нее, например, заготавливают быстросъемные наконечники — разной конструкции и всегда возят с собой. В наконечнике, показанном на рис. 6, под прямым углом просверлены два отверстия и пропилен ножовкой паз до одного из отверстий. Трос .вдвигают снизу, выступающий конец расплетают и отгибают в стороны, после чего пассатижами или молотком сплющивают верхнюю часть. Выступающие в стороны жилки откусывают или отпиливают. Для наконечника, который вы видите на рис. 7, заготавливают достаточно острый (чтобы не порвать жилки), с возможно малым углом конус. После запрессовывания выступающие концы конуса загибают, откусывают или отпиливают. Чтобы сделать наконечник в соответствии с рис. 8, в конусе подходящего размера сверлят отверстие и нарезают в нем резьбу, после чего распиливают вдоль ножовкой. Половинки конуса запрессовывают в отверстие наконечника, чем и достигается зажим троса. Такой наконечник желательно использовать только там, где у троса нет свободного хода, так какс ослаблением его натяжения половинки конуса могут выпасть. Наконечник, изображенный на рис. 9, можно взять в готовом виде от переключателя дальнего-ближнего света отечественных мотоциклов или использовать в этом качестве нижний наконечник троса сцепления от мотоцикла ЯВА. Наконечник от переключателя сделан из мягкого материала (латунь) и имеет малые размеры, поэтому его целесообразно применять для тросов, работающих с относительно небольшими усилиями (топливный корректор, привод «газа»). Винт желательно брать стальной. Несколько слов о наконечнике троса сцепления от ЯВЫ. Прежде цилиндрическая втулка имела сквозное резьбовое отверстие, и зажимной винт можно было завертывать с любой стороны. К ак правило, устанавливался только один винт, который со временем перерезал жилки троса. При пользовании таким наконечником надо ввертывать два винта (с двух сторон), причем у них должны быть плоские торцы. Подойдет и такой вариант: один из винтов завернуть и прочно укрепить его в постоянном положении пайкой или другим способом. В этом случае отверстие для троса можно сделать овальным (по радиусу троса) круглым надфилем. Для наконечника, изображенного на рис. 10, берут высокую гайку или нарезают в стержне (не обязательно граненом) резьбу и пропиливают или фрезеруют паз. И наконец, когда никакого наконечника нет, берут гайку, вставляют в нее трос и при помощи молотка сминают гайку. Когда обрывается трос «газа», можно вместо него использовать капроновую леску диаметром 1 — 1,5 мм, концы которой оплавляют на спичке для образования опорного шарика. Разумеется, эти варианты следует рассматривать как временные решения, а потому при первой возможности нужно заменить или припаять наконечник. Только с исправными, хорошо действующими и надежными тросами можно рассчитывать на безопасные поездки.ГИДРОТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИСПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАЕЩЕ РАЗ О ТРАНСМИССИОННОМ МАСЛЕ ДЛЯ «МОСКВИЧЕЙ»«Как и многие другие владельцы «москвичей», — пишет челябинец Н. Миронов, — я прочитал в разделе «Справочная служба» («За рулем», 1974, № 3) рекомендации по применению масел ТАд-17 и ТАд-17И для редуктора заднего моста автомобиля «Москвич» моделей «408» и «412». Но меня смутило, что в заводской инструкции к моему «Москвичу» об этом нет ни слова. В чем же дело?» Отвечает главный конструктор АЗЛК И. ЧАРНОЦКИЙ. Масла ТАд-17 и ТАД-17И по вязкостнотемпературным и низкотемпературным свойствам превосходят масло для гипоидных передач ГОСТ 4003 — 53, что облегчает эксплуатацию автомобилей «Москвич408» или «412» зимой. В то же время гипоидное масло ГОСТ 4003 — 53 обладает лучшими смазывающими свойствами, благодаря чему обеспечивает лучшую приработку главной пары редуктора заднего моста. В связи с этим заводская инструкция не распространяет применение масел ТАд-17 и ТАд-17И на редуктор заднего моста. Использование ВАЗовских трансмиссионных масел для редуктора заднего моста автомобиля «Москвич» оправдано только в наиболее холодное время года (ниже минус 15°С). когда «гипоидное» масло может создать некоторые затруднения при трогании автомобиля.