«ВЯ%"в|Р»:ЙР"~">* •••"jarTf.ITIяБез малого семьдесят лет московский завод имени И. А. Лихачева строит автомобили: грузовые — они составляют основу его продукции, микроавтобусы, представительские легковые машины, которые обслуживают высших руководителей государства. М ожет , именно в силу последнего обстоятельства ЗИЛ официально значился флагманом отечественного автомобилестроения с определенными привилегиями. Экономические реформы заставили все предприятия приспосабливаться к рыночным условиям, ломать устоявшиеся схемы работы, традиции. З ИЛ не стал исключением. Какова же сегодня концепция развития московского автомобильного гиганта! Это тема беседы нашего корреспондента С. Д О ­ РОФЕЕВА с заместителем главного инженера ЗИЛа доктором технических наук В. К АЛЬНЕРОМ .ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯПерспективная разработка отдела легковых автомобилей — модель ЗИЛ-4102 с несущим четырехдверным кузовом «седан». По сравнению с автомобилями семейства ЗИЛ-4104 уменьшены основные размеры машины, что вызвало изменение всех пропорций кузова, но, к сожалению, не придало ему элегантности и динамичности. Ни бывшее союзное, ни нынешнее российское правительство не взялось финансировать изготовление новой представительской модели.ЗИЛ-4331 с прицепом. Эта машина приносит заводу наибольшую * прибыль. На ней установлен V-образный восьмицилиндровый дизель ЗИЛ-645, расходующий 18—20 л/100 км при скорости 60 км/ч. 2 За рулем № 7ЗА РУЛЕМ 7/935 Поисково-спасательный вездеход «Синяя птица» ( 6 X6 ) . Плавающая машина высокой проходимости оснащена системами кондиционирования воздуха, регулирования давления воздуха в шинах, автоматического пожаротушения, водоотлива, электрогенератором постоянного тока мощностью 4,5 кВт, радионавигационным комплексом.— Такая программа есть, и она рассчитана на то, ч тобыудовлетворить самые разныезапросы . Реализовать ее намеченов два этапа. На первом , к 1995 году , предусматривается максимально увеличить число модификацийдизельногогру ­ зовика ЗИЛ-4331: он, без сомнения, основа нашегоблагосостояниявближайшиегоды . П риэтомстремимсяперейти от выпуска машин «на склад» к удовлетво ­ р ению индивидуальных заказовконкрет ­ ных покупателей . О сновноесодержаниевторого этапа, к оторый призван обеспечить долгосроч ­ н уюперспективуАМОЗИЛв условиях рынка , — расширение гаммы выпускаемых автомобилей . Осуществить эти замыслы ивпрямьсложно : ведь на заводах воснов ­ н омжесткиетехнологическиелинии , на которыхнелегко освоить выпуск агрега ­ тов различных моделейимодификаций . П оэтому внедрить болеесовременнуюи конкурентоспособную технику помогут только конструкторско-технологические решения , у читывающие нашу специфику производства, а также сотрудничество с зарубежными ведущими фирмами — производителями автомобилей и агрегатов.ЗИЛ-131Д ( 6 X6 ) с английским двигателем «Перкинс» мощностью 143 л. с / 107 кВт. По заказам потребителей на него устанавливают вахтовый фургон, ремонтную мастерскую, буровую установку, автоподъемник.— Не секрет, что внедрять конкурентоспособную технику легче удается на бумаге, чем в цехах. Возможно ли на ЗИЛе сократить период подготовки кеевыпуску!— Согласен, п режниесрокисегодняникого не устраивают. Н апомню , п одго ­ товка включаетв себя множество этапов: к онструирование , и зготовление опытных образцов , испытания, р азработкатехноло ­ гии, п роектирование оснастки и т. д. Трад иционно эти этапы выполнялись у нас последовательно, что для сложныхизде ­ лий, как автомобиль, требовало 710 лет иболее . Сейчас на ЗИЛесозда ­ ны рабочиегруппы по всем основнымагрегатамавтомобиля для того , ч тобы параллельно осуществлять все этапы проек ­ тирования иподготовкипроизводства . Такой подход позволяет сократитьсрокив два-три раза. Рынок требуетбыстрогообновленияпродукции , что не согласуется со срокамиизготовления