45
46
поступление жидкого газа в баллон со скоростью не более 1л / м ин ) . На противоположномторцеподвижно ­ го диска установлен постоянный магнит 12, п риводящийвдвижение магнит стрелки указателя уровня газа 15. Стрелка 16 находится снаружнойстороны корпуса блока арматурыи закрыта прозрачнойкрышкой 13. В корпусе 1 расположен также предохранительный клапан 18, рассчитанный на максимальное давление 1,6 МПа . А рматура снабжена расходным вентилем жидкой фазы 6и вентилем паровой фазы 17. Из баллона газ поступает по топливоотборнойтрубке 5, находящейся внутри емкости . На входном ее конце — сетчатый фильтр 14. В соединении выходного патрубка скорпу ­ сом блока арматуры расположен ограничительный ( с коростной ) клапан 19, у меньшающий утечку газа из баллона при аварийном обрыветрубопровода . Переключатель вида топлива предназ ­ начен для перевода двигателя безего остановки содного топлива на дру ­ гое (с места водителя). У переключателя четыре фиксирован ­ ных положения : первое — «ГАЗ», п рикотором питание подается на электро ­ магнитный газовый клапан; в торое (не маркировано ) , п рикотором питание по ­ дается на оба клапана одновременно ; третье — «БЕНЗИН» — т ок идет кэлектро ­ магниту бензинового клапана и четвертое — нейтральное положение , п рикото ­ р ом питание не подается ни на один клапан (не маркировано ) . Блок управления газовым клапаном (УГК) подает напряжение на электромаг ­ нитный клапан редуктора-испарителя при оборотах коленчатого вала, п ревышающих 200 об / м ин ; при включениизажигания ( к ратковременно ) , обеспечивая заполнение газомредуктораитрубопровода низк ого давления (от редукторак смесител ю ) , п ередпуском двигателя; при включе ­ нии стартера. В следующем номере мы продолжим разговороб устройстве и работе прибо ­ ров газобаллонной аппаратуры.ВЫ КУПИЛИ "ЗАПОРОЖЕЦ"В нынешнее время, когда цены на автомобили, запасные части и сервис выросли до трудно воспринимаемых величин, «Запорожец» оказался для многих единственной доступной машиной. И поскольку обслуживать и ремонтировать его приходится чаще всего своими силами, тем, кто впервые купил « З апорожец » , полезно знать, что и как надо делать, особенно в первый период эксплуатации. Освоиться с машиной им поможет опытный автолюбитель, давнишний поклонник этой марки А. ТЕРКЕЛЬ. Первое, что нужно сделать — з ащи ­ тить машину от угона и хищения ее частей. Желательно установить современ ­ ную систему сигнализации, к отораяопо ­ вещает об открывании дверей , капотов, попытке снять колеса и т. п. Таких устройств сейчас предлагают множество , так что есть возможность выбрать. При монтаж е следует учесть два обстоятельства. Во-первых, з вуковой сигнал надо продуб ­ лировать, установив второй вбагажнике , или перенести туда штатный: ведь от сигнала подбампером ничего не стоит оторвать провода. Во-вторых, маятниковый датчик, реагир ующий на колебания автомобиля, лучше всего установить на левой стороне баг ажникаоколо бачка омывателя: п о опыту, эта зона наиболее чувствительна к толчкам. Среди средств защиты от хищения тех или иных деталей и агрегатов на пер ­ в ом месте — специальные гайки («секретки») для колес. П ри выборе или" изготовлении их надо предусмотреть , чтобы частое подтягивание гаек ( к оторого , к сожа ­ л ению , требует « З апорожец » ) не сниж ало эффективность действия «секреток» и надежность крепления колеса к барабану. Но одна лишь «секретка» не спасет от сообразительного, ж улика , если вы вдобавок не исключили для неговозможность отвернуть центральную гайку колеса. В арсенале средств защиты — т акжезамки на запасное колесои на аккумуля ­ т орную батарею. «Запаску» охватывают цепью , на которую надевают подходя ­ щ ий резиновый шланг и вешают замок . Аккумулятор же