ЛАНОВОСТЬ,Выполним постановление II пленума ЦК ДОСААФ СССР «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению подготовки кадров массовых технических профессий для народного хозяйства в организациях ДОСААФ»!Высокие темпы развития народного хозяйства в нашей стране, прогрессирующее оснащение всех его отраслей современной техникой требуют осуществления широкой программы подготовки кадров массовых технических профессий. Проблема эта имеет не только большое народнохозяйственное, но и оборонное значение. И вполне естественно, что в числе важнейших и ответственных задач, которые партия возложила на наше оборонное Общество, — участие его в подготовке водителей, механизаторов, радистов, электриков и других специалистов. Эта область деятельности ДОСААФ приобретает все больший размах. Распространяя технические знания среди трудящихся, особенно молодежи, участвуя в подготовке для народного хозяйства кадров массовых технических профессий, обучая граждан вождению личных автомобилей и мотоциклов, организации ДОСААФ вносят свой достойный вклад в общенародное дело укрепления экономического и оборонного могущества нашей социалистической Родины, подготовки трудящихся к защите Отечества, способствуют росту технической культуры советских людей, развитию научно-технического прогресса. В этой области уже накоплен определенный положительный опыт. Комитеты ДОСААФ создали широкую сеть организаций, располагающих учебной материально-технической базой и квалифицированными кадрами преподавателей и инструкторов, что позволило только за годы девятой пятилетки подготовить около 8 миллионов специалистов более чем 50 технических профессий, среди них 2,8 миллиона механизаторов и других специалистов для села (в том числе свыше 300 тысяч для нечерноземной зоны), 740 тысяч профессиональных водителей, обучить более 1,2 миллиона владельцев личных автомобилей, около 2,3 миллиона мотоциклистов. Анализ итогов за первые два года десятой пятилетки показывает, что темпы выпуска специалистов нарастают, что комитеты ДОСААФ вполне способны решать поставленную перед ними задачу. В их распоряжении имеются сейчас тысячи учебных организаций, штатных спортивно-технических клубов, спортивно-технических клубов и курсов при крупных первичных организациях, большой парк автомобилей и дорожных мотоциклов. Материальная база продолжает расширяться. Для обеспечения учебного процесса намечается изготовление различных тренажеров, комплектов разрезных наглядных пособий, передвижных автомотоклассов, программирующих устройств, электрифицированных стендов по правилам движения и других технических средств — всего более 20 наименований. В связи с переходом на новые программы обучения запланирован выпуск массовыми тиражами различной технической и методической литературы, учебников, плакатов, инструктивных карт. Во многих школах, спортивно-технических клубах и на курсах при первичных организациях созданы специализированные классы. В общем, несмотря на еще имеющиеся недостатки, организации ДОСААФ успешно решают важнейшую задачу подготовки кадров специалистов для народного хозяйства. Однако жизнь идет вперед, задача эта все более усложняется как в количественном, так ив качественном отношении, и для того, чтобы отвечать требованиям времени, необходимо еще очень многое сделать, постоянно совершенствовать эту работу во всех ее звеньях. Вот почему вопрос «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению подготовки кадров массовых технических профессий для народного хозяйства в организациях ДОСААФ » был вынесен на недавний II пленум Центрального комитета ДОСААФ СССР, стал предметом глубокого, заинтересованного и всестороннего обсуждения. Руководствуясь решениями XXV съезда КПСС, октябрьского (1977 года) Пленума ЦК КПСС, Конституцией СССР, положениями и выводами, содержащимися в докладах и выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Леонида Ильича Брежнева, пленум ЦК ДОСААФ СССР принял развернутое постановление, которое должно сейчас стать рабочей программой, руководством к действию для всех комитетов ДОСААФ , всех его учебных организаций, для всех членов нашего патриотического оборонного Общества. Речь идет о том, чтобы наилучшим образом обеспечить выполнение решения VIII Всесоюзного съезда ДОСААФо подготовке технических специалистов для народного хозяйства, разработать и осуществить дополнительные меры по дальнейшему расширению этой работы, добиться коренного улучшения качества подготовки специалистов. А для этого нужно, прежде всего, значительно улучшить организаторскую деятельность ко ­ митетов ДОСААФ , настойчиво совершенствовать методы и стиль руководства учебными организациями, полнее и более рационально использовать их материально-техническую базу и имеющиеся резервы, повысить уровень методики обучения, обеспечить эффективный контроль и действенную помощь школам и спортивно-техническим клубам, разработать и внедрить единую научно обоснованную систему планирования всей этой работы. Не секрет, что в практике планирования подготовки специалистов у нас до самого последнего времени были весьма существенные недостатки. Далеко не всюду планы разрабатывались с учетом реальных потребностей и имеющихся возможностей, в должном контакте с соответствующими ведомствами и организациями. В качестве примера можно привести Узбекистан, где всего лишь три областных комитета ДОСААФ из двенадцати согласовали свои планы на 1977 год с облисполкомами. А в Азербайджанской ССР многие учебные организации и спортивно-технические клубы не только не выявляли при составлении проектов годовых планов действительную потребность районов и городов в специалистах, но и вообще не занимались планированием, удовлетворяясь получением заданий непосредственно от республиканского ЦК ДОСААФ . Такая практика не имеет ничего общего с интересами дела. Мы считаем, что республиканские, краевые и областные комитеты ДОСААФ должны обязательно иметь обоснованные, скорректированные и согласованные с местными органами планы подготовки специалистов для народного хозяйства на каждый год и на пятилетку в целом. Совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и плановыми органами Советов народных депутатов надо разработать и внедрить единую научно обоснованную систему планирования, шире практиковать заключение долгосрочных соглашений комитетов ДОСААФс хозяйственными организациями и предприятиями о количестве и порядке подготовки кадров массовых технических профессий на взаимно выгодных условиях. В тесной связи с вопросами планирования находится нынешняя практика освоения капиталовложений, дальнейшего расширения и укрепления материальнотехнической базы, строительства новых учебных помещений и других объектов. Известно, что оборонное Общество ежегодно выделяет на эти нужды значительные средства, однако осваиваются они далеко не всегда своевременно и эффективно. Разумеется, плохо то, что из-за отсутствия типовых проектов спортивно-технические клубы строятся в каждой области, крае, республике по-разному. Есть, по-видимому, необходимость создать несколько типовых проектоа сЗа нашу Советскую Родину/3 • Март • 1978Ежемесячный научнотпопулярный и спортивный журнал Всесоюзного ордена Ленина и ордена Красного Знамени добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Издается с 1928 года2 ИНИЦИАТИВАучетом местных условий. Но причина отставания не только в отсутствии этих проектов и не только в том, что медлят строители и не все строительные организации выполняют свои обязательства. Значительная доля вины ложится на комитеты ДОСААФ, руководители которых не проявляют должной инициативы и настойчивости в борьбе за выполнение планов капитального строительства. Думается, что, когда эти планы будут подкрепляться четкими, ко многому обязывающими общими рабочими планами подготовки специалистов, жизнь заставит комитеты ДОСААФ глубже вникать ив строительные дела, строже следить за ходом строительства, энергичнее влиять на строительные организации, своевременно вводя в курс дела партийные и советские органы. Постоянного внимания требуют и вопросы улучшения размещения и создания новых районных и городских спортивно-технических клубов, Практика показала, что там, где комитеты ДОСААФ активно борются за выполнение своих продуманных и обоснованных рабочих планов, они своевременно ставят перед исполкомами Советов народных депутатов вопрос о выделении дополнительных помещений для спортивных клубов, заранее принимают необходимые меры к созданию в этих клубах и школах специализированных классов, оснащению их техникой и оборудованием, учебными наглядными пособиями, литературой и другими средствами обучения. Плановое начало в работе заставит комитеты ДОСААФ уделять больше внимания вопросам повышения эффективности использования имеющейся материальной базы, учебных помещений в школах и клубах, каждого автомобиля и мотоцикла. Нельзя дальше мириться с фактами невыполнения установленной ЦК ДОСААФ СССР нормы подготовки специалистов на каждый автомобиль — 74 человека на легковой, 20 — на грузовой и 35 — на каждый мотоцикл. Эта норма должна стать законом, неукоснительно выполняться всеми, без исключения, комитетами ДОСААФ. Ц а