, различного рода прицепов к легковым автомобилям и боковых прицепов кмо ­ тоциклам. Эти транспортные средства могут быть зарегистрированы как за спортивными обществами, так и за отдельными гражданами. В любом случае основанием для этого является соответствие автомобиля или прицепа техническим требованиям на их изготовление, а также наличие документов, подтверждающих законное приобретение агрегатов, узлов, деталей и материалов. Новоездесь в том, что боковые прицепы мож ­ но делать только к мотоциклам и мото3 роллерам с двигателем класса 350 см и выше. ' ~- Разрешают ли Правила переоборудование автомобиля на другую модель? Разрешают, не предприятия и организации должны делать это только на авторемонтных заводах, индивидуальные владельцы — на станциях технического обслуживания и не раньше, чем через три года после приобретения автомобиля, и с разрешения ГАИ. При переоборудовании находящихся в личной собственности автомобилей отечественного производства разрешена установка основных агрегатов и кузова в пределах выпускаемых отечественной промышленностью моделей и модификаций данной марки (ГАЗ, «Москвич», ВАЗ и т. д.), соответствующих классу переоборудуемого автомобиля. Причем для автомобилей ГАЗ—20 «Победа» это ограничено моделями ГАЗ—21 и ГАЗ—22 «Волга», а для ГАЗ—67 — ГАЗ—69 и ГАЗ—69А. Переоборудование машин иностранных марок с установкой кузовов автомобилей отечественного производства, а также переоборудование мототранспортных средств с изменением их марок не допускается. В связи с расширением культурных и спортивных связей, развитием автотуризма определены и уточнены правила оформления выезда за границу на автомобилях и мотоциклах. Во всех таких случаях взамен имеющегося у владельца технического паспорта на машину выдается свидетельство о регистрации и отличительный знак нашего государства. Для этого достаточно предъявить заграничный паспорт или другой до ­ кумент, разрешающий выезд. Номерной же знак автомобиля или мотоцикла, выбывающего за пределы СССР своим ход ом , меняется только тогда, когда букв его серии нет в латинском алфавите: Госавтоинспекция по месту регистрации машины взамен его выдает на время поездки другой номерной знак серии,закрепленной за республикой, краем, областью для перевозочных средств, участвующих в международном движении. В каких случаях органы ГАИ вправе отказать в регистрации транспортного средства? Во-первых, если автомобиль или мотоцикл собраны из запасных частей и агрегатов (речь не идет, понятно, о самодельных микролитражных автомобилях, построенных в соответствии с техническими требованиями) или восстановлены из числа выбракованных. Вовторых, не принимаются к регистрации транспортные средства, приобретенные предприятиями, учреждениями и организациями в магазинах розничной торговой сети или у граждан, а также самостоятельно изготовленные или переоборудованные с нарушением технических условий или по техническим условиям, не согласованным с Управлением Госавтоинспекции МВД СССР. За индивидуальными владельцами не регистрируются грузовые и специальные автомобили, фургоны и пикапы на шасси легковых автомобилей, автомобили ГАЗ—13, ЗИЛ—111, ЗИЛ—114 и их последующие модификации, а также гоночные автомобили и гоночные мотоциклы. В небольшой статье, разумеется, невозможно рассказать о всех нововведениях в учете и регистрации транспортных средств. Органам внутренних дел поручено довести требования Правил до сведения предприятий, учреждений и организаций, а также индивидуальных владельцев машин. Несомненно, что введение новых «Правил регистрации и учета автомототранспортных средств» будет способствовать дальнейшему развитию одной из важных сфер деятельности Госавтоинспекции, укреплению социалистической законности и правопорядка, экономии времени при постановке или снятии с учета транспортных средств. С. ЗАЙЧИКОВ, заместитель начальника Управления ГАИ МВД СССР5flг• -О ФО ©ч^в)вг• • • :Регистрационно-экзамен ационный пункт ГАИ Волгоградской области. Новая техника позволяет до минимумасократитьвремянапроверку знан ия Правил дорожного движенияу тех, кто хоч ет получить водительские права .25