Окончание. Начало — на стр. 38. Вернусь к основной теме разговора и приведу ряд эксплуатационных характеристик своего М-412ИЭ выпуска 1975 года (пробег на 15 апреля — 1 60 000 километров). Расход топлива при езде по городу — 8,2 л/100 км , п риравномерномдвижении со скоростью 100 км / ч — 7,5 л/100 км ; расход масла — 250 г/1000 км ; максимальная скорость (без нагрузки ) — 155 км / ч ; время разгона с места до 100 км / ч скарбюраторомДААЗ - 2 140 (с одним пасс ажиром ) — 16 с; минимальная температура пуска в зимнее время при использовании масла М5з/101"1 — м инус20 °С; сод ержание СО врежиме принудительного холостого хода — 0,2 %. Выводы, как говорится, делайте сами. В заключение хочу привести свои субъективные оценки двигателя УЗАМ 412. К неоспоримым его преимуществам отношу: в ысокую надежность, р емонто ­ пригодность, «терпимость» к различноммаркам масел и свечей зажигания, большой пробегдопервого ремонта, в ысокую стабильность параметров прирезкихиз ­ менениях условий эксплуатации. М инусы : недостаточная эластичность при увеличении нагрузки на низких оборотах исклон ­ ность к детонации при ухудшении качества бензина. Двигатели УЗАМлегко поддаются доводке , и достичь высоких эксплуатационных характеристик — дело вполне реальное. Так что не тратьте время в бесплодных спорах о преимуществах ваших машин . Проявите немного фантазии, и труды не пропадут даром . К аждый автомобиль, как и человек, индивидуален, настоящий хозяин может сотворить сним чудо. От редакции. К сожалению , автор не сообщил, к акимиметодами он пользовался, к огда определял характеристики своего автомобиля, поэтому за точность приведенных цифрмы , естественно, не ручаемся. О днакомы оценили его стрем ­ ление улучшить эксплуатационные качества машины и количественно определить результаты своих усилий, поэтому сочли возможнымпознакомитьс ними читателей.пишут много интересного (и фантастичес кого ! ) , например, о газоанализаторе для контроля токсичности ирегулировкиобо ­ ротов холостого хода, стендах для регули ­ р овки зазора между контактами прерывателя. Где эта аппаратура? Не на всех СТО она есть, а у автолюбителей — простой щуп , и то не укаждого . Раньше, правда, продавались автотестеры, но стоили до ­ р ого , а градуировка прибора грубовата. Я для регулировки системы зажигания пользуюсь вольтметром постоянного тока стремя диапазонами: 0,4; 8; 20 В. При помощипервого диапазона определяю , не загрязнены ли контакты прерывателя. Второй диапазон — для проверки угла замкнутого состояния контактов прерывателя (УЗСКП), а третий — для замера напряжения на аккумулятореи установки угла опережения зажигания. М ожно пользоваться прибором заводского изготовления, но у меня самодельный. М етодизмеренияУЗСКПшироко используется на СТО, а такжев автотестерах. Прочитать о нем можнов ЗР, 1982, № 10; 1983, № 3; к ниге О. Яременко «Твой друг — автомобиль» (издательство ДОСААФ , 1988). Если на вашей машине электронное зажигание, то проверить УЗСКПможно вольтметром постоянного тока. Э лектрон ­ ное зажигание создает импульсы, б лизкие по конфигурации к прямоугольным, т. е. напряжение на контактах прерывателя практически мгновенно увеличивается от нуля до напряжения бортовой сети U^c. Так как стрелка вольтметра не успевает реагировать на каждый импульс, то приборприработающем двигателе показывает величину напряжения U, которая меньше, ч ем L)5C, и зависит от УЗСКП . Эту зависимость можно выразить формулой : 90 — У ЗСКП 90PVVD1О|R10,4BSBSAVD2|R2 R38В20BРис. 1. Электрическая схема прибора: Д 1 , Д2 — диоды Д818; PV — вольтметр; SB — кнопка; SA — переключатель; R1, R2, R3 — резисторы (величина определяется в процессе тарировки).051D15' о"="*0•"Поясню принцип измерения на приме ­ ре. И змеряему «Жигулей» н апряжение Ugc приразомкнутых контактах прерывателя, а затем U — при работе двигателя на холостом ходу. Предположим, U ^ ^ ^ В. Если измеренное значение U лежит в пределах: 90—(55±3) 90Рис. 2. Шкала прибора.U=12-= 4,2...5,1 В,НА КОНКУРС «ИЩЕМ АВТОРОВ»СВОИМ ПРИБОРОМВ данной статье рассказывается, как изготовить простейший антотестер и как им пользоваться. Слово — автолюбителю из подмосковного г. Щелкова А. КОЧЕРГИНУ. Пока автомобиль новый, и есть заводская гарантия, он обычно проходит обслуживание на станции. А уж по окончании гарантийного срока есть выбор : СТО, «дядя Вася» или ухаживать самому, п ред ­ варительно накупив справочной литературы. Но что удивительно, везде работают одинаково: все на глазок, на слух, в луч ­ шем случае есть щуп , по которому выставляют зазоры . В литературе жето УЗСКП отрегулирован правильно. Регулировать УЗСКПнужнодо установки угла опережения зажигания, иначе последний окажется сбит. У ЗСКП для ВАЗ-2101—2107, -2121, АЗЛК-2141 (с двигателем ВАЗ) равен 55 ± 3 ° , для автомобилей «Москвич-412», -2140, АЗЛК-21412 — 5 0 ± 2 ° 3 0 ' . Если система зажигания обычная ( н е ­ электронная), то, чтобы на вольтметр подавались прямоугольные импульсы, придется собрать простейшую электронн ую схему, например такую , как на рис. 1. Д иодыД818могут иметь любоебуквен ­ н ое обозначение (напряжение стабилизации — 9 В). Д ля прибора желательно использовать измерительные головкис больш ими шкалами ( с кажем , типа М906). Цена делений у них меньше, следовательно, показания более точные (рис. 2). Н енуж ­ ные обозначения на шкале лучше всего замазать белой краской «штрих», к оторой пользуются машинистки, а надписи нанести тушью . Длина проводов 1... 1,5 м. На их концынеобходимо припаять зажимы « к ро ­ кодил» с маркировкой «-f-» и «—».Д ля тарировки прибора необходимы : источник постоянного тока (с возможно ­ стью регулировки напряжения), вольтметр иомметр . Чем точнее приборы , тем лучше. Собираем схему без диодов с пер еменными резисторами (R1 до 10 кОм , R2 и R3 220...470 кОм ) . При напряжении, н апример , 0,4 В стрелка вольтметра долж на занять соответствующее положение на шкале. Д обиваемся этого, регулируя резистор R1. З аменяем переменные рези ­ сторы на обычные, затем подсоединяем диоды, Осталось рассказать, как при помощи самодельного прибора проверить состояние контактов прерывателя зажигания. П одключаемприборк прерывателю: «плюс» к боковому выводу на корпусе, а «минус» к «массе». При замкнутых контактах включаем зажигание. Если нап ряжение до 0,1 В, то контакты чистые, д о 0,2 В — состояние удовлетворительное, больше 0,2 В — контакты нуждаются в чистке. Устанавливая начальный угол опереже ­ ния зажигания, я использую свой при ­ б ор вместо контрольной лампы. Стрелка вольтметра отклоняется от нуля в тот момент, когда должна загореться лампа. ЗА РУЛЕМ 11/92 41