30
31
Материалы этого раздела, судя по письмам читателей, вызывают немало вопросов ипожеланий . Э. Казангян из Еревана и А. Ф илипченио из Гатчины, н апример , с прашивают , к акую модель призналилучшей на последнем конкурсе «Автомобиль года», И. Шевляков из села Воскресенсное Ивановской области просит чаще рассказывать о новых грузовиках , а В. Гурьев из Ленин ­града интересуется последними машинами завода « И ка ­ рус». Просьб, разумеется, больше, чем места вжурнале . Поэтому мы, к ак правило, показываем под рубрикой «В мире моторов» наиболее интересные модели, а грега ­ ты, узлы, относительно которых редакция получает от читателей наибольшее число запросов.«ШКОДА» ИЗ ГОРОДА ЯБЛОНЕЦЛиберецкий автомобильный завод (ЛИАЗ) в г. Яблонец (ЧССР) разработал новое семейство тяжелых грузовиков, предназначенных для магистральных перевозок. Его марка — «Шкода-ЛИАЗ». Базовыми моделями являются седельный тягач «100.45» и бортовой грузовик «100.05». Производство их начато соответственно в конце 1974 года ив нынешнем году. Обе машины, рассчитанные на эксплуатацию в составе большегрузных автопоездов, оснащены двигателями, которые обеспечивают запас мощности около 8 л. с. на тонну общего веса, а общий вес седельного тягача с трехосным полуприцепом грузоподъемностью 18 — 20 т составляет 36 т; мощность двигателя — 256 л. с. Бортовая же машина, рассчитанная на 8,8 т груза, может буксировать двухосный прицеп, так что общий вес автопоезда в этом случае составляет 22 т при двигателе мощностью 288 л. с. Максимальная скорость — 92 км/час. Грузовики «Шкода-ЛИАЗ» оснащены 3 шестицилиндровыми (11 946 см ) дизелями с турбонаддувом (разного давления). На машинах установлены! десятиступенчатые коробки передач., усилители привода руля и сцепления, трехкруговые пневматические тормоза, планетарные колесные редукторы, блокируемые дифференциалы. Из конструктивных особенностей, которые мы привыкли встречатьКОРОТКО• • •Автомобильный завод ИФА в г. Людвигсфельде (ГДР) ведет тесное сотрудничество в производстве автобусов с предприятием « И карус » (ВНР). С его дизелем на шасси ИФА создана модель «Икарус-211».•••Для многодневных мотоциклетных соревнований завод ЯВА (ЧССР) в г. Поважена Быстрица подготовил две спортивные модели классов 75 и 100 см 3 . Мощность их двигателей составляет соответственно 14,8 и 17,8 л. с , вес — 84 и 86 кг , скорость 97 и 117 км /час. Машины оснащены золотниковым распределением, восьмиступенчатой трансмиссией и дуплексной рамой.СЕМЕЙСТВО «Ц-икс»•••«Ситр*оен-ц-икс-2000». На машинах французской компании «Ситроен» многочисленные хитроумные приспособления — не редкость. Среди них — гидропневматическая подвеска и устройства, регулирующие направление света фар в двух плоскостях. Фары поворачиваются вместе с колесами, а кроме того, угол их оси по отношению к плоскости дороги остается неизменным при «клевках» и «вздыбливании» кузова в момент торможения или ускорения. Для почти всех «ситроенов» характерна относительно длинная база, обеспечивающая хорошие ездовые качества, каплеобразные кузова, дающие выигрыш в максимальной скорости ив расходе топлива, рулевое колесо с одной спицей, что облегчает наблюдение за приборами и уменьшает возможность травмирования водителя при авариях. В минувшем году появилась новая серия автомобилей «Ц-икс» («За рулем», 1975, № 4), модели которой ближе по размерам, цене и эксплуатационным расходам к машинам серии «Д» («За рулем». 1968, № 3), чем к серии «Ж» («За рулем», 1970, № 4), но по внешности больше похожи на последние. У «Ситроена-ц-икс» кузов не является несущим — машина оснащена рамой, которая состоит из переднего и заднего подрамников и соединяющих их продольных коробчатых лонжеронов. Кузов прикреплен к раме на мягких подушках в 16 точках. Такая кон-Фирма ФИАТ (Италия) в 1974 году выпустила 1 373 536 легковых и грузовых автомобилей марок « Ф ИАТ » , «Аутобьянки», «ОМ». Из этого количества 45 процентов предназначались для экспортных рынков. В 1975 году производственная программа объединения ФИАТ включает 54 модели имодификациилегковыхмашин , 212 грузовиков и 30 автобусов марок « Ф ИАТ » , «Лянча», «ОМ», «Аутобьянки» и «Юник».