Сначала скажу о том, что теперь точно определены правила применения светофоров: где, когда и какие их типы должны регулировать очередность движения транспортных средств и пешеходов. Где — в общем-то всем ясно: на перекрестках и пешеходных переходах. Другое дело — при каких, условиях. Иногда водителям кажется, что неплохо было бы все пересечения дорог сделать регулируемыми. Мол, поставьте светофор — и аварий как не бывало. Но, во-первых, и он сам по себе не спасает от дорожных происшествий. Их немало и на регулируемых перекрестках. Во-вторых, это привело бы к неоправданным простоям машин, а порой ик заторам, большим экономическим потерям. Поэтому государственный стандарт точно оговорил условия, когда целесообразно вводить на дороге светофорное регулирование. Применение светофора оправдано при определенной интенсивности транспортных и пешеходных потоков в течение суток на пересекающихся дорогах. Причем ГОСТ тщательно нормировал ее и для крупных городов, и для населенных пунктов, насчитывающих меньше 10 тысяч жителей. Кроме того, светофор необходим, если на перекрестке в течение года произошло не менее трех аварий, которых могло не случиться при светофоре, даже когда этот перекресток по интенсивности движения и не дотягивает до нормы. Имеются в виду такие, скажем, случаи, как столкновения транспортных средств, выезжавших с пересекающихся дорог, наезды на пешеходов и т. д. Согласен с тем, что у нынешних светофоров дополнительная секция в темноте порой видна плохо. Предусмотрено, что в дальнейшем такие светофоры обязательно должны быть оборудованы белыми с черной каймой экранами. Эти прямоугольные щиты позади светофора будут выступать за его габариты, и на их фоне дополнительные секции станут, конечно, хорошо заметны. Да и водителю всегда будет ясно: если светофор с экраном, значит поворот на «стрелку». Кроме того, в дальнейшем светофоры все чаще будут регулировать движение по каждой полосе, и вообще отпадет необходимость в дополнительных секциях. По ГОСТу, водитель должен видеть любой светофор минимум за 100 метров. В Необходимых случаях ниже основного светофора будет устанавливаться его небольшой дублер с линзами в три раза меньше обычных. Такие минисветофоры помогут следить за сигналами, разрешающими или запрещающими движение через перекресток, тем водителям, которые находятся у стоп-линий или стоят перед ней. Они же могут регулировать движение по велосипедным дорожкам. В таких случаях под ними будет табличка белого цвета с изображением велосипеда. Сегодня мы все уже знаем, что автомобильная дорога это не просто лента асфальта или бетона, а сложное инженерное сооружение, отдельные элементы которого выступают ив качестве технических средств организации движения. Будет ли и на них государственный стандарт! . Такой раздел в ГОСТе есть. Конечно, барьерные ограждения, столбики, разделяющие островки и другие сооружения, которые предотвращают съезды или столкновения со встречными транспортными средствами, препятствуют выходу на проезжую часть животных, обеспечивают видимость опасных участков и препятствий, должны стать обязательной принадлежностью современной автомобильной дороги. Действующими сейчас правилами проектирования Новых автомагистралей все это предусмотрено. Однако до 1972 года таких требований в них не было, и немало дОрог сооружено без упомянутых выше устройств. Теперь при реконструкции старой дорожной сети предстоит привести ее в соответствие с новыми нормами. Где и как это надо делать, определяет ГОСТ. В соответствии с ним, например, при интенсивности движения не менее 2000 автомобилей в сутки любые опоры, деревья толще 10 см в диаметре и другие предметы, с которыми можетстолкнуться автомобиль, ограждаются, если находятся ближе 4 метров от края проезжей части. Причем такие ограждения должны располагаться на расстоянии, обеспечивающем предохранительную полосу не меньше одного метра шириной. Барьерные конструкции будут применяться и при определенной крутизне откоса дорожного полотна. Немаловажную роль в организации движения, особенно в неблагоприятных метеорологических условиях или в темное время суток, играют разного рода направляющие устройства — столбики, тумбы, островки безопасности