Поводом для сегодняшнего разговора послужило письмо из Ворошиловграда, в котором водитель Д. (фамилию он свою просил не называть) рассказал о дорожно-транспортном происшествии, участником которого оказался. Однажды осенью он вел автобус ПАЗ—672 по трассе Ворошиловград — Волкодаево. В салоне было двадцать девять пассажиров. Сухой асфальт и хорошая видимость позволяли двигаться со скоростью 60—60 км/ч. Учитывая это обстоятельство, водитель выдерживал дистанцию до идущего впереди ГАЗ—53 метров 50, чего вполне достаточно, чтобы затормозить в случае внезапной остановки грузовика. Казалось бы, дорожная обстановка не давала повода для* беспокойства, и автомобили продолжали двигаться в прежнем режиме. И вдруг ГАЗ—53 начал уходить от края дороги к центру, а затем резко снизил скорость и остановился. Водитель автобуса тоже притормозил, но, когда до автомобиля оставалось 25 — 30 метров, он вместо того, чтобы остановиться, направил машину на обочину. В письме Д. объяснил это так: «Я решил остановить автобус не на проезжей части, а на обочине, как этого требует 96-й пункт ПДД».Однако, выехав на обочину и убедившись в том, что она свободна и ширина ее позволяет объехать.стоящий автомобиль справа, водитель сбросил ногу с педали тормоза и нажал на«газ». Тут-то и произошла трагедия: выскочивший из-за грузовика пешеход попал под колеса автобуса. Схема ДТП показана на рисунке так, как ее изобразил сам автор письма. «В данный момент я отбываю наказание, но меня все время мучает вопрос, в чем же я виноват и как следовало поступить в этой ситуации», — пишет водитель Д. в редакцию. В самом деле, почему суд признал водителя виновным? А не действия ли самого пешехода привели его к собственной гибели? Да и мог ли водитель автобуса предвидеть, что очутившийся за стоящей машинойлешеход ринется под колеса? Давайте поразмышляем. Как известно, Правила дорожного движения (пункт 76) обязывают водителей в зависимости от скорости выбирать такую дистанцию, которая позволяет избежать столкновения с внезапно затормозившим впереди транспортным средством и своевременно остановиться, не рассчитывая на объезд, так как возможность объезда не всегда представится. Разные причины могут заставить резко тормозить водителя идущего впереди автомобиля. И, к сожалению, они не всегда ясны тому, кто едет сзади. Например, внезапно выбежавшего на проезжую часть пешехода можно не заметить из-за кузова грузовика. В этом случае только торможение, только остановка, а не объезд позволит другому водителю избежать происшествия. Как видно из письма, Д. оказался именно в такой ситуации. И, обратите внимание, при движении он соблюдал дистанцию, вдвое больше необходимой для экстренной остановки перед затормозившим впереди автомобилем. Казалось бы, у водителя было достаточно времени, чтобы принять правильное решение. Но что сделал водитель? Он продолжал движение по обочине и теперь ссылается на пункт 96 Правил. Ну хорошо, предположим, автор письма действительно не совсем правильно истолковал. этот пункт, который ,требует перед преднамеренной остановкой с какой-то определенной целью, например для посадки или высадки пассажиров, перестроиться и остановиться у тротуара или на обочине. Но даже в этом случае, коль скоро водитель ре-За рулем личного автомобиля или мотоцикла можно увидеть сегодня людей самого разного возраста. Ни у кого не вызывает удивления и водитель в очках. Конечно, не каждый, кто страдает близорукостью или дальнозоркостью, имеет право быть водителем. Медицинские комиссии дают разрешение лишь тем, кому требуемую для такого дела • остроту зрения обеспечивают очки или контактные линзы не более 6,0 диоптрий (при астигматизме — не более 3,0). Однако не надо думать, что с приобретением очков все проблемы исчерпаны, и человек по своим водительским качествам стоит вровень с теми, кто обладает хорошим зрением. Водителям в очках об этом надо помнить и некоторые особенности своего зрения учитывать. Ro-первых, утомление и зрительное перенапряжение н работающим в очках приходит раньше и паузы для отдыха, скажем, в дальней дороге им надо делать почаще. Во-вторых, надо проявлять особую осторожность в условиях плохой видимости. Конечно, острота зрения при этом изменяется даже у вполне здоровых людей. В светлую безлунную ночь она падает до 50%, а в темную — до 5% дневной. После 40 лет ослабляется не только светочувствительность глаз и сумеречное зрение, но и способность приспосабливаться к переходам от света к темноте и обратно, хотя все эти качества зависят от индивидуальных особенностей. Наконец, замечено, что острота зрения и светочувствительность почти всегда ухудшаются в условиях кислородного 1 голодания — на высокогорной дороге, при табачном дыме или жаре в ка-НАВЕНГРИЯ. Автомагистраль от Будапешта до Секешфехервара оборудована автоматической связью. Через каждые 2—3 км на дороге установлены колонки с кнопками для вызова технической и медицинской помощи. ГДР. В стране развернулась широкая пропагандистская кампания за применение ремней безопасности на легковых автомобилях. С 1980 года это требование обретет силу закона. АВСТРИЯ. В программы радиостанций включены передачи, посвященные безопасности движения и повторяемые несколько раз в день, с 6 до 23 часов. В них информация о погоде и обстановке на дорогах, заторах, анализ причин дорожно-транспортных происшествий, сообщения о ремонте дорог и т. п. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Огромные средства были потрачены автомобильными фирмами в попытках создать радиолокатор для автомобилей, который помог бы водителям избегать столкновений при плохой видимости. Но все системы оказывались непомерно дорогими: порой радар стоил больше самой машины. Недавно, однако, фирма «Лоуренс Электронике оф Брэдфорд» предложила сравнительно дешевую (по ее заявлению — не дороже первоклассных автомобильных радиоприемников) систему на основе микроволновой техники. Миниатюрный передающий и принимающий прибор, получивший. название «волновой разведчик», прикрепляется к капоту автомобиля и связан со специальным устройством на щитке приборов, за 300 м оповещающим водителя о препятствии, как неподвижном, так и движущемся.щиВЕЛИКОБРИТАНИЯ. «Дорожный плюш»— так назвали материал из смеси пластифицированного полихлорвинила и очень твердого гравия. Изготавливается он в виде рулонов длиной 10—20 ми шириной от 50 до 110 см и предназначен в качестве покрытия на перекрестках и других опасных местах, где надо улучшить сцепление шин с дорогой. КЕНИЯ. Шесть африканских государств подписали договор о строительстве трансафриканской автомобильной дороги. Протянувшись с востока на запад на несколько тысяч километров, она свяжет известный кенийский порт Момбаса со столицей Нигерии Лагосом. Дорога, строительство которой начнется в этом году, имеет большое экономическое и политическое значение для всего Африканского континента.28