•••Концерн « Д женерал Моторс», стремясь приостановить растущий импорт вСША автомобилей «Мерседес-Бенц», выпустил на рынок «мнкро»-«Кадиллак». Эта пятиместная модель («Кадиллак-севилья») весит 1970 кг . Ее длина составляет 5,18 м, а двигатель рабочим объемом 8,2 л развивает мощность 180 л. с.•••Ф ранцузская фирма «Моника» («За рулем», 1974, N» 8 ) , в ыпускавшая легковые автомобили высшего класса, не выдержала конкуренциисмарками «Феррари», « Л амборгини » , «Ягуар» и ликвидировала производство.АВТОМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДАВЛЕНИЕМВо Франции фирма «Егер» в сотрудничестве с известным шинным концерном «Мишлен» разработала электронную систему, которая на ходу непрерывно следит за давлением в шинах всех колес автомобиля. По принципу действия она относится к «пассивным» системам, то есть не требует питания током или электрического контакта с каждым из контролируемых колес. Детали ее стойко переносят тряску, большие перепады температур и инерционные нагрузки. На клапанном стержне датчика давления установлен микровыключатель. Он проводами соединен с двумя залитыми резиной катушками, закрепляемыми на ободе подобно балансировочным грузикам. В 10—15 мм от плоскости вращения катушек колеса подвешивается комплект неподвижных катушек. В схему центрального счетно-решающего устройства входит осциллятор, который передает сигнал на одну из катушек неподвижного комплекта. За каждый оборот колеса при замкнутом положении контактов микровыключателя спаренные катушки устанавливают индуктивную электрическую связь между «передающей» и «приемной» катушками неподвижного комплекта. В этот момент сигнал проходит обратно в счетно-решающее устройство, где поступает в электронный счетчик, переводящий селекторный переключатель на другой канал. Таким образом происходит последовательный «опрос» датчиков всех колес. Когда давление внутри одной из шин падает ниже безопасной нормы, контакты соответствующего микровыключателя разъединяются, и цепь катушек этого колеса размыкается. Теперь посылаемый сигнал не может пройти между катушками неподвижного комплекта на возврат к счетчику. Нарушение регулярной последовательности воспринимаемых сигналов приводит к загоранию сигнальной лампочки. Схема обеспечивает самоконтроль исправности системы: при включении зажигания сигнальная лампочка сначала вспыхивает, а затем гаснет, если схема функционирует правильно. В случае поломки микровыключателя или обрыва проводки во время движения подается предупреждающий сигнал. Комплект деталей для одного колеса весит 57 г. Чувствительность по давлению составляет 0,3 — 0,4 кг/см2.•••Ф ранцузское министерство путей сообщения предъявило жесткие требования к фирмам, изготовляющим автомобили типа «багги», поскольку значительная часть этих машин оказалась конструк ­ тивно несовершенной и не отвечала требованиям безопасности. Сейчас в стране четырем фирмам ( « М ультимако » , «Буффало», ЛМ, «Баб-Багги») разрешено строить багги , о твечающие современным требованиям. Остальным пришлось свернуть производство небезопасных машин .