1945-1975Там, где ковалосьоружиеГОРЬКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОДГосударственный Комитет Обороны поставил перед горьковчанами задачу, не прекращая выпуска грузовых автомобилей, давать фронту машины специального назначения, а также вооружение и боеприпасы. Коллектив в короткий срок перестроил работу предприятия на военный пад. В рекордно короткие сроки конструкторы и технологи создавали образцы новой техники, разрабатывали технологию ее производства. В 1941 году было выпущено грузовиков ГАЗ — М М больше, чем в довоенном 1940-м. «Все для фронта — все для победы!» — этому лозунгу в годы войны была подчинена вся деятельность предприятия. Гитлеровцы не раз пытались разрушить завод, сбрасывая на цехи сотни фугасных и зажигательных бомб. Только с4 июня по 5 июля 1943 года фашистская авиация совершила 25 налетов на ГАЗ. Эти испытания еще сильнее сплотили и закалили коллектив автомобилестроителей. Благодаря героизму людей за 100 дней был выполнен такой объем восстановительных работ, для проведения которых в обычное время потребовалось бы не менее года. Государственный Комитет Обороны принимал срочные меры по восстановлению поврежденных цехов завода. На помощь прибыли рабочие из Москвы, Сибири, с Урала. В работах, которые шли круглые сутки, участвовало 35 тысяч человек. Автомобилестроители трудились в эти дни по 18—19 часов в сутки. Ни разрушения, ни жертвы не остановили работу завода. Правительство высоко оценило самоотверженный труд горьковских автомобилестроителей. Завод был награжден орденом Ленина, орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени. Более 800 работников удостоены орденов и медалей. Во Всесоюзном социалистическом соревновании заводу 33 раза присуждалось первенство и переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.мобилей. Оборудование цехов, оснастка, станки, материалы и люди были направлены в Ульяновск, Миасс, Шадринск, Челябинск — всего 7708 вагонов и платформ с 12 800 единицами оборудования. Оставшаяся в Москве часть предприятия не бездействовала. Там был организован выпуск мин и снарядов, солдатских шлемов и саперных лопат, автоматов и минометов. Когда враг был отброшен от столицы, ЗИС возобновил производство автомобилей. С июня 1942 года с конвейера вновь стали сходить трехтонки, правда уже в упрощенном варианте военно. о времени — модель ЗИС—5В, а в сентябре была освоена новая машина — полугусеничный ЗИС—42. Первая партия этих машин сразу же поступила на Сталинградский фронт. В это время завод в Москве не изготовлял двигателей, а получал их из Ми асса. А в июле 1943 года было восстановлено и моторное производство. Суточный выпуск грузовиков к концу года возрос до 150. В ноябре 1944 года завод отмечал 20-летие со дня постройки первого груз ов * . а . За эти годы он дал стране 513 тысяч машин, и во время Великой Отечественной войны не было дивизии, полка, где не работали бы ЗИС—5. За 1944-й год завод изготовил 34 тысячи автомобилей и 32 тысячи двигателей, а всего за период войны из его ворот вышло 100 тысяч грузовиков. Заслуги предприятия были высоко оценены страной. 3 июня 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства по выпуску оборонной продукции ЗИС награжден орденом Ленина, а 28 октября 1944 года — орденом Трудового Красного Знамени.пускавшем в годы войны знаменитые танки Т—34, рабочие трудились без выходных, по 12—14 часов подряд в сутки. Люди добровольно подчинили себя суровым законам фронта: «Не выполнив задания, из цеха не уходить!» Среди танкостроителей развернулось массовое движение двухсотников: сто процентов нормы за себя и сто — за товарища, ушедшего на фронт. Сормовичи успешно выполняли ответственные задания партии и правительства по производству танков. В 1942 году, когда фронту особенно были нужны мощные боевые машины, завод утроил выпуск продукции по сравнению с 1941 годом. Его «тридцатьчетверки» успешно громили врага, о чем свидетельствует танк № 422, установленный на постаменте во дворе заврда. Этот Т—34 одним из первых ворвался в Берлин. За перевыполнение планов и производство нового оружия 21 января 1943 года правительство наградило завод «Красное Сормово» орденом Ленина. Большая группа работников предприятия была удостоена орденов и медалей.