Кто виноват!ОБОЮДНАЯ ВИНА ПРИ ЕЗДЕ ПРАВИЛСитуации на дорогах, в которые попадают водители, порой оказываются совершенно непредвиденными. Многие знают об этом не понаслышке. Вот какой случай произошел в Курганской области. Водитель на «Москвиче-412» двигался по дороге со скоростью 45 км / ч — на этом участке она была ограничена (знак 50 км/ч). За одним из перекрестков он увидел впереди на проезжей части щит из досок, который, видимо, свалился с проезжавшего ранее грузовика. Включив левый указатель поворота, водитель объехал неожиданное препятствие с выездом на полосу встречного движения (рис. 1). Затем, включив правый сигнал поворота, стал возвращаться на свою полосу. В этот момент МАЗс автокраном, который проехал прямо по доскам, догоняет «Москвич» и бьет его в багажник. Как потом выяснилось, водитель МАЗа был пьян и превысил разрешенную скорость. Оценивая этот дорожный инцидент даже невооруженным глазом, видно, что налицо явная и безоговорочная вина водителя МАЗа , которыи сел пьяным за руль, проигнорировал знак ограничения скорости и своевременно не принял меры к ее снижению. Все эти грубые нарушения Правил дорожного движения стоят в прямой причинной связи с аварией и ее последствиями. На первый взгляд все совершенно ясно. Но все ли? Произошло бы столкновение, если и водитель «Москвича» скрупулезно выполнил бы требования Правил? А именно: посмотрел в зеркало заднего вида или обернулся назад перед возвращением на сзою полосу движения. Скорее всего, ДТП не было, так как он увидел бы несущийся по доскам МАЗи при нял необходимые меры. В переводе на более конкретный язык Правил это означает выполнение пунктов 9.1 и 9.3, согласно которым перед началом перестроения вправо водитель обязан убедиться, что его маневр безопасен и не создаст помех другим участникам движения. Иными словами, водитель «Москвича» должен был уступить дорогу автокрану. Однако он это не выполнил. Более того, не исключено, что «Москвич» попросту «подрезал» М АЗ , невольно подставив под удар автомобиль. Вина здесь обоюдная, правда, с разной степенью ответственности. Конечно же , намного более сурово долж ен быть наказан пьяный водитель МАЗа , но и водитель «Москвича», как мы видим, повинен в случившемся. Его ошибка, скорее всего, объективного свойства (кому, дескать, придет в голову ехать по препятствию вместо того, чтобы объезжать его), заставляет задуматься вот о чем. Наши недавние представления о поведении водителей на дороге, их ответственности, морали, наконец, сегодня требуют серьезных корректив. Опасности из-за катастрофического падения дисциплины на дорогах подстерегают нас на каждом шагу, и это обязывает каждого, кто за рулем, следовать очевидной логике: раз вероятность ДТП возросла в несколько раз, то и во столько же раз надо повышать свое внимание и собранность за рулем. Вот другой случай. Столкновение произошло на четырехстороннем нерегулируемом перекрестке (рис. 2). Перед ним два легковых автомобиля следовали в попутном направлении один за другим по проезжей части с односторонним движением шириной 5,5 метра. Водитель ВАЗ-21013, ехавший впереди, собрался на перекрестке поворачивать налево. Именно в этот момент тот, кто ехал сзади на «ноль третьей», пошел на обгон. Результат не заставил себя ждать: у ВАЗ-2103 разбиты фонарь и бампер, у более потерпевшего ВАЗ-21013 основательно повреждена правая сторона кузова. Опять похожая ситуация. С первого взгляда неоспорима вроде бы вина водителя ВАЗ-2103. О н грубо нарушил пункт 12.3 Правил, запрещающий обгон на перекрестках, а заодно, как выяснилось, и пункт 12.1, обязывающий при обгоне убедиться в том, что «водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, не подал сигнал о повороте (перестроении) налево». Но если внимательно рассмотреть схему ДТП, то без труда приходишь к заключению: виноват и водитель ВАЗ-21013, который нарушал пункт 9.4 Правил, обязывающий перед поворотом заблаговременно занять крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Оставаясь где-то посредине, он, сам того не желая, стимулировал нарушение Правил водителем ВАЗ2103. Выходит, опять обоюдная вина, снова езда без учета сложившейся сегодня напряженной обстановки на дорогах.В. ТИТОВ, юристI Место [столкновенияМесто столкновения•Москвич 412- \ ВАЗ 2103 1МАЗ-автокранЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА32 ЗА РУЛЕМ 7/93