станков и линий, к оторые растягиваются порой на несколько лет. Поэтому решено максимально использовать все имеющеесяв цехах оборудова ­ ние. Здесь наши инженеры проявили сме ­ к алкуи талант, и вот результат : если на освоениедизеля ЗИЛ-645 ушло семь лет, то наш новый дизель ЗИЛ-550 мы сделали за два года . В озможностьвсего за годпройти путь отидеидо начала испытаний первогообразца появилась ипотому , что ужесуществуютпроизвод ­ ства, о снащенныегибкимисистемамис ЧПУ, б езпомощикоторыхизготовление опытных образцовпотребовало бы значи ­ тельно большевремени . — Коль скоро АМОЗИЛ придерживается нового подхода к организации производства, то, видимо, правомерно говорить ио новой концепции сбыта! — Судите сами: раньше мы имели дело, п о сути, с десяткамиукрупненныхпотребителей — а рмия , сельское хозяй ­ ство, централизованные заказыМинавтосельхозмаша . Теперь потребителей тысячи, они индивидуальны ипроизводство перестраивается смассовойпродукции на единичную , вернее, а дресную , о твечаю ­ щ ую индивидуальным запросам заказчика. Это требует и новых научных инже -ЗИЛ-133Г4 ( 6 X4 ) с «родным» дизельным мотором ЗИЛ-645 мощностью 185 л. с/150 кВт. Грузоподъемность — 10 тонн. — Вениамин Давыдович , начнем с тог о , что минувший год — знаменательный в истории завода. — Бесспорно. 23 сентября 1992 года зарегистрировано Акционерное московское общество «Автомобильный завод имени И. А. Лихачева» ( А МО ЗИЛ). В него вошли 14 заводов , 108 тысяч человек. 40 % наших акцийпозакрытойподпискераспределенысреди членов кол ­ лектива, остальные — в открытойпрода ­ ж е . Сделан решительный шаг кутверж ­ д ению рыночных отношений . — И теперь главная задача — стрее освоиться в условиях рынка ! бы— С подорожанием автомобилей, рос том эксплуатационных расходов он ведь становится требовательнее, взыскательнее... — Это естественно, и нам необходи ­ м о на основании тщательного анализа потребностейрынкаивозможностей нашего объединения сформировать типаж автомобилейЗИЛ на ближайшиегодыиперспективу . Создать широкуюгаммуавтомобилейможно , т олько располагая набором ( с емейством ) двигателей иагре ­ гатов, п озволяющих по модульномуприн ­ ципу комплектовать множество модифи ­ к ацийв соответствии стребованиямизаказчиков . Но итем , что выпускаем сегодня, м ожно по-хозяйски распорядиться иужевближайшеевремя дать потребителю нужные ему автомобили. — Существует ли перспективная программа освоения новой техники, да и реальна ли она в столь непредсказуемое время!— Успех на рынкеждеттого , к то сумеет быстро повысить техническийуро ­ вень продукции , сделать ее конкуренто ­ способной, перестроить всю организацию дела для работыв новых условиях. Это стратегическая задача. А тактикуподска ­ зывает потребитель .Ь ЗА РУЛЕМ 7/93 нерных обоснований, и больших Но иного пути вперед нет.затрат.— Д ля сбыта необходим устойчивый имидж, привлекательное лицо фирмы... — Н ередко полагают, что он зависит от размаха рекламныхкампанийи плотности сервисной сети. К онечно , то идру ­ гое важно. Но не менее важны отношенияи взаимодействие внутри фирмы . У де ­ ляя должное внимание внешнему облику, мы одновременнос новых позицийфор ­ м ируемвнутреннюю , если хотите, русскую общинную философию АМОЗИЛ . Она предполагает активное участие вжиз ­ ни завода всех егоработников . Ш иро ­ к оинформируемо текущих иперспек ­ тивных планах инвестиционной политики , о бсуждаеминженерныепроекты , привле-Магистральный седельный тягач ЗИЛ4423 ( 4 X2 ) с дизелем «Катерпиллер3116» и бытовым модулем для отдыха экипажа в длительных рейсах. Может буксировать автопоезд полной массой до 28 тонн.