•••Первый и единственный автомобиль «Порше» (ФРГ) с кузовом из нержавеющей стали, изготовленный в 1967 году, кан показали подсчеты специалистов, в производстве обойдется очень дорого. В результате «Порше» с «вечным» кузовом вместо конвейера попал в музей. г лавным образом на легковыхмашинах , надо отметитьстабилизаторы поперечной устойчивостив подвеске, р емни без опасности , м ягкую обивку панели приборов. Н овыегрузовики «Шкода-ЛИАЗ» уже появились на международных маршрутах Европы. с трукцияуменьшаетшумвсалонеи лучше защищает людей при авариях, так как рамапоглощаетчастьэнергииудара . Д вигателидляновыхмашин мало отл ичаются от тех, что стоят на автомоб иляхсерии «Д». В ыпускатьновый двиг атель «Ситроен» не решился , у читывая неустойчивую экономическую ситуацию на автомобильныхрынкахЗапада . Поэтому пришлосьреконструировать сущес твующийдлярасположения его поперек (впереди ведущих колес). Ч ерезчетырехступенчатуюкоробку передач, к отораяприкрепленакдвигателюс левой стороны , к рутящий момент перед ается на главную передачуидифферен ­ циал. Л еваяиправая полуоси сделаны Параметры Рабочий объем, см3 Степень сжатия Мощность, л. с. Число об/мин Передаточное число главной передачи Вес вснаряженномсостоянии , кг Скорость, к м / ч асРасход топлива, л/100 км Время разгонас места до 100 км / ч ас , сек.Бортовой грузовик «Шкода-ЛИАЗ-100.05». о динаковыми , а посколькуглавная передача смещена от продольной оси машины влево, то понадобился промежуточный валс опорой на картередвигателя . Передние тормозаустановленыв колесах, т аккакдлятрадиционно «ситроеновского» их расположенияукартера главной передачи не было места. Несмотря на уменьшенныйразмер колес (14 дюймов), удалось использоватьдисковые тормоза диаметром 260 мм спереди и 235 мм сзади. Передние дискисделанывентилируемыми — для лучшего охлажд енияв их толщевыполненыканалы . Р азумеется , у новых «ситроенов» семейства «Ц» н езависимая гидропневматичес каяподвеска всех колес. «Ц-икс-2000» (экономичный) 19859,0 102Седельный тягач «Шкода-ЛИАЗ-100.45». Р еечный рулевой механизм устанавлив аетсяв двух вариантах : «медленный», о беспечивающий 4,5 оборота от упора до упора , или «быстрый» — от модели «СМ» с изменяющимисявзависимости от скорости серводействиемичувствительно ­ стью. Этот рулевой механизмтребуеттолько 2,5 оборота от упора по упора . По использованию пространства иаэродинамикекузов «Ситроен-ц-икс» мож етслужить эталоном. Плоское днище , каплевидный силуэт с резко наклонным ветровым стеклом, т щательность проработки мелких деталей, т аких , к ак уплотн ения стекол, р учкидверей , — все это позволило довести коэффициент сопрот ивлениявоздуха до 0.30. Новинкой для автомобилей такого класса является единственный «дворник» на ветровом стекле (такие «дворники» и спользовали до сих пор только на сверхскоростных автомобилях, н апример на «Феррари ББ»). «Ситроен-ц-икс» выпускается в трех модификациях . Все они имеют одинаков ыегабариты (длина — 4597 мм, ш ири ­ на — 1727 мм. в ысота — 1360 мм) и базу (2845 мм). О стальныепараметры машин приведенывтаблице . На традиционномконкурсе «Автомобиль года», п роводимом голландским журналом «Ауто-Визи», «Ситроен-ц-икс» п ризнаннаилучшим за 1974-й год.«Ц-икс-2000» 19859,0 102«Ц-нкс-2200» 21759,0 1125500 4,77 12651755500 4,35 1265165 9,55500 4,58 128018010,5 13,110,0 11,713,3сИКАРУС-280»Среди широкогомногообразиямашин , в ыпускаемых сегодня заводом «Икарус» (ВНР), в ыделяется сочлененный городской автобус модели «280». В его салоне четыре двери. 41 место для сидения, а общаявместимость 200 человек . Машина оснащена расположенным под полом кузовагоризонтальны м3 шестицил индровымдизелем (10 349 см . 192 л. с. при 2100 об/мин), д вухступенчатой гидромеханической трансмиссией (или пятиступенчатой коробкойпередач обычного типа), п невматической подвеской всех колес, г идроусилителемв рулевой системе . У Нее несущийкузовкаркасно ­го типа. Колеса первойитретьей осей 'сделаны управляемыми. «Икарус-280» весит 12,2 тонны (без нагрузки), и меетв длину 16,5 метраим ожетразвиватьскорость 63 км/час. Эта же модель выпускаетсяив пригородном варианте (две двери, 69 мест для сидения, с корость 76 км/час).