30
31
Вновь «Русская зима» была седьмым и решающим этапом в определении победителя Кубка дружбы социалистических стран по авторалли. Предыдущие шесть соревнований, состоявшиеся в Венгрии, Болгарии, Польше, Румынии, Чехословакии и ГДР, напоминали гонку преследования: советские спортсмены, не совсем удачно выступившие в дебюте, с каждым стартом упорно настигали лидера — сборную команду ЧССР, и вот перед последним этапом у соперников стало по 28 очков. «Руссная зима» — уникальное ралли. Подобного нет в международном спортивном календаре. К обычным трудностям (обилие скоростных соревновании, так называемых спецэтапов, где задается практически недостигаемая средняя скорость и где даже одна секунда опоздания оборачивается 60 штрафными очками) здесь добавлена не встречающаяся в спортивной практике и составляющая изюминку «Русской зимы» езда по скользким снежным дорогам. Любой водитель знает, к ак коварны зимние трассы, на которых послушный автомобиль в любой момент может превратиться в необъезженного мустанга. А' ведь «Русская зима» — не обычный рейс. Экипаж тут трудится непрерывно почти сутки, из них только пять часов в светлое время, да и скорости порой превышают 120 нм/ч. ' О том, к ак проходила борьба в заключительном раунде розыгрыша Кубка, какие сюрпризы преподнесла трасса, лучше всего рассказывать, двигаясь вместе с участниками ралли. Мы понимали, что задача эта невыполнима: жесткий режим гонки не оставит времени ни для бесед, ни для фотосъемок, подобно черепахе из диснеевских мультфильмов будешь прибывать в нужную точку последним, когда главные события здесь уже завершатся. Поэтому было решено снарядить два редакционных экипажа, которые, двигаясь по срезкам каждый своим путем, смогли бы заранее занять позиции на всех самых интересных участках трассы. Вот некоторые записи из этих поездок, дающие в какой-то степени хронологию событий на «Русской зиме». 11-00. Центральный ипподром в Москве. На фоне сверкающего белизной снега — государственные флаги Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Советского Союза и Чехословакии, разноцветье выстроившихся на дорожке спортивных «жигулей», «москвичей», «польских ФИАТов», румынских «дачий», «вартбургов» из ГДР, чехословацких «шнод». Торжественное открытие соревнований: знаменитая русская тройка, девушки в национальных костюмах, преподнесшие по нашему старинному обычаю всем гостям хлеб-соль. Уточняем состав нашей сборной: И. Больших — Н. Больших («Москвич2140»), Я. Агишев — М. Титов («Моснвич—2140»), В. Гольцов — С. Штин («Москвич — И Ж » ) , Н. Елизаров — В. Григорьев и С. Брундза — А. Гирдаускас (ВАЗ —21011 с двигателем 1600 см 3 ). Ясно, что тренеры сделали ставку на тех, кто лучше чувствует себя на зимних дорогах. «Личниками» будут стартовать А. Козырчиков — А. Варенко (экипаж новый, пока еще не сыгранный), К. Антропов — В. Куновякин, А. Рейманис — А. Звингевиц. Что касается К. Гирдаускаса и его напарника А. Брума, то они выступают вне зачета (на тренировке их автомобиль вышел из строя, и сейчас им предоставлен «Москвич», спешно подготовленный на АЗЛК). Здесь, на московском ипподроме начинается основная часть ралли. Стартовали же участники двумя потоками — из Львова и Тернополя. Затем они соединились в Киеве, где провели первое дополнительное состязание — гонку на кольцевой трассе «Чайка». И вот теперь, после нескольких дней отдыха и тренировок новый старт — впереди 1046 километров, один спецэтап в районе Углича и десять скоростных участков. Первый из них — ипподромная гонка. Быстрее всех три круга преодолел Козырчиков. Какой же он все-таки мастер зимнего трека! А второй результат неожиданно показал Агишев. Неожиданно потому, что Яков «чистый» раллист, не выступающий в других видах автоспорта. Да и остальные наши экипажи были молодцами. К их временам смогли приблизиться только лидеры в личном зачете Кубка В. Блахна — Л. Главка (ЧССР), а также М. Бублевич — В. Грабарчик (ПНР) и Т. Ганк — А. Неубауэр (ЧССР), т ак что небольшой задел на старте нами сделан: 13-20. Загорск, пункт нонтроля времени. 74 километра от Москвы не представляли сложности. Все экипажи прибыли на 15 — 20 минут раньше срока. Кое-кто успел перекусить в машине и, конечно, полюбоваться золотистыми куполами величественной Троице-Сергиевской лавры. Вид древнего города — своего рода красивый занавес. С отметкой на KB он поднимется: увертюра ралли прозвучала, асфальт закончился, действие началось. 15-28. Окраина деревни Веськово под Переславлем-Залесским. Позади еще более 100 километров по проселочным дорогам и два скоростных участка. Здесь финиш второго из них. У обочины вереницы «техничек». В тишине сгущающихся сумерек отчетливо слышно, к ак гдето далеко зарождается хрипловатый звук автомобильного двигателя. С каждой секундой он нарастает, переходит в рев, и вот уже из-за поворота, полоснув дорогу прожекторами, стремительно зылетзет на нас машина. Тормозя, она, к ак слепая, тычется носом по обочинам и наконец замирает возле своей «технички». Агишев озабочен. Только что двигатель на несколько секунд неожиданно сбросил обороты, и автомобиль почти остановился. Механики Л. Евсиков и Э. Лифшиц успокоили водителя, но на всякий случай посоветовали временно сбавить темп. Подъезжает Брум. Узнаем, что у остальных наших пока все нормально. Необычно выглядит Козырчиков за рулем ижевского «Москвича» — привыкли ужек тому, что он выступает на «жигулях». «Ну, к ак новая'машина?» «Какая же это новая, скорее старая». И тут вспоминаем, что Анатолий как автогонщик начинал на ижевском заводе. Уезжая из Веськова, мы уже знали, что лучшие результаты в дорожной гонке показали Елизаров, братья Больших и Антропов. Таким образом, разрыв между нашей сборной и чехословацкой увеличивается. 16-00. Кольцевая гонка в районе Каюровского карьера. Трасса — почти правильный прямоугольник в 3,5 километра. На отдельных участках по укатанному до льда снегу можно идти со скоростью почти 120 км / ч . На старте первый автомобиль. И вскоре карусель из ярких прожекторов закружилась по трассе. Через двести метров после старта вылетает за обочину «Шкода-130РС» под номером 30. Это Блахна и Главка из ЧССР. Выручают зрители. Буквально на руках машину выносят из сугроба на трассу. Неожиданно останавливается, не доезжая нескольких метров до финиша, заканчивающий четвертый круг Козырчиков. Короткое замешательство среди судей, зрителей и, кажется, в экипаже. Позже выяснилось, что штурман Варенко потерял счет кругам и посоветовал отправиться еще на один, лишний. Забегая вперед, скажем, что эта ошибка лишила экипаж первого места. А лучшим в кольцевой гонке Каюровского карьера были братья Больших. 21-35. В легенде это место в 13 километрах севернее Ярославля обозначено Д-7. Расшифровывается это так: седьмой скоростной участок, лесная гонка. Тренер нашей сборной команды Э. Альбощин идет вдоль вереницы машин, ожидающих старта, и ищет своих. Один и тот же вопрос — нак дела? А потом сообщает: «Выигрываем у соперников около десяти минут. Если после спецэтапа в районе Углича все будет нормально, можно сба-СОВЕТСКИЕ РАЛЛИСТЫ — ПОБЕДИТЕЛИ КУБКА ДРУЖБЫвить темп. Преимущества хватит». Но выясняется, что не все нормально. На этом же скоростном участке, который гонщики проходили три часа назад, но в обратном направлении, произошла судейская накладка: двум экипажам — братьев Больших и Елизарова время увеличили на целую минуту. Это отбросило их из лидирующей группы. Тренер успокаивает ребят — ошибка явная, и ее, безусловно, исправят. Берем интервью у Лубислава Главки — штурмана чехословацкого экипажа, лидера в личном зачете по итогам всех этапов Кубка. «Трасса «Русской зимы» очень интересна, — говорит он. — Запомнился ипподром, но изюминка — вот эта лесная гонка. Здесь нет прямых длиннее 50 метров, сплошные повороты разной конфигурации и рельефа. Словом, отличный экзамен и для водителя и для штурмана. А вот кольцевая гонка в Каюрове, на наш взгляд, опасна: дорога сплошной лед». Желаем чехословацким друзьям успеха и направляемся к старту. Здесь тихо и торжественно. До той секунды, пока белый судейский флаг не отправит очередной автомобиль в трудное испытание. Разом вспыхивают мощные фары, высвечивая короткую прямую, упирающуюся в черноту леса, и автомобиль, выбрасывая снежную пыль, с ревом уходит на трассу. 0-30. КВ-13. Этот KB был финишем спецэтапа. Цифра «13» — случайное совпадение или шутка организаторов? На 30 ки ­ лометров лесной снежной дороги от Охотино до Углича, состоящей из разбитой ледяной колеи и сугробов, было отведено 20 минут. Значит, средняя скорость 90 им/ч! Проезжаем участок в обоих направлениях и приходим к выводу, что эта скорость может быть здесь и максимально возможной. Полтора километра относительно ровного и прямого участка дороги перед судейской машиной. В конце ее правый поворот. Тишина и мороз. За поворотом в лесу бешено мечется сноп света. Он то проваливается вниз, то выплескивается в небо, и при этом все30 время его бросает из стороны в сторону. Проходит минута, две, и на прямую вылетает целое зарево. Оно приближается со скоростью, которая никак не увязывается с характером дороги. У щита, ограничивающего KB, останавливается автомобиль с номером 32 на бортах — братья Больших. Почти двухминутный запас на финише такого этапа! Невольно достаем логарифмическую линейку и вычисляем их среднюю скорость: 97,4 км / ч — невероятно! Пляска света над лесом извещает о подходе следующей машины. И снова на минуту раньше. Один за другим подъезж ают советские экипажи . Все без штрафных очков. Похоже, что этап с «несчастливым» номером не оправдывает приметы. Но если об этом спросить экипажи 3. Сентпали — Н. Куртов из Румынии, у которого на «Дачии» здесь оторвался нижний левый рычаг передней подвески, или Д. Хаймбургер — Р. Вайтц (ГДР), у которого после этого этапа пришлось сменить передние амортизаторы, то они скажут, что с числом «13» нужно считаться. 2-30. Уютное кафе в подвалах собора Ростова Великого. Здесь для участников предусмотрен часовой отдых и горячий обед. Склонился над электронным калькулятором один из тренеров нашей сборной А. Карамышев. По его подсчетам, лидирует Гольцов, за ним — братья Больших и Брундза. А как дела в командном зачете? «Потерпите двадцать минут, пока не приедет наш последний участник, — говорит тренер, — и тогда я вам скажу, какой эндшпиль будет у нас в этом ралли». Появляется Антропов и передает Карамышеву свои результаты на скоростных участках. Снова запрыгали цифры на табло калькулятора. «А лидер-то Костя Антропов, он опережает Гольцова. В командном зачете порядок — наши увеличили разрыв и теперь должны его удержать до финиша». Повеселели Больших и Елизаров: судейская ошибка исправлена. 4-15. Девятый скоростной участок, снова в Каюровском карьере. Гонщики уже устали. Наверное, атим и объясняется ошибка Гольцова. Он не удержал на крутом повороте машину, и она улетела в глубокий кювет, встав на нос. Три минуты механики и подоспевшие зрители вытаскивали ее на дорогу. Вместе с потерянными здесь тремя минутами растаяли надежды на высокое место. А быстрее всех четыре круга промчались Игорь и Николай Больших. 9-30. КВ-8 возле гостиницы «Останкино» в Москве. Последний техосмотр. Почти 24 часа прошло с момента, когда автомобили покинули закрытый парк. Целые сутки провели раллисты на трассе в непрерывной борьбе за победу. На лицах резче обозначились глаза и скулы. Для машин соревнования кончились, а те, кто вел их, еще несколько часов пробудут в напряженном ожидании. Секретариат обрабатывает протоколы KB и дополнительных соревнований. Штурманы ведут свою арифметику. Тренеры и руководители команд тоже считают. И вот вывешено «зеркало» — предварительные результаты. Первое место в личном зачете завоевали братья Больших. Командная победа за нашей сборной (результаты ралли «Русская зима» и розыгрыша Кубка дружбы в целом приведены в разделе «Спортивный глобус»). А это значит, что Кубок дружбы будет вручен советским раллистам. Достойное завершение юбилейного года! Памятные призы и дипломы журнала «За рулем», предназначенные лучшему иностранному экипажу, вручаются Мариану Бублевичу — работнику станции обслуживания автомобилей в польском городе Ольштын и его штурману Вяславу Грабарчику — журналисту, связавшему свои выступления в газете с автомобильным спортом. У них 10-е место в абсолютном зачете. «Мариан, что было особенно интересным для вас в этом соревновании?» — «Первая в моей жизни гонка на ипподроме. Это необыкновенно интересно и остро». — «А что вы считаете самым трудным?» — «Лесную гонку под Ярославлем. Лучшую проверку водительского мастерства и техники вождения трудно придумать! И конечно, специальный этап. Я очень доволен, что мы проехали его в «ноль». — «Ваше высшее достижение в 1977 году?» — «Второе место в чемпионате Польши, которое мы с Вяславом завоевали на «Польском ФИАТ-125 Монте-Карло» с двигателем до 1600 см 3 . Но для таких сложных соревнований, к ак «Русская зима», больше подходит ваша «Лада». Я мечтаю в будущем году ездить на этом автомобиле». — «Что бы вы, Мариан, хотели сказать читателям нашего журнала?» — «Я думаю, что они могут гордиться успехом советской команды. У вас очень хорошие гонщики, по-настоящему высокого класса». Бригада «За рулем»: Б. ЛОГИНОВ, Н. РАЗИНЧЕВ, Г. ВОНСОВСКИЙ (фото), В. КНЯЗЕВ (фото)Какой же зимний праздник без традиционной русской тройни... Участники ралли (вверху слева). покидают ЗагорскТоржественное открытие соревнований: на дорожку ипподрома выезжают чехословацкие «шкоды-130РС» (внизу слева). Победители ралли «Русская зима» Николай и Игорь Больших во время короткого отдыха в Ростове Великом. Сделана отметка на очередном KB — и снова в путь (в центре внизу). На финише спецэтапа в Угличе справа). (вверхуЭкипаж Н. Елизаров — В. Григорьев на старте лесной гонки под Ярославлем.31