лия мировогоуровня , н оипотому , что работа с ведущей западной фирмойпо ­ м ожет — да просто заставит! — п од ­ нять технический, о рганизационный , нак онец , к ультурный уровень АМОЗИЛ . У верен , т акое сотрудничество приведет к значительному увеличению наших экспортных возможностей . — И увеличению объема продаж на внутреннем рынке! — К онечно . У нас начали внедрять международные стандарты качества. Т ожесложнейшая задача, п осколькутребует не просто технических нововведений, но ииз ­ м енения психологии всех работников. Российского покупателя теперь придется завоевывать высококачественнойиэконо ­ м ичнойпродукцией . Из-за резкого роста цен на топливо, е го дефицита увеличивается спрос на автомобили сдизель ­ ными двигателями. И вот освоен грузо ­ вик ЗИЛ-4331 с двигателем КамАЗ - 7 40 , выпущена первая партия трехосных машинсимпортнымимоторами «Перкинс». О дин из наших московских филиалов налаживает производствотурбокомпрессоров . Запланированы существенные модерниза ­ ции пяти- и девятиступенчатых коробок передач, ведущих мостов , освоение высок онадежных диафрагменных сцеплений и многое другое. Так что коллектив АМОЗИЛмобили ­ зован на серьезную работу. М ыверимв успешную реализацию задуманного, в укрепление репутации одного из флагманов российскойавтомобильнойпромыш ­ ленности.Интерьер кабины ЗИЛ4331. Новое, меньшего диаметра двухспицевое рулевое колесо обеспечивает лучший обзор приборной панели. кая экспертов для их оценки . Н амере ­ ваемся создать службупо связям собще ­ ственностью, к оторая , п омимосотрудни ­ чества спрессой , радио, т елевидением , займется совершенствованиемвзаимоот ­ ношений в коллективе, привлекая для этогосоциологов , п сихологов . Таково ещеодно направление развития фирмыв условиях рыночнойэкономики . — Выше вы упомянули о сотрудничестве сзарубежнымипартнерами . Пожалуйста, расскажите об этом подробнее. — К АМОЗИЛ проявляют интерес многиефирмы . Очень интересны пер ­ спективы совместнойработы со всемирно известной компанией из США «Катерпиллер». Начало ей было положеногод назад, к огдаамериканцыпредложили установить два своих двигателя на грузовикиЗИЛ , участвующие в первенстве Европы по шоссейно - к ольцевымгонкам . На маши ­ не стакимдизелем наш гонщик А. М ар ­ кин в 1992 году занял пятое местовличном зачете. За прошедшийгодфирма «Катерпиллер» провела анализ нашего двигателя ЗИЛ-645, адаптировала кнемусвоютоп ­ ливную аппаратуру и заявила, что с такой доработкой ЗИЛ-645 может стать лучшимдизелемв Восточной Европе, р азумеется , при условии качественной сборки . Реализация совместных проектов для АМОЗИЛ очень важна. Не толькопотому , что позволит освоить современныеизде ­ГLUBRIFILM METALДостаточно добавить в масло швейцарский препарат Lubrifilm metal, и через некоторое время изношенные поверхности покроются металлическим слоем и восстановятся до первоначальных размеров. Препарат одинаково хорошо применим как в карбюраторных, так ив дизельных двигателях импортных и отечественных автомобилей, что доказано более чем 10-летней практикой его применения. С помощью препарата Lubrifilm metal достигается: — восстановление компрессии двигателя до первоначального уровня, — экономия топлива в среднем на 15-25%, — практически полное прекращение утечки масла, — уменьшение трения в двигателе на 30 % , — улучшение пуска двигателя в холодную погоду, — повышение эффективности сгорания топлива.ДВИГАТЕЛЮ ВАШЕГО АВТОМОБИЛЯ НЕОБХОДИМ РЕМОНТ! ДЛЯ ЭТОГО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЕГО РАЗБИРАТЬ!ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ ОБРАЩАЙТЕСЬ К ТОРГОВЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, в Санкт-Петербурге: 119034, Санкт-Петербург, Васильевский остров, 2-я линия, д. 1 / 3 , компания "ИНКОМСЕРВИС" (Васильевское отд. Госстраха), тел. (812) 218-54-70. в Москве: 187005, Москва, ул. Бауманская, д. 43 стр. 1 ком. 617, ТОО "Три брата и Ко.", тел. (095) 265-89-53, 265-02-56. в Екатеринбурге: 620002, Екатеринбург, а / я 6, ул. Мира, 32, к. 241 ТОО "СТАК", тел. (3432) 44-86-712*ЗА РУЛЕМ 7/937