блокируют при помощи П-образной рамки из стальной полосы, п рикрепленнойк площадке, на которой он установлен. Полосу замыкают сверху поперечиной сзамком . К омплекта инструментов иприспособ ­ лений, прилагаемого заводомк автомоб илю , в общем , достаточно для техничес кого обслуживания имелкого ремонта. А чтобы работа шла быстрее и безопаснее, доставляла удовольствие, есть смысл доработать некоторые инструменты ипо ­ полнить комплект новыми полезными вещами. П режде всего замените штатные плоск огубцыбольшими пассатижами. К упите рычажный шприц для смазки , л учшеско ­ р откимцилиндром . О н создает достаточное давление и не требует при работе больших усилий, как штатный. Советуем проверить ипринеобходи ­ мости обточить на наждаке или напильник омголовкуторцевогоключа для гаек ко ­ лес так, чтобы окружностьвнутреннего шестигранника и наружная поверхность головки были соосны. Д ля отворачивания гаек колес очень удобно пользоваться удлинителем в виде обрезкатрубы , надеваемого на рукоятку штатного ключа. О днако затягивать гайки ключом с удлинителем не следует: д ажепринебольшом усилии на рычаге легко сорвать резьбу шпильки либо прода ­ вить отверстие вдиске колеса. Небольшое усовершенствование свечн ого ключа позволит легко вынимать сегопомощьюгорячую свечу. Д ля этого надо вставить втрубкуключа (за шестиг ранником ) о трезокрезинового шланга наружнымдиаметром 20...22 мми внут ренним 13...14 мм . Ш лангбудетудержи ­ вать свечу за изолятор . Есть в автомобиле труднодоступныеместа, где винты и гайки невозможно отвернуть и завернуть штатным инструмен ­ т ом , не сняв предварительно отдельные узлы. Чаще всего штатный инструмент просто велик. Д ля отверток есть два ограничения : общая длина и ширина жала. К ороткойотверткой длиной 70...90 ммможно своб одно подойти к винтам, к репящимкрыш ­ ку регулятора подачи топлива ипроводов на панели отопителя, к винтам основания распределителя при регулировке зазора в прерывателе. Ш ирина жала_ отвертки 4мм — п ре ­ дельная для проходав канал кжиклеру отопителя и вполне приемлемая для извлечения из карбюраторажиклеров холостого хода. Д ля винтов защелки двери штатная отвертка, наоборот, мала. Д ля этого лучше иметь мощный инструмент сжаломшири ­ ной 12...14 мм . Самый большойключ , к оторыйтребу ­ ется приремонте « З апорожца » , — т орце ­ вой «на 36». Такой головки нет дажев наборах, п оэтому , если вы собираетесь самостоятельно ремонтировать двигатель икоробку передач, надо добыть этот ключ. К люч «на 7» н ужен для гаек М4 . Если в некоторых местах эти гайки можно затянуть пассатижами, то прирегулировкетемпературногопереключателя отопителя это не получится. Из «экзотических» ныне инструментов отметимключ «на 9» для стяжных бол ­ тов корпуса стартера и «на 11» для нак идной гайки бензопровода отопителя на ЗАЗ-968 (на ЗАЗ - 9 68М применяется гайка на 12 мм ) . Д ля обслуживания ходовой части очень удобны подставки под автомобиль: р або ­ тать, вывесив его на домкрате , опасно. О собенно для тех, у кого старый и не очень надежный реечный домкрат . С мазочные работы притехническом обслуживании автомобиля потребуютпро ­ стейших приспособлений. Заливать трансмиссионное масло вкоробку передач, в трубы передней подвески ивдругие места сгоризонтальнымрасположением заливн ого отверстия удобно из эластичной пластмассовой бутылки (из-под «бытовой химии»). В ее пробке делают отверстие, в которомзакрепляют вентиль от какой нибудь. к амеры (без золотника) или отре ­ з октрубки . Бутылку заполняют маслом , закрывают пробкой и, вставив трубкув заливное отверстие смазываемогоагрега ­ та, выдавливают из нее масло. Заливка моторного масла в двигатель у всех моделей « з апорожцев » труда не представляет. Н екоторые неудобства со ­ здает