54
55
САМЫЙ БОЛЬШОЙ ПРИЗВысматривать гоночную трассу я начал еще из иллюминатора самолета. Но мы подлетали к Будапешту с юга, а «Хунгароринг» находится в 15 километрах к северу от венгерской столицы. Внизу расстилались большие желтые прямоугольники убранных полей и разноцветно-зеленые лоскуты овошиых посадок. По проселочным дорогам пылили редкие автомобили, и непохоже было, что завтра где-то здесь начнутся грандиозные автогонки, которыми не одно десятилетие бредит вся Европа, если не весь мир.Ваэропорту все встало на свои места. Перед выходом мы увидели эффектно поставленный «на попа» (чтобы лучше читались большие синие надписи «Кэмел») настоящий «Бенеттон» формулы 1. С этого момента, с полудня четверга до самого утра понедельника одна из красивейших европейских столиц со всеми своими достопримечательностями — королевским замком, зданием парламента, мостами, набережными и знаменитым Голубым Дунаем — превратилась для меня и, осмелюсь предположить. еще для нескольких сот тысяч жителей и гостей Будапешта всего лишь в красивую декорацию, придающую этапу чемпионата мира своеобразный восточноевропейский колорит. Не заметить «формулу» было невозможно. Магистрали города украшали огромные щиты с красно-белыми «мак-ларенами» и желто-синими «вильямсами», один из мостов через Дунай унизали два ряда «малборовских» флагов, на улицах появилось невероятное количество дорогих спортивных машин с австрийскими, немецкими. швейцарскими номерами. Автомобили попроще щеголяли знаменами и транспарантами, призывающими к победе Бергера, Мэнселла, Сенну, а лучшие гостиницы оккупировала гоночная и окологоночная публика. Повсюду, особенно в центре города, появилось множество торговцев «формульным» товаром: майки, кепки, рубашки, сумки, флаги, плакаты — в невероятном количестве, ярко, броско. Старалась и пресса. Газеты на первых полосах печатали материалы о формуле 1 — слухи и сплетни, прогнозы и фотографии фаворитов. Телевидение, словно конферансье перед концертом, разогревало публику, без конца показывая эпизоды из предыдущих гонок на «Хунгароринге». Но все это не более чем прелюдия к основному действу — Большому призу. Сама гонка длится обычно полтора-два часа. Однако усилиями Берни Экклстоуна, фактического хозяина чемпионата мира, Гран-при сейчас, независимо от того, где он проводится, в Венгрии или Германии, Мексике или Японии, превратился в грандиозное шоу протяженностью в три дня. Итак, день первый, пятница. В восемь утра на «Хунгароринге» проводилась так называемая предквалификация. Пятеро аутсайдеров чемпионата в течение часа боро-бы безопасности, мы добрались наконец до «Хунгароринга». Жизнь вокруг трассы бурлила! Все «господствующие высоты» превратились в живописнейшие автолагеря — кемперы, жилые прицепы, палатки, украшенные уже знакомыми нам знаменами и плакатами: «Вперед, Бразилия!», «Мэнселл — чемпион мира!». «Герхард. мы тебя любим!» и неожиданные островки приверженцев «Минарди». «Марча» и других неудачников сезона. На трибунах, правда, негусто, зато рядом, на склонах окружающих трассу холмов, народу хоть отбавляй. А зрители, вооруженные британскими, французскими, немецкими, австрийскими. бразильскими флагами, прибывали и прибывали.СПОРТ54 ЗА РУЛЕМ 11 /92~тлись за право выйти на старт официальных тренировок. Казалось бы, зрелище довольно скучное: слабейшие автомобили, не самые лучшие гонщики. К тому же на трассе во время предквалификации почти нет борьбы, обгонов, рискованных маневров, спортсмены стараются растянуться по четырехкилометровому кольцу, чтобы никто из соперников не маячил перед носом, мешая установить лучшее время круга. Поэтому, выехав из гостиницы в семь утра, мы думали, что застанем пустые трибуны. Каково же было наше удивление, когда, преодолев несколько кордонов служ-Но самое интересное место на «Хунгароринге» оставалось для большинства из зрителей запретной зоной. Всеми правдами и неправдами пытались наиболее рьяные болельщики пробраться в паддок — святая святых формулы 1, но бдительные сотрудники службы безопасности были неумолимы — вход только по специальным пропускам. Нужно было видеть, с каким любопытством и восторгом наблюдали мальчишки, маленькие и большие, даже с сединами и лысинами, за жизнью, кипевшей в паддоке. Из бездонных глубин огромных грузовиков, раскрашенных в цвета своих команд, механики в такой же нарядной униформе выкатывали гоночные автомобили, выносили и укладывали в высоченные штабеля колеса, устанавливали на специальные подставки моторы, запасные панели кузова. А рядом, только руку протяни, с отсутствующим видом актеров перед выходом на сцену прохаживались люди, которых можно встретить на страницах газет и журналов всего мира. Великие пилоты, великие конструкторы, великие менеджеры. Все самые-самые. Вот Клей Регаццони, после аварии 1980 года вынужденный передвигаться в инвалидномвыстраиваются вереницы автомобилей. Зрители идут сплошным потоком буквально сквозь строй торговцев, которые перебрались сюда с