и т. д. Они обеспечивают видимость границ дороги, препятствий на ней. Столбики, скажем, по ГОСТу, появятся на закруглениях дорог, если высота насыпи превышает один метр, а также у мостов, путепроводов и даже на прямых участках, если не далее 15 метров по сторонам дороги расположено болото или водоем. Точно определены и условия применения других элементов оборудования дорог, в частности островков безопасности. Они полагаются на всех перекрестках, когда здесь число поворачивающих составляет не менее 20% транспортного потока на дороге в населенном пункте и 10% вне его при суммарной интенсивности движения более 1000 автомобилей в сутки. Можно ли, подводя итог сказанному, считать, что, таким образом, государственный стандарт утвердил обязательный набор технических средств организации движения, которыми непременно должна быть оборудована автомобильная дорога той или иной категории! Думаю, что для этого есть все основания. Хотелось бы только, чтобы требования ГОСТа были как можно скорее реализованы. Уверен, что это окажет свое влияние на повышение уровня активной и пассивной безопасности дорог, их комфорта, а главное — на улучшение условий труда водителей. Вел беседу Г. ЗИНГЕРО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ С ЭКРАНА20 киностудий страны представили на Всесоюзный смотр кинофильмов по безопасности дорожного движения, проведенный в Баку ВЦСПС, Госкино и МВД СССР, 80 короткометражных фильмов буквально во всех жанрах. Были показаны учебные и игровые ленты, документальные и мультипликационные, созданные не только профессиональными кинематографистами, но и коллективами кинолюбителей. Вели учесть, что на этот фестиваль были присланы только лучшие работы, то можно с удовлетворением отметить, что его тема получила у мастеров экрана признание. Это, конечно, радует, ибо кино — действеннейшее средство пропаганды и агитации, пользующееся огромной популярностью у населения. Первых премий были удостоены фильмы «Виновны!» (литовская киностудия), «Услуга за услугу» («Беларусьфильм») и «По ту сторону барьера» («Мосфильм»). В них, по общему мнению членов жюри, наиболее ярко воплотилась мысль об ответственности каждого из нас за порядок на дорогах, за жизнь водителей и пешеходов. Еще более десятка киноработ были отмечены другими премиями и призами, учрежденными редакциями центед ральных газет и журналов. Приз и диплом журнала «За рулем» получил творческий коллектив фильма «Неподвластные метры» («Ленфильм») за оригинальное решение темы «Водители и пешеходы», которая сегодня приобрела, как известно, особую остроту. Что наиболее характерно для прошедшего фестиваля? Во-первых, кинофильмы стали приобретать более четкую направленность, так сказать, более конкретный адрес. В общем, ими были охвачены все стороны Проблемы. Многие фильмы не только говорили о том, что, но и показывали как надо делать, то есть и агитировали, и учили. Даже в игровых фильмах кинематографисты стали больше обращаться К документалистике, а реальный факт всегда интересен. Особое место на конкурсе заняли детские фильмы. И для детей, и о детях. Думаю, они явятся хорошим подспорьем в работе по обучению юных пешеходов правилам поведения на дорогах, умению ориентироваться в сложной городской обстановке при нынешних интенсивных транспортных потоках. Пожалуй, впервые мы увидели столько фильмов, рассказывающих о различных формах самодеятельности школьников в предупреждении нарушений правил движения — о работе отрядов ЮИД, детских автогородков, кружков и т. д. Но вот о чем хочется сказать в конце. Общий фонд короткометражных фильмов по безопасности движения уже довольно велик, а вот используется он еще слабо. Ознакомившись с положением дел в кинопрокате, МВД СССР отметило явную недооценку роли кино в пропаганде правил движения в целом ряде республик, краев и областей. Достаточно красноречив тот факт, что на экранах кинотеатров в их административных центрах можно было увидеть в лучшем случае только четвертую часть тех фильмов, что есть сегодня в кинопрокате. Улучшение этого дела сейчас, пожалуй, первостепенная задача.Г. БЕЛОВ, начальник отдела пропаганды и агитации по безопасности дорожного движения Главного управления ГАИ МВД СССР26