толькоЗАЗ - 9 68М . У него заливная горловина расположенаниже выступающих частей воздухозаборника , что не по ­ зволяет поднести к ней стандартную банку. М ожно , к онечно , воспользоваться вор онкой , но нам больше понравилось заливать масло из пластмассовой пол-литровой банки ( н апример , п родающейсявфото ­ магазинах для химикатов). Есть ихорошееместо для ее хранения — площадка в задке между правой частью ограждения вентилятора ишлангом бензонасоса. Д ля слива масла также не поленитесь подобрать подходящую посуду, н апримербольшую банку из-под селедки или пластмассовую пятилитровую банку, у которой вырезают боковую стенку. На первый раз советов, п ожалуй , д о ­ статочно. А вследующий раз беседа пойдет окузовеиходовой части «Запорожца». ЗА РУЛЕМ 7/93 45 ОХРАННЫЕ СИСТЕМЫНАДЕЖНЕЕ СТРАХОВАНИЯСегодня, по-видимому, у же нет необходимости объяснять появление в продаже большого числа разнообразных охранных систем для автомобилей. Возросшие цены на отечественные марки, возможность купить автомобиль зарубежного производства делают этот вопрос чисто риторическим. В последнее время на рынке нашей страны появились автомобильные охранные комплексы различных зарубежных фирм-производителей. Вопрос в том, какую систему предпочесть и где получить необходимую информацию по установке и эксплуатации. Сегодня мы хотим предложить Вам описание электронного охранного комплекса GUNNERS CAR ALARM. Эта система поставляется в Россию фирмой CONSUL SYSTEMS Ltd, которая является представителем ведущих тайваньских фирм.Сама по себе пробпема охраны автомобиля не является чисто российского происхождения. М ножествофирм , учитывая постоянно возрастающий спрос на охранные сист емы , направляют свои силы на создание про ­ дукции подобного рода. Такие крупнейшие производитепиавтомобилей , к ак BENZ иBMW , у же стали оборудовать автомобили, сходящие с конвейера, противоугонной сигнализацией. Однако принимаемые контрме ­ ры угонщиков заставляют постоянно совершенствовать системы, изменяя их как конструктивно, так и по дизайну. Улучшение мо ­ делей обычно плохо согласуется с отлаженным механизмом конвейера крупных предприятий, поэтому индивидуапьные производители противоугонных систем находятся в более выгодном положении на рынке . Цены на противоугонные устройства сипьно колеблются в зависимости от их функциональных возможностей . Если же рассматривать только системысрадиоканалом ( п ейджером ) , то в этом случае ситуация значительно проще . Практически все устройства такого типа аналогичны по своим техническим характеристикам, а по цене отличаются в основном в зависимости от страны-производителя. Обычно цена американских и европейских противоугонных устройств превышает $300, стоимость самого пейджера —$100-200 в зависимости от дальности действия,-Сразу стоит отметить, что в большинстве стран, в том числе ив России, на установку пейджеров с дальностью свыше одного километра требуется специальное разрешение. Аналогичная продукция, производимая странами Юго-Восточной Азии , стоит существенно дешевле, а по надежности она ничем не устуРис. 1 пает американской или европейской продукции, т ем более что большинство «американских» с истем , как правило, собирается вКорее или на Тайване. В настоящее время на российском ры ­ нке широко известны сигнализации стор -говыми марками BOSCH, BENXON, CHEETAH идругие . Все они незначительно отличаются друг от друга по своим функциональным возм ожностям , дизайну и комплектации. Типичным примером противоугонных систем является комплекс GUNNER, который поставляется фирмой CONSUL SYSTEMS Ltd в Россию. В стандартный комплект системы входят следующие основные элементы: центральный блок, два пульта управления, реле блокировки зажигания, пьезосирена мощ ­ ностью