улиц Будапешта. С трассы уже доносится рев гоночных моторов, удивительный звук, незабываемый для всех, кто его слышал хоть однажды. Те, кому он кажется слишком громким, могут купить «беруши» в симпатичной коробочке, но большинство ими почему-то не пользуется. К полудню кажется, что воздух звенит от напряжения. То один, то другой журналист делает стойку, словно охотничья собака, завидевшая дичь: «Мистер Сенна, что вы думаете...», «Мистер Вильяме, как вы считаете...». Самые богатые или самые «нужные» зрители занимают места в «Паддок Клаб» — длинной просторной террасе на крыше боксов, превращенной на время гонки в фешенебельный ресторан. Кормят здесь изысканно и бесплатно. Правда, билет в «Паддок Клаб» стоит 1000 долларов. До старта остается еще целых два часа!За ррем11 • Ноябрь • 1992Ежемесячный журнал для автомобилистов Учредитель: ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ РЕДАКЦИИ ЖУРНАЛА «ЗА РУЛЕМ» Издается с апреля 1928 годаГлавный редактор А. ЛОГИНОВ Редакционная коллегия: B. АРКУША, Б. ДЕМЧЕНКО (редактор «Мою»), Ф. ИЛЮХИН, Б. ЛОГИНОВ, А. МЕЛЬНИК, П. МЕНЬШИХ (зам. главного редактора), А. МОИСЕЕВИЧ, C. НЕЧАЮК (редактор АМС), Б. СИНЕЛЬНИКОВ, М. ТИЛЕВИЧ (зам. главного редактора), Л. ШУГУРОВ Редакционный Ю. БОРОДИН, К. ВЕНДРОВСКИЙ, В. ИЛЬИЧЕВ, Б. КОРЯКОВЦЕВ, В. КУТЕНЕВ, Е. ЛЮБИНСКИИ, В. МОРОЗОВ, В. НИКИТИН, В. ТАБОЛИН, Н. ЧУМАКОВ, В. ЮРЬЕВ, Л. ЯКОВЛЕВ совет:кресле, о чем-то оживленно говорит с Томом Уокиншоу, экс-чемпионом Европы, а ныне менеджером команды «Бенеттон». А это сам Ники Лауда, трехкратный чемпион мира, с огорчением выслушивает жалобы первого номера команды «Феррари» Жана Алези. Нынешнему техническому консультанту знаменитой «конюшни» есть над чем задуматься: Гран-при Венгрии стал для «Феррари» юбилейным — 500-м, а вот надежд на победу практически нет — девятое и десятое места в квалификационных заездах.В субботу напряжение на трассе все возрастает — второй день официальных тренировок окончательно расставляет участников по местам на стартовом поле и определяет четверых неудачников: по правилам только 26 машин могут участвовать в гонке. Соответственно возрастает ажиотаж вокруг. Зрителей становится еще больше, и, чтобы не дать им скучать, в перерывах между заездами проводятся гонки автомобилей формулы «Опель-Лотос» и заезды гоночных «феррари» разных лет. Наконец наступает воскресенье. С самого i: утра на всех подъездах к трассеПочти все гонки нынешнего сезона были похожи как близнецы: со старта вперед уносились «вильямсы» и финишировали в гордом одиночестве. Борьба на трассах шла лишь за места не выше третьего. Нынешний Гран-при Венгрии стал блестящим исключением. Более ста тысяч болельщиков увидели великолепный спектакль. Неожиданная завязка — оба «Мак-Ларена» в первом же повороте оттеснили без пяти минут чемпиона Мэнселла аж на четвертое место. Кульминация, когда лидировавший половину гонки Патрезе не удержал машину на повороте и вылетел за пределы трассы. Напряженнейшая борьба между Сенной и Мэнселлом на протяжении нескольких кругов. Авария Шумахера — на полной скорости в конце финишной прямой от его «Бенеттона» оторвалось заднее антикрыло, и последний соперник Мэнселла выбыл из борьбы за чемпионский титул. И, наконец, развязка — на пьедестале почета счастливый победитель Айртон Сенна и еще более счастливый Найджел Мэнселл — новый чемпион мира. В гостиницу мы возвращались на комфортабельном «Икарусе». По обочинам дороги, на пешеходных мостиках над шоссе стояли мальчишки и вполне взрослые дяди, жадно всматриваясь в проезжающие автомобили, за затемненными стеклами они пытались хоть на мгновение разглядеть своих кумиров, тех, кого только что видели на экранах телевизоров в предместье Будапешта. Большой приз закончился. Старший механик «Мак-Ларена» бережно упаковал солидную позолоченную вазу — Гран-при Венгрии. Но самую большую награду получили не «Мак-Ларен», не Сенна и даже не Мэнселл. Четыре дня Больших гонок стали грандиозным праздником автоспорта для сотен тысяч людей. Праздником, который, увы, для нас пока недоступен. А. МЕЛЬНИК, А. ГУРЕВИЧ, спец. корр. «За рулем» БудапештКоммерческий директор В. ПАНЯРСКИЙ Зав. отделом оформления Н. КЛЕДОВА Художественный редактор К. НЕХОТИН Технический редактор С. ЖДАНОВА Корректор М. ИСАЕНКОВА На 1-й странице обложки — картинки с «Мотор-Шоу 92» Фото В. Князева На 4-й странице обложки — рис. К. Нехотина Сдано в производство 11.09.92. Подписано к печати 8.10.92. Формат 60X90 ' '... Печать офсетная. Усл. печ. л. 7. Тираж 765 000 экз. Заказ 1124. Цена 8 руб. 80 коп. (по подписке). В розницу — договорная. Ордена Трудового Красного Знамени Чеховский полиграфический комбинат Министерства печати и информации Российской Федерации 142300, г. Чехов Московской области.Адрес редакции: 103045, Москва, К-45, Селиверстов пер., 10. Телефон 207-23-82 Телефакс 207-16-30 Перепечатка только с разрешения «За рулем» За сведения в «Рекламе» редакция ответственности не несет.SжЗА РУЛЕМ 11/92 55