СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБАции не успело попасть в книги по устройству «жигулей». Обслуживание новых опор предельно просто. При установке их на автомобиль под грязезащитный чехол надо заложить консистентную смазку ШРБ-4. Ее количество — одна треть объема чехла в свободном состоянии. В дальнейшем достаточно следить за чехлами. Поврежденные заменяют новыми с заполнением смазкой, как уже было сказано. Сама опора в процессе эксплуатации не требует пополнения смазки. Долговечность при ее исправном грязезащитном чехле практически не ограничена и определяется сроком службы автомобиля. Применение смазки ЛИТОЛ-24 вместо ШРБ-4 для шаровых опор передней подвески «жигулей» недопустимо.ПОДЛЕЖИТ ВОЗВРАТУВо время ремонта «Москвича—412» на станции обслуживания пришлось заменить кузов новым, той же модели. Но при выдаче машины старый кузов возвращен не был. «Правильно ли поступила станция?» — спрашивает И. Яковлев из Ленинградской области. Как сообщили редакции в объединении «Росавтотехобслуживание», в данном случае действия станции неверны. При замене кузова автомобиля без изменения модели старый кузов должен быть возвращен владельцу. Если же кузов высвободился в результате переоборудования машины с изменением модели (например, кузов «Москвича—407» был заменен кузовом «Москвича—412»), станция не возвращает его, а сдает в металлолом и выдает владельцу соответствующую справку. Это оговорено Правилами регистрации и учета автомототранспортных средств. Дополнительную информацию о переоборудовании автомобилей можно найти в майском номере «За рулем» за 1975 год в статье «Прошу поставить на учет».ПРОТНВОТУМАННЫЕ НА МОТОЦИКЛЕЧитатель В. Курочнин из Хабаровска пишет: «Я на мотоцикле «Урал» установил две противотуманные фары, одну на самом мотоцикле слева, а другую на боковом прицепе. Фары сделал из обычных мопедовских, вставив в них желтые стекла. Но, говорят, это не разрешается». Начнем с того, что примечание к пункту 136 Правил дорожного движения разрешает на мотоцикле (и одиночке ис боковым прицепом) установку только одной противотуманной фары . Она должна быть расположена по продольной оси мотоцикла ниже фары головного освещения (на специальном кронштейне или на переднем грязевом щитке). В других местах ее устанавливать нельзя. Второе. Желтое стекло еще не делает обычную фару противотуманной, как полагают некоторые водители. Специальная фара обладает особым светораспределением, светит как бы «под туман», а ее рассеиватель может быть желтым или бесцветным. У нас выпускается несколько видов противотуманных автомобильных фар . Если электрооборудование мотоцикла 6-вольтовое, то в них меняют лампу на 6-вольтовую. Вернее всего устанавливать фару под таким углом к проезжей части, чтобы центр светового пятна располагался в 20—25 метрах от мотоцикла. В соответствии с требованиями правил движения включение противотуманных фар должно быть обеспечено совместно с габаритными огнями и освещением номерного знака. Полезные рекомендации по применению противотуманных фар даны в статье, опубликованной в июньском номере «За рулем» за 1972 год. Напоминаем, что установка любых дополнительных фар, не предусмотренных заводом—изготовителем мотоцикла (автомобиля), кроме противотуманных, правилами движения не допускается.ДВА ВАРИАНТА РЕМОНТАКак устранить самовыключение третьей передачи на мотоцикле «Минск»? — спрашивает В. Сальников из Казахстана. Отвечают специалисты завода. Сначала попробуйте устранить неисправность установкой регулировочных шайб в коробке передач. Для этого снимите крышку сальника вторичного вала и легким постукиванием осадите подшипник промежуточного вала. Заполните шайбами образовавшееся углубление заподлицо с крышкой коробки и снова установите крышку сальника на место. Если после этого самовыключение третьей передачи не исчезнет, придется заменить диск переключения передач и шестерни промежуточного вала (детали 21 и 22 на рис, 14 в инструкции по эксплуатации мотоцикла).