Д° решительно пресекать попытки использования учебной техники не по назначению, ликвидировать непроизводительные простои машин. Есть необходимость организовать занятия по практическому вождению в несколько смен, в выходные дни, учитывая, что для многих граждан, обучающихся в школах и на курсах без отрыва от производства, такая практика наиболее удобна. Все эти меры тесно связаны с улучшением использования учебных помещений и техники, обеспечением их окупаемости в расчетные сроки и, следовательно, повышением экономической эффективности всей работы по подготовке специалистов для народного хозяйства. Важнейшей задачей является также повышение качества подготовки, дальнейшее совершенствование учебного процесса, обеспечение достаточно высокой квалификации выпускаемых кадров. Все это находится в прямой зависимости от уровня теоретической и практической подготовки, методического мастерства преподавателей и мастеров. Руководителям на местах надо постоянно проявлять заботу об улучшении качественного состава и квалификации преподавателей, мастеров практического вождения и производственного обучения, регулярно проводить с ними учебно-методические сборы и семинары, инструктажи и специальные занятия, могущие служить образцом современной и продуманной методики. Видимо, назрела необходимость ежегодно устраивать областные, краевые, межобластные, а в некоторых республиках и общереспубликанские 8—10-дневные учебно-методические сборы на базе лучших учебных организаций (и создаваемых здесь школ передового опыта), а также организовать подготовку и переподготовку ряда кате-Маршал авиации А. ПОКРЫШКИН, председатель ЦК ДОСААФ СССРгорий работников на центральных и зональных курсах ДОСААФ. Одновременно следует усилить политико-воспитательную работу среди преподавателей как постоянного состава, так и временно привлекаемых к проведению занятий, добиваясь повышения чувства ответственности за порученное дело. Решение проблемы повышения качества подготовки специалистов для народного хозяйства тесно связано также с внедрением новых технических средств обучения — тренажеров, разрезных наглядных пособий, программирующих устройств, электрифицированных стендов и т. п., — не говоря уж об общем снабжении клубов и школ необходимым оборудованием и техникой. Здесь не следует рассчитывать только на централизованные поставки, надо широко привлекать к этому делу заинтересованные министерства и ведомства, используя их возможности и помощь со стороны предприятий и хозяйственных организаций. Необходимо всячески поощрять и развивать рационализаторскую и изобретательскую деятельность в этой области, творчество самодеятельных конструкторских бюро, создающих нередко прекрасные новые образцы учебных пособий и вносящих живую струю в развитие технических средств обучения с использованием электроники и радиотехники. Для обучения граждан в сельской местности следует шире применять комплексные передвижные автоклассы, которые тоже можно создавать собственными силами, особенно для тех сельских районов, где не представляется пока возможности создать постоянно действующие курсы и спорттехклубы. Там же, где такие клубы с оборудованными в них специализированными классами есть или создаются, они должны стать опорными пунктами по подготовке механизаторских кадров и развитию технических видов спорта на селе. Как всегда в жизни советского общества, испытанным средством продвижения вперед явится здесь социалистическое соревнование, мобилизующую и организующую силу которого надо полнее использовать для качественного решения задач по подготовке кадров массовых технических профессий. Настойчиво добиваясь, чтобы социалистические обязательства по этой работе были конкретными, реальными, практически способствующими выявлению и эффективному использованию имеющихся возможностей и резервов, всемерно развивая социалистическое соревнование, комитеты ДОСААФи учебные организации смогут наилучшим образом выполнить постановление II пленума ЦК ДОСААФ, свой почетный долг перед Родиной и ее народным хозяйством. Нарастающие темпы и высокое качество обучения кадров массовых технических профессий — важнейший критерий успешной деятельности каждого комитета ДОСААФ, каждой учебной организации, всего нашего оборонного патриотического Общества.Участники пленума знакомятся с образцами учебных наглядных пособий, выпускаемых производственными предприятиями ДОСААФ. На переднем плане трижды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации И. Кожедуб и дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР полковник В. Гообатко. Фото В. Князева