стзВскоре после начала войны в связи с эвакуацией харьковского тракторного завода основная тяжесть производства танков Т—34 легла на сталинградский тракторный завод. Вплоть до сентября 1942 года СТЗ оставался головным предприятием танковой промышленности страны, выпуская до 40 процентов средних танков Т—34. 8 февраля 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства по производству танков и моторов к ним ордена Ленина тракторный завод имени Ф . Э. Дзержинского награжден орденом Трудового Красного Знамени. Гитлеровцы понимали, какую важную роль играл СТЗ в снабжении фронта боевой техникой, и постоянно предпринимали попытки вывести завод из строя. Но даже более чем трехчасовой массированный налет бомбардировщиков в ночь с 22 на 23 апреля 1942 года не приостановил потока «тридцатьчетверок». В самые тяжелые дни августа 1942 года, когда противник начал штурм города, коллектив СТЗ взял на себя повышенные обязательства и выпустил 390 танков. И только когда бои завязались в нескольких километрах от завода, началась его эвакуация в Сибирь.имзПеред самым началом Великой Отечественной войны в Москве на бывшем велозаводе развернуто производство тяжелых мотоциклов М—72 с коляской. Эти машины тогда были нужны для Красной Армии, и их выпуску придавалось большое значение. В октябре 1941 года московский велозавод перебазировали на Урал, в г. Ирбит, где в сжатые сроки было восстановлено производство мотоциклов. Суровой сибирской зимой в неприспособленных помещениях, а то и просто под открытым небом сразу же начали сборку необходимых фронту мотоциклов М—72 из привезенных деталей. Уже к 25 февраля 1942 года на фронт ушли первые уральские М—72, а до конца года из ворот ИМЗ — ирбитского мотоциклетного завода — вышло уже 1587 машин. В 1943 году выпуск возрос до 2278 штук, а в 1944 году — составил 3100 мотоциклов. Эти двухцилиндровые четырехтактные машины с коляской использовались в частях. Многие фронтовики ныне с благодарностью вспоминают надежные, неприхотливые машины, верно послужившие им. За самоотверженный труд в годы войны 205 рабочих и служащих завода награждены орденами. Знаменательно, что накануне 30-летия Победы на ирбитском заводе был собран миллионный мотоцикл «Урал».«Урал ЗИС»30 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве на Урале, в Миассе, автомобильного завода. 10 декабря была выделена строительная площадка для сооружения нового предприятия, и в это же время начали прибывать люди и оборудование, эвакуированные из Москвы, с ЗИСа (2650 вагонов и платформ со станками, оснасткой, материалами). Строительные работы шли круглые сутки, и уже в середине февраля 1942 года автозаводцы приступили к монтажу оборудования. А первого мая 1'942 года с конвейера сошел первый двигатель для трехтонки, окрашенный в зеленый, защитный цвет, цвет войны. За 1942 год «Урал ЗИС» (так стал называться завод) дал фронту 9303 двигателя и 15 375 коробок передач для грузовиков ЗИС—5. В июле 1944 года с конвейера начали сходить и автомобили — трехтонные ЗИС—5В. 13ЗИС10 октября 1941 года, когда враг вплотную подошел к столице, Государственный Комитет Обороны принял решение срочно перебазировать в глубокий тыл промышленные предприятия Москвы. Через пять дней ЗИС получил приказ эвакуироваться, и 15 декабря в 19 часов на нем прекратилось производство авто3. «За рулем» № 5«КРАСНОЕ СОРМОВО»Трудящиеся города Горького внесли достойный вклад в победу над врагом. На заводе «Красное Сормово», вы