СИБИРЬ. ДАЛЬНИЙ ВОСТОКВоспитанники ДОСААФ на службе в армии«В школе учили нас хорошо»Ночная ли это мгла, предрассветное утро, зимняя пурга, осенний моросящий дождь, если заставу подняли по учебной тревоге для задержания «нарушителя», Николай Курицын и его друзья-шоферы, захватив личное оружие, стремглав мчатся к закрепленным за ними машинам. Николай — на ГАЗ—66. Обычно, пока выстраиваются наряды, мотор у Николая уже рокочет в ожидании команды. А она не задерживается. Раздается негромкое, но властное: «Тревожная — на выезд!» Водитель прислушивается к топоту сапог сзади кабины. Доли секунды — и машина за воротами заставы. А дальше — узкая лесная дорога, вся в зарослях сосняка, елей, кустарника, она то круто поднимается на сопку, то опускается к подножью, петляет по лощинам, снова ползет вверх... Приказ: заглушить мотор, ждать. Оставив машину, пограничники двигаются на выполнение задания. Бывает, что он, шофер, ждет долго, а иной раз поступает команда — вперед, на новый рубеж. Быстрота, мастерство, выдержка, знание каждой извилины дороги даются водителю в погранвойсках, как и вся пограничная служба, не сразу. — Не открою ничего нового, — говорил мне заместитель начальника заставы по политической части В. Плисов, — если скажу: трудно приходится ребятам в начале службы на границе, хотя они и автошколы заканчивают успешно, и начальную военную подготовку проходят. Конечно, это многое дает призывникам. Но пограничниками становятся только на границе. Коля Курицын и его земляк, однокашник по тольяттинской автошколе водитель УАЗ—469 Женя Сиваков (он тоже нередко вывозит «тревожные» группы) признаются: — В школе учили нас хорошо, всегда благодарны преподавателю Владимиру Дмитриевичу Столярову, мастеру вождения Борису Федоровичу Феопентову, вообще всем воспитателям. Их наука очень пригодилась. И все же только здесь по-настоящему понимаешь, какая ответственность ложится на нас — держать в неприкосновенности рубежи Родины. Это не громкие фразы — так оно и есть. Очень много должен знать и уметь пограничник. На заставе, где я побывал, рядом с Сиваковым и Курицыным служат еще два их земляка, два Александра — Нестеров и Кондратьев. Все они — знатоки своего дела, всегда готовы прийти на выручку друг другу. Дружба пограничников, разумеется, не ограничивается «землячеством». Вся застава — единый сплоченный коллектив. Беспрерывная будничная работа, учебные и боевые тренировки, хоженые и нехоженые тропы, на автомобилях и пешим строем; бег, бег с умной чуткой овчаркой на поводке по следу нарушителя — все это пограничная служба. Более 60 тысяч километров — такова протяженность границ нашей Родины. Охраняющие ее воины-пограничники оснащены самой современной техникой и оружием. Так диктует обстановка. Пока в мире есть силы, грозящие военными конфликтами, мы должны быть всегда готовы дать достойный отпор агрессору. Автомобиль — верный друг и помощник в охране рубежей, а военные автомобилисты в каждом погранотряде, на каждой заставе, как и все пограничники, бдительно несут свою службу. Граница — это не только ночные тревоги, выход на поиски «нарушителей», это — замечательная школа воспитания гражданственности, моральной, физической закалки молодых людей. Мы идем по бетонной дорожке, она вычищена, промыта, ни пылинки, ни соринки — а до территории подразделения еще далеко, на самой территории — чистота, порядок — все радует глаз. Знакомимся с общежитием. Не в укор скаж у : не все московские гостиницы и санатории, значащиеся на хорошем счету, могут соперничать с интерьером солдатского общежития заставы. Со вкусом оборудованная ленинская комната, спортивный городок, отличная библиотека. И конечно, здесь хранят и умножают традиции заставы. Человек, придя сюда служить, принимает их как жизненное правило. Недавно уволился в запас рядовой Василий Дерябин; на заставе он стал коммунистом, водителем второго класса, сейчас снова работает на автомобиле — в Верхотурье Свердловской области, пишет письма друзьям-пограничникам и благодарит командиров за науку. Расставаясь с гостеприимными хозяевами заставы, мы побывали на посту наблюдения, откуда виделась другая сторона, другая страна. Думалось в эти минуты: самое святое в жизни — это мир. Бдительность. Еще раз бдительность наших воинов, чтобы этот мир никто не нарушил. А. БАБЫШЕВ, спецкор «За рулем» Краснознаменный Дальневосточный пограничный округВ почте журнала, Герман Петрович, немало писем, в которых читатели размышляют о том, как повысить безопасность движения на дорогах страны. Со своих позиций они оценивают и роль различных ведомств и организаций. Однако, как мы заметили, место прокуратуры в такой работе, ее участие в профилактике дорожных происшествий понимается порой как-то однобоко. Многие До сих пор полагают, что прокурор существует лишь затем, чтобы наказывать водителей за прегрешения. Поэтому просим вас прежде всего обрисовать функции прокуратуры в области безопасности дорожного движения.Советская прокуратура была создана по инициативе В. И. Ленина в 1922 году в целях осуществления надзора за соблюдением законов ив интересах правильной постановки борьбы с преступностью. На страже социалистической законности она стоит и сегодня. Вот как определяет ее функции новая Конституция СССР, действующая уже второй год: «Высший надзор за точным и единообразным ис-Е7Ж1ИМполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными или иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагается на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров». Уже из этой краткой формулировки видно; какая большая роль принадлежит прокуратуре в правовых вопросах всей нашей хозяйственной и общественной жизни. В том числе ив таком важном деле, как безопасность дорожного движения. Начну с того, что прокуратура принимает участие в разработке всех правовых актов, устанавливающих ответственность за дорожно-транспортные происшествия, вносит, когда это необходимо, предложения по совершенствованию законодательства. С ней согласовываются проекты многих норм по организации дорожного движения. Другая ее обязанность — следить за тем, чтобы ни одно решение в этой области местных органов власти, руководителей предприятий и учреждений не расходилось с законом, не противоречило единым для всей страны положениям. А такие случаи бывают. Вот два недавних примера. В августе прошлого года исполком Восточно-Казахстанского областного Совета народных депутатов обязал всех индивидуальных владельцев автомобилей и автотранспортные предприятия нанести на крыши кабин и кузовов машин крупные надписи, дублирующие их номерные знаки. Для чего? Для наблюдения за порядком на дорогах с воздуха, скажем, с вертолета. Но ведь вопрос о том, где быть номерным знакам автомобилей, определен государственным стандартом, и никто не может его нарушать. Другой слу-4