ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАьеседа с начальником ВНИИ безопасности дорожного движения МВД СССР В. И. ЖУЛЕВЫМчаще всего. Нередко, пишут они, знаки встречаешь в местах, где их совсем не ждешь, то справа, то слева от дороги. А не заметил знак — стал невольным • нарушителем правил. Какие требования на этот счет предъявляет новый ГОСТ!ВОЗВОДИТСЯ В СТАНДАРТС первого января 1980 года вводится Государственный стандарт «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения». Как нам известно, такой документ разработан и принят впервые. Закономерен вопрос: чем этот шаг был вызван! Ведь есть же у нас стандарты на дорожные знаки и разметку. К тому же в Правилах дорожного движения, в общем, достаточно ясно сказано, для чего, в каких целях должны применяться знаки, светофоры или разметка. Что можно ответить на это! Не буду повторять известные всем цифры, которые характеризуют темпы автомобилизации в последние годы. Она достигла у нас того уровня, когда для четкой организации дорожного движения нужны самые современные технические средства. Больше того, в управлении движением именно они выходят сейчас на первый план. Конечно, предстоит и дальше повышать квалификацию водителей, от их мастерства многое зависит. Но надо отдавать себе отчет в том, что интенсивность транспортных потоков так выросла, обстановка на дорогах и улицах настолько усложнилась, что без технических средств организации движения для обеспечения его оптимального ритма, безопасности, для четкой ориентации водителей просто не обойтись. В общих словах, эти обстоятельства и продиктовали разработку специального стандарта на применение технических средств организации дорожного движения. Почему понадобился самостоятельный ГОСТ? Потому что стандарты на дорожные знаки и разметку дорог содержат теперь только те сведения и требования, которые -нужно знать изготовителям этой продукции, — внешний вид, цвет, размер, материал и т. д. Где и как применять их — уже не их забота. Это нужно знать работнику Госавтоинспекции, дорожнику и другим специалистам в области организации движения. Для них новый ГОСТ и предназначен. Он необходим и для того, чтобы условия применения тех или иных технических средств, их возможности влиять на безопасность движения, наконец, их целесообразность понимались всеми одинаково. Одно дело ведомственные правила и нормы, которыми мы руководствовались до сих пор, другое — государственный стандарт, за отступление от которого взыскивается по закону. Конечно, о том, для чего существует тот или иной дорожный знак, та или иная линия разметки, можно прочитать ив правилах движения. Водителю этих сведений вполне достаточно. Но службе движения этого мало, ей надо совершенно точно знать, при каких непременных условиях конкретный знак или разметка должны применяться. Скажем, при какой интенсивности потоков на таком-то отрезке дороги надо запрещать остановку или стоянку, при каком перепаде скоростей на соседних участках магистрали полагается знак «Опасный поворот» и т. п. Вот небольшой пример. Каждому водителю ясно, для чего служит знак «Пересечение равнозначных дорог». Однако на практике порой перед одними пересечениями дорог он стоит, перед другими — нет. И никто, уверен, не может понять, по какому принципу знаки эти расставлялись. А ведь о перекрестке водитель, пожалуй, должен быть оповещен в первую очередь. ГОСТ точно определил: такой знак надо устанавливать перед каждым пересечением, если расстояние видимости перекрестка с одного или нескольких подъездов к нему вне населенных пунктов менее 150, а в них самих — менее 50 метров. Стало быть, когда водитель сам может заблаговременно увидеть перекресток, то и знак ни к чему, в противном случае — его надо ставить обязательно.Вопросу, которого мы коснулись, в стандарте уделено особое внимание. Достаточно красноречив уже тот факт, что в самом первом пункте документа говорится именно о том, что дорожные знаки, как, разумеется, и другие средства организации движения, должны размещаться с учетом их наилучшей видимости в любое время суток. Они не должны, пусть на какие-то мгновения, скрываться от глаз водителя, скажем, за опорами осветительной сети, зелеными насаждениями и другими предметами. Более того, ГОСТ запретил даже устанавливать у дороги плакаты, транспаранты, афиши, которые могут отвлечь внимание водителя, затруднить ему наблюдение за знаками или светофорами. Кроме случаев, специально оговоренных, все дорожные знаки следует устанавливать только с правой стороны и на определенной высоте. На левой стороне дороги могут находиться лишь их дублеры. Где в этом возникает необходимость? Чаще всего на широких многополосных магистралях, когда есть опасения, что движущиеся по правым рядам крупногабаритные транспортные средства могут помешать водителям своевременно увидеть установленные знаки. Вот в таких случаях они и должны повторяться слева. Если во встречном направлении не более двух полос, то прямо на левой обочине или у левого края проезжей части; если полос для движения больше — непосредственно над ней или на разделительной полосе. В одном месте ГОСТ разрешает устанавливать не более трех знаков, а когда они располагаются на дороге один за другим, то между ними должна выдерживаться дистанция минимум 25 метров в населенных пунктах и 50 на загородных дорогах. Наконец, чтобы привлечь внимание водителей к отдельным знакам, их можно оборудовать устройствами, которые будут переводить внутреннее освещение на мигающий режим. В другом варианте в одном корпусе со знаком могут помещаться два проблесковых желтых сигнала. Таким образом, ГОСТ предлагает немало способов, чтобы улучшить видимость знаков, а значит, и повысить безопасность движения.Кстати, недостатки в установке дорожных знаков водители в своих письмах в редакцию критикуют, пожалуй,А как в отношении светофорной сигнализации! Будут ли внесены какиенибудь изменения в конструкции светофоров для более уверенного различения сигналов, в частности дополнительных! Не секрет: о том, что на каком-то перекрестке поворот регул и руется «стрелкой», в темное время порой можно лишь догадываться. А это создает конфликтные ситуации.25