АВТОГОНКИТретий этап розыгрыша Кубка дружбысоциалистическихстранв г. Мост (ЧССР) п рошел под знакомупорной борьбы запризовые места. На гоночных автомобил яхгруппы Ц9 3с двигателями рабочим объемом 1300 смиз трио, н абравшего по сумме предыдущих этапов наилучшуюсумму очков. М. Л айв (СССР) с ошел на первом круге из-за поломки коробки пер едач , а X. Т асслер (ГДР) из-за неполадок вмашинефинишироваллишь восьмым. З ато В. Б арковский (СССР) блестяще провел гонку, з акончив ее вторым, и по сумме трехэтапов он лишь на одно очко отстает от лидера, г онщика из ЧССР И. Ч ервы . Неудачи ждаливедущихгонщиковивзаезде на легковыхмашинахгруппы А2 сдвигателямирабочим объемом 1600 см'. Д ефектывкоробкепередачне позволили победителю первого этапа М. Жиду (ЧССР) д обиться высокого результата : в ходе гонки он останавливалсядля устран ения неполадок — и финишироваллишьдвенадцатым . Вообще соревнования в Мосте явилисьвесьматяжелым испытанием длятрансмиссий . На машине А. Зам ысловакконцу гонки включалась только третья передача, н о , у мелоуправляя машиной, советский спортсмен все же добился неплохого результата — шестого места. Личный зачет . Группа Ц9: 1. И. Ч ерва (ЧССР), «Металэкс-102»; 2. В. Б арковский (СССР), «Эстония—18М»; 3. И. Р осицкий (ЧССР), «Металэкс-102»; 4. К. Илек (ЧССР), «Металэкс-103»; 5. А. Патлейх (ЧССР), «Металэкс-102»; 6. П. Самохил (ЧССР). «Металэкс-102»... 10. В. Греков (СССР), «Эстония —16М». Сумма очков после трех этапов: Ч ерва — 134, Б арковский — 133, Тасслер — 125. Р осицкий — 120. Греков — 115. Патлейх — 114. Группа А2: 1. О. Б рунцлик (ЧССР), «Шкода-130»; 2. О. Хорсак (ЧССР). «Шкода-130»; 3. 3. Войтех (ЧССР), «Шкода120С»; 4. К. Ф ранк (ПНР), «Польский ФИАТ-125П»; . 5. Я. Л укьянов (СССР), ВАЗ—2103; 6. А. З амыслов (СССР), ВАЗ —2103; 7. Ю. Крюков (СССР), ВАЗ — 2103. Сумма очков: Б рунцлик — 93, Хорсак — 87, Ж ид — 83, Ф ранк — 81, Замыслов — 78, Крюков — 74. Командный зачет. Группа Ц9: 1. ЧССР; 2. ГДР; 3. СССР; 4. ПНР. Сумма очков: ЧССР — 490, СССР — 401, ГДР — 373. ПНР — 140. Группа А2: 1. ЧССР; 2. СССР; 3. П НР . Сумма очков: ЧССР — 308, СССР — 274. ПНР — 226. НРБ — 101.В чемпионате мира (формула 1) австриец Н. Лауда, в ыступающий на автомобиле «Феррари-312Т» с 500-сильным двигателем, з начительноукрепил свое турнирное положение, одержав нагонках во Франции четвертую в этом сезоне победу. Н асколькосейчасравны возможности машини спортсменов, п оказываютрезультатытренировок на трассе восьмого этапа «Поль Рикар » , где разница во временипрохождения круга лучшим гонщиком и десятым составила всего 0,93 секунды . Секунда проигрышавданномслучае означает, что гонщик стартовал не из первого, а из пятого ряда, ч ем существенно ухудшились его шансы . Интересно, что на гонках во Франции этим десятым на старте был прошлогодний чемпион Э. Фиттипальди, к оторыйфинишировалчетвертым , п роиграв победителю Лауде ( п оказавшемулучшийрезультат на тренировках) почти 40 секунд на дистанциив 54 круга. Гонки на трассе «Поль Рикар » были интересныи тем, что там дапрямом учас тке длиной 1,8 кмспециальное электронное устройство фиксировалов ходе соревнований максимальную •скорость машин. Наивысшей скорости достиг И. Ш ехтер — 306,38 км / ч ас , а Лауда пок азал 294,75 км / ч ас . IX этап (Франция): 1. Н. Лауда (Австрия), «Феррари-312Т»; 2. Д. Хант (Англия), «Хескет-308»; 3. И. Масс (ФРГ), «Мак-Ларен-М23»; 4. Э.. Фиттипальди (Бразилия), «Мак-Ларен-М23»; 5. М. Андретти (США), «Парнелли-ПК1»; 6. П. Депэлле (Франция), «Тайрелл-007». X этап (Англия): 1. Фиттипальди; 2. К. Паче (Бразилия), «Брэбхэм-БТ44Б»; 3. И. Ш ехтер (ЮАР), «Тайрелл-007»; 4. Хант; 5. М. Доногю (США), «Пенсне»; 6. В. Врамбилла (Италия), «Марч-751». XI этап (ФРГ): 1. К. Р ейтеманн (Аргентина), «Брэбхэм-БТ44В»; 2. Ж . Л аффит (Франция), «Вильяме»; 3. Лауда; 4. Т. Прайс (Англия). «Шэдоу-ДНЗ»; 5. А. Джоу нз (Австралия). «Хилл»; 6. Г. в ан Леннеп (Голландия), «Энсайн». Сумма очков после одиннадцати этапов: Лауда — 51, Р ейтеманн — 33,5, Фиттипальди — 33, Хант — 25, Паче — 24, Ш ехтер — 19.И. Кивнмяки (Финляндия) и Миккола Тодт. Впереди еще пять этапов.МОТОКРОССВпервые проводимыйв этом году чем3 пионат мира в классе 125 смвызвал большой интерес вспортивном мире. Ведущие мотоциклетные заводы — 4 3 (ЧССР), «Бультако» (Испания), «Майко» (ФРГ), «Сузуки», «Хонда» и «Ямаха» (Япония), «Хускварна» (Швеция), «Цюндапп» (ФРГ) подготовили длясвоих гонщиков уникальныемашины . Они располагают мощностью 26 — 28 л . с , бесконт актной системой зажигания , лепестковыми впускнымиклапанами , гидропневм атической подвеской. После девяти этапов лидирует бельгиец Г. Р айе («Сузукн»), о державший ^ п о ­ бед взаездахи досрочно обеспечивший себе со 195 очками титул первого чемпиона мира в этом классе. На втором месте идет бельгиец Ж. де Роовер («Цюндапп») — 161 очко, а третье со 119 очками занимает А. Б аборовскийиз ЧССР. Он выступает на новой модели 43-511. На последующих местах: 4. А. Ватанабе (Япония), «Сузуки» — 107 очков; 5. И. Хуравый (ЧССР), 4 3 ; 6. И. д еБройк (Бельгия). «Хускварна». 3 В классе 250 см на десятом этапе успешно выступил советский гонщик Евгений Рыбальченко . Он выиграл один заезд и был вторымв другом. На результатах прошлогоднего чемпиона мира Геннадия Моисеева всеещесказываетсяполученная им вначале года травма. X этап (Швеция). 1-й заезд : Е. Р ыбаль ­ ченко (СССР). 4 3 ; 2. А. Вайль (ФРГ), «Майко»; 3. Т. Ханссен (Швеция), «Кавасаки»; 4. Г. Майш (ФРГ), «Майко»; 5. Д. Померой (США), «Бультако»; 6. X. Андерссон (Швеция), «Ямаха»; 7. Моисеев (СССР), КТМ. 2-й заезд: 1. Майш; 2. Р ыбальченко ; 3. В. Б ауэр (ФРГ), «Сузуки»; 4. Вайль; 5. Г. Эвертс (Бельгия), «Пух»; 6. М. Халм (ЧССР), 4 3 ; 7. Моисеев. Сумма очков после десяти этапов: Эвертс — 136, Б ауэр — 128, Майш — 120, Вайль — 118, Андерссон — 107, 3. Велки (4ССР) — 104. Р ыбальченкос 85 очками на восьмом месте.РАЛЛИПятый этап чемпионата мира среди марок проходил вМарокко на горных дорогах Северной Африкиивпесках Сах ары . Из 103 стартовавшихэкипажейдистанциюв 4083 километразакончилилишь 15. Победил смешанныйфинско французский экипаж X. Миккола — Ж. Тодт на «Пежо-504». Вторыми были шедшие на такой жемашинефранцузы Б. Констен — Ж. Флокон. Марка «Пежо» после этого этапавышлана второе место за «Лянча», т акоеположение сохранилось и после шестого этапа, к оторыйсостоялсяв Португалии. П ервыедва места вабсолютном зачете заняли здесь спортсмены , в ыступавшие на автомобилях «ФИАТ-124-спайдер-абарт»: М. Ален —МОТОРАЛЛИ ФИМТрадиционные