СКОЛЬКО СЛУЖИТЬ АККУМУЛЯТОРУИ. Ганов из Самарканда, Е. Еремин из Братска, другие читатели просят сообщить, каков срок службы аккумул яторных батарей. Отвечают специалисты НИИавтоприборов. Срок службы аккумулятора зависит от многих факторов: правильного обслуживания и продолжительности разряда, технического состояния автомобиля, его пробега и др. Поэтому сказать точно, сколько должен работать тот или иной аккумулятор, нельзя. Примерно же, при благоприятных условиях и годовом пробеге машины 15—£0 тысяч километров, можно рассчитывать, что он прослужит тричетыре года. Другие вопросы эксплуатации батарей были рассмотрены в статье «Аккумулятор вашей машины», опубликованной в июльском номере журнала за прошлый год.ПОЧЕМУ ЗАГОРЕЛСЯ БЕНЗИН«Когда я переливал из ведра через пластмассовую воронку бензин в топливный бак мотоцикла, неожиданно между краем воронки и ведром проскочила искра, а затем из горловины бака возник факел горящего бензина, — пишет Н. Маколкин из Ставропольского края. — Объясните, пожалуйста, отчего это произошло», Отвечает заместитель начальника Главного управления пожарной охраны МВД СССР Д. И. Юрченко. Источником воспламенения бензиновоздушной смеси мог быть разряд статического электричества, возникающий иногда при переливании бензина. Накапливанию такого электричества и формированию искровых разрядов способствовало применение пластмассовой воронки. Р азряд произошел в момент соприкосновения металла (ведра) и диэлектрика (воронки). Во избежание разрядов статического электричества при хранении, транспортировке горючего и заправке рекомендуется применять только металлические ведра, канистры и воронки и не использовать пластмассовые емкости, которыми целесообразно пользоваться только для хранения масел и невоспламеняющихся жидкостей.«АДМИРАЛ» НА ЧЕТЫРЕХ КОЛЕСАХ«Учусь в техникуме, очень интересуюсь автомобилями, — пишет харьковчанин Н. Степанов. — Недавно услышал от знакомых, что завод «Оппель» начал выпускать модель «Генерал». Что это за машина?» Прежде всего, название марки «Опель» пишется с одной буквой «п» — в литературе нередко встречается ошибочное написание. Модели «Генерал» среди «опелей» не существует. В 30-е годы часть легковых моделей этого завода действительно имела 3 «воинские» названия. «Кадетт» (1074 см ), «Капитан» (2473 см 5 ), «Адмирал» (3626 смЗ), хотя в производственной программе были и машины с «гражданскими» наименованиями: «Олимпия» (1279 и 1488 смЗ) и «Супер-6» (2473 смЗ). Попутно отметим, что машиной «Опель-капитан» в годы войны пользовался известный советский разведчик Н. Кузнецов. Часть моделей 50—60-х годов унаследовала от своих предшественниц «воинские звания». В настоящее время «Опель» выпускает легковые модели: «Кадетт» (993, 1196 и 1897 смЗ), «Аскона» и «Манта» (1196, 1584 и 1897 см 3 ), «Рекорд-?» (1698. 1897 и 1979 смЗ), «Коммодор» (2490, 2784 смЗ). «Адмирал» (2784 смЗ) и «Дипломат» (2784 и 5354 смЗ). Скорее всего, ваш знакомый имел в виду модель «Адмирал». Она выпускается с марта 1969 года и по габариту близка к нашей «Волге» ГАЗ—24. Пятиместный «Опель-адмирал» весит 1475 кг, имеет двигатель мощностью 129 л. с. и развивает скорость 175 км/ч.НОВАЯ ОПОРАВ литературе по обслуживанию «жигулей» описывается верхняя шаровая опора с отверстием, заглушённым пробкой, для запрессовки консистентной смазки ШРБ-4. «На моей же машине верхняя опора такого отверстия не имеет, — пишет Е, Черный из Ташкента. — Расскажите, как такую опору надо обслуживать». Такая же просьба содержится в письмах В. Тихонова из Тулы, других читателей. Владельцы «жигулей» хотят танже знать, можно ли ШРБ-4 заменить смазкой ЛИТОЛ-24. На Волжском автозаводе разъяснили, что владельцы «жигулей» ведут речь о верхних шаровых опорах новой конструкции, которые имеют наполнитель из тефлоновой ткани и залиты термореактивной смолой. Такие опоры завол начал устанавливать еще в октябре 1974 года на ВАЗ—2103 и ВАЗ—21011. А с октября 1975 года ими комплектуются все без исключения автомобили ВАЗ. В связи с тем. что на издание объемистых пособий требуется порядочно времени, описание верхней шаровой опоры новой конструкТАД17И ДЛЯ «ВОЛГИ»Г. Коряков из Рыбинска просит сообщить, можно ли для смазки коробки передач и заднего моста ГАЗ —24 применять трансмиссионное масло ТАД-17И. На горьковском автозаводе, куда обратилась редакция, разъяснили, что масло ТАД-17И можно использовать в коробке передач ГАЗ—24 вместо масел ТАП-15В и ТСп-14. Заправлять же им задний мост недопустимо, поскольку его противозадирные свойства хузке, чем у гипоидного масла, изготовленного по ГОСТ 4003—53.23