ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕ ЯМЫД орогиу нас разные: федеральные, республиканские, краевые, ведомственные, грунтовые, бетонные, но независимо от ведомственной принадлежности и покрытия в большинстве своем они плохи и опасны. В любом месте ивлюбое время вас может ожидать неприятный сюрприз : открытый колодец, выбоины, б угрыи неровности. Ямы «запрограммированы» уже в проектах дорог . П римеров достаточно. Просчетом проектной организации стали массовые оползни на дороге Полтава — Кишинев: без противолавинных галерей была введена в эксплуатацию трасса через Рокский перевал. Мало того, что дороги наши никуда не годятся, их катастрофически не хватает. Судите сами. Есть такой показатель «обеспеченность дорогами общего пользования на 1000 жителей в километрах». Первое место по нему держат США — 22,6 км . Во Франции — 13,6, Ф инлян ­ д ии — 9,1, Германии — 8,0, Великобр итании — 6,2, Японии — 6,0, Литве — 5,7, Казахстане — 4,8, Беларуси — 4,4, Украине — 3,0 и России — 2,7. Средняя скорость на наших дорогах 30 км / ч против 80 в Европе, при этом расход топлива у нас в 1,5 раза больше. О дной из недавних попыток исправить ситуацию можно назвать закон «О дорожных фондах РСФСР». Он устанавливал внебюджетный источник финансирования, содержания, р емон ­ та, реконструкции- и строительства автомобильных дорог общего пользования. Хотя средства, поступающие в эти фонды, по удельным показателям в два с лишним раза меньше, чем в европейских странах («тяжелораненым» д орогам надо бы в два раза больше), первый шаг, кажется, в верн ом направлении был сделан. Дальше события развивались так. Концерн «Росавтодор» заключил с Госкомимуществом РСФСР договор на 10 лет об эксплуатации и развитии сети магистральных автомобильных дорог. Этот документконцерн подписал от имени 126 организаций-учредителей. Казалось бы , все хорошо : у дорог появился хозяин. Но «Росавтодор» обвинили вмонополизмеи приостановили действие договора, заявив, что дор огив России оттого и плохи, что концерн сосредоточил в своих руках функции заказчика и подрядчика. В конце 1991 года правительство России приняло постановление «Об управлении дорожным хозяйством», к оторым управление федеральными дорогамии взаимодействие с органами, уполномоченными управлять дор ожным хозяйством России, было возложено на Минтранс России. Для этих целей в министерстве сформиро ­ ван федеральный дорожный департамент, к оторый , собственно, и призван изменить ситуацию сдорогами . Но он явно не торопится. Сначала Минтранс долго выяснял отношения сконцер ­ ном «Росавтодор», и пока две дорож ­ ные структуры бились за власть и решали, кто главнее, дело стояло. Оно не сдвинулось с места и сейчас, так как никто не хочет брать на себя ответственность за состояние российских дорог . Хотя прошел уже год с момента создания Минтранса, штат дорожного департамента еще не укомплектован. Если работать в таком темпе, то ик концу следующего века нам хороших дорог не видать. Б. ПРИМОЧКИНФотоокно«До чего же мы докатились» — наверняка подумают многие наши читатели, глядя на эти снимки. Фотограф сумел представить в новом свете то, к чему мы привыкли и что видим каждый день. Грязь на улицах, невообразимые развалюхи на колесах, жуткие дороги и т. д. Смотришь иной раз на проезжающую мимо груду металлолома, и сердце сжимается от предчувствия: или себя разобьет или кого-то. Но такие, с позволения сказать, автомобили с наших дорог не исчезают. Наоборот. Подвяжут задний фонарь проволочкой и — вперед. А уж как «внимательны» дорожники: поставили ящичек над открытым люком колодца. И ничего кроме «спасибо» им не скажешь, ведь могли вовсе ничего не поставить.ониоотоФ4 За рулрм № 11ЗА РУЛЕМ 11/92 21