туристские соревнования (они проводились в 30-й раз) в этом году финишировалив польском городе Люблине. Они привлекли 1453 мотоциклистов иихнапарников на 1117 машин ах из 19 стран мира. Наилучшего результатасреди национ альныхкоманд добилась сборная Италии. За ней идут мотоциклисты Голландии и Швеции. Наиболее длинный путь среди всех участников ралли прошел американец О. Мэннинг (5572 км), а средиженщин — и тальянка Д. Куамо (2395 км). Интересно, что один из членов английскойкомандыотправился нз Лондона в Люблин на мотоцикле БСА модели 1913 года и преодолел эторасстояние за семь дней.ТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВПервенство СССР по кольцевым автогонкам(в скобках места, занятые в двух заездах на киевской ив двух заездах на рижской Личный зачет . Формула 1: 1. Г. Дгебуадзе, Тбилиси, «Эстония—16М» (2, 1, 1, 1); 2. X. Саарм. Таллин, «Эстония —17-Волга» (1, 1, 2, 2); 3. В. Капшеев, Харьков, К—2000 (3, 4, 7, 18); 4. В. З аславский , Москва, собств. к онструкции (0, 0, 3, 3): 5. В. Тягуненко, Рига, «Эстония—16М-Москвич» (8, 6, 6, 5); 6. Т. З ахаров , Тбилиси, «Эстония — 16М-Москвич» (О, 7, 5, 4). Формула 2: 1. М. Лайв. Таллин, «Эстон ия — 16М-Жигули» (1. 1, 3, 2): 2. М. Львов, Л енинград , «Эстония—16М-Москвич» (5, 4, 1, 1); 3. Ю. Р ейнтам , Таллин, «Эстон ия — 16М-Жигули» (2, 2. 2, 0); 4. А. Филиппович, Краснодар, «Эстония — 18М-Вартбург» (11, 3, 5, 5); 6. Н. Баханков, Киев, «Эстония—16М-Москвич» (4, 5, 8, 9). Ф ормула3 (все с двигателями «Жигули»): 1. Э. Г риффель , Таллин, «Эст ония — 1 9 » (1, 1, 3, 3); 2. В. Л укашевич , Минск. «Эстония—18» (6, 5. 2, 1); 3. А. Юрявичус, Каунас, «Эстония — 16М» (3, 2, 4, 4); 4. А. Альхимович, Минск, «Эстон ия — 1 8 » (4, 3. 14, 6); 5. М. Балезин, Москва, «Эстония—1.6М» (5. 4, 0, 5); 6. В. Греков, Краснодар, «Эстония—18» (0, 0, 1, 2). Формула 4 (все — «Эстония — 15М»): 1. Т. Асмер, Таллин (4, 1, 1, 2); 2. Р . Сарап, Таллин (1, 2, 2, 0); 3, Т. Напа, Рижский районЛатвии (0, 3, 5, 1); 4. Т. Тээсалу, Таллин (2, 0, 8, 3); 5. А. Висоцкас, Вильнюс (3. 5, 26, 13)- 8. В. Перенюк, Ленинград (5, б, 0, 8). Группа 2: 1. Ю. Тер енецкий . Москва, «Москвич—412» (2, 0, 2, 2); 2. В. Б огатырев , Тольятти, ВАЗ —21011 (3, 1. 5, 3); 3. Ю. Крюков, Тольятти, ВАЗ —21011 (4, 2, 6, 4); 4. Е. Везногов, Москва, «Москвич—412» (1, 13, 3, 0); 5. Э. Пистунович, Тольятти, ВАЗ—2103 (5. 3, 7, 0); 6. В. Олека, Вильнюс, ВАЗ—2103 (0, 0, 4, 1). Командный зачет : 1. Эстонская ССР; 2. РСФСР; 3. Л итовская ССР; 4. Латвийтрассах) с кая ССР; 5. Б елорусская ССР; 6. Украи нская ССР. Трофей заводов . Сумма очков на чемп ионате СССР по кольцевым гонкам: 1. Т аллинскийопытныйавторемонтный завод — 42 очка (Лайв — 15, Г риффель — 15, Сарап — 12); 2. ВАЗ — 40 (Богатыр ев — 12, Крюков — 10, Юрявичус — 10. Альхимович — 8); 3. АЗЛК — 23 (Терен ецкий — 15, Безногов — 8); 4. Уфимский моторостроительный завод — 18 (Львов — 12, Марковский — 6); 5. Ижевский автозавод — 3 (Шишков — 3); 8. Горьковский автозавод — 0 (Верещака — 0). Сумма очков после трех этапов (чемп ионаты по ипподромным гонкам, зимним командным ралли, к ольцевым гонкам): 1. ВАЗ — 77 очков; 2. АЗЛК — 44; 3. ТОАРЗ — 42; 4. УМЗ — 18; 5. ИЖ — 15; 8. ГАЗ — 12 (систему зачетасм . «За рулем», 1975. № 2).39