В продаже можно встретить немало гидротормозных жидкостей, технические условия которых не совпадают с рекомендованными автозаводами. «Помогите разобраться в этом обилии ТУ», — просит К. Лебедев из Калуги. -Объясните, взаимозаменяемы ли различные жидкости. По каким причинам они загрязняются?» — спрашивает Л . Леонтьев из Братска. Подобные вопросы задают П. Яновский из г. Истра Московской области, другие автолюбители. Вот что нам ответили во Всесоюзном государственном хозрасчетном объединении по производству товаров бытовой химии («Союзбытхим») Министерства химической промышленности СССР. В настоящее время отечественной промышленностью выпускаются три вида автомобильных гидротормозных жидкостей. которые различаются как цветом. так и составом. Наиболее простая из них — хорошо знакомая старым автомобилистам красная жидность. Это двухкомпонентная смесь касторового масла и бутилового спирта (бутанола). Иногда бутанол заменяется изобутиловым спиртом (изобутанолом). Масло и спирт смешиваются в равных количествах с добавлением красного красителя, от которого и зависит цвет этой тормозной жидкости. Она предназначена для всех автомобилей, кроме «жигулей». Выпускают ее многие заводы различного подчинения, что и породило такое обилие республиканских и ведомственных технических условий. Перечислить все ТУ в небольшой заметке просто невозможно. Назовем лишь наиболее распространенные: ТУ 6-02-492-68 и ТУ МХП СССР 1608-47. Заметим также, что сейчас Министерством химической промышленности СССР разрабатываются единые технические условия на спиртокасторовые гидротормозные жидкости (красного цвета). Четырехкомпонентная жидкость ГТЖ-22 изготовляется на основе этиленгликоля. Она окрашивается в зеленый цвет и выпускается по единым ТУ 6-01-444-70. Эта жидкость предназначена для всех автомобилей. кроме «жигулей» и «москвичей» моделей «408» и «412». Наиболее сложная по своему составу — многокомпонентная жидкость «Нева», которая имеет цвет от светло-желтого До желтого. Она разработана по рецептам итальянской фирмы ФИАТ специально для автомобилей • Жигули» и выпускается по ТУ 6-09-550-73. Эта жидкость может быть использована и на «москвичах». Делать универсальную жидкость невозможно, поскольку в тормозных системах автомобилей разных марок применяются разные марки резины и другие конструкционные материалы и не для всех из них любая жидкость нейтральна. Смешивать между собой можно лишь те гидротормозные жидкости, которые изготовлены на одной основе. В противном случае может произойти свертывание смеси или разрушение резино-технических изделий, что неизбежно выведет из строя тормозную систему. Переходить с одной марки на другую не рекомендуем. Это допустимо лишь в крайнем случае. и то если заменять жидкость полностью и при этом многократно тщательно промыть тормозную систему спиртом или свежей тормозной жидкостью. Нужно также помнить, что даже при нормальной эксплуатации машины • гидротормозная жидкость от соприкосновения с деталями тормозной системы (резина, алюминий, сталь и др.) со временем загрязняется. Поэтому периодически ее следует менять, а тормозную систему промывать. На «жигулях», например. эту операцию рекомендуется повторять раз в два года. В журнале «За рулем».№ 2 за этот год на стр. 17 была описана неисправность тормозов, случившаяся на испытываемой редакцией машине. Она была вызвана тем. что в тормозной жидкости произошли структурные изменения: увеличилась вязкость, выпал осадок. Повлиять на неисправность могли разные причины: попадание в тормозную систему влаги, пыли, возможно — излишний контакт жидкости с воздухом (низкий уровень жидкости в бачках привода тормозов).СВЕТООТРАЖАЮЩИЕ БОЛТЫ«Можно ли крепить номерные знани купленными в магазине болтами со светоотражающими приспособлениями, — спрашивает В. Чигирь из Мелитополя. — Работники ГАИ запрещают, ссылаясь на ОСТ 78-1-73». Вот что нам ответили в Управлении ГАИ МВД СССР. ОСТ 78-1-73 не запрещает использовать такие болты для крепления номерных знаков. Надо только строго соблюдать правило: цвет световозвращающих материалов на болтах, используемых для крепления заднего номерного знака. должен быть красным, переднего — белым.МАРКИРОВКА ПРУЖИН «ВОЛГИ»Автолюбители А. Морковнин из колхоза «Путь Ленина» Волгоградской области и Б. Бабинцев из г. Лысьва Пермской области просят рассказать о том, как маркируются пружины передней подвески «Волги» ГАЗ —21. Вот что ответили нам на горьковском автозаводе. Пружины ГАЗ—21 делятся по жесткости на четыре группы, каждой из которых соответствует своя маркировка: от одной до четырех рисок на опорном витке. Жесткость определяется нагрузкой. необходимой для сжатия пружины до высоты 236 мы при установке на контрольную шайбу. Первой группе жесткости (одна риска) соответствует нагрузка 605—615 кг; второй группе (две риски) — 615 — 625 кг: третьей (три риски) — 625 — 635 кг; четвертой (четыре риски) — 595 — 605 кг. На автомобиле все пружины должны быть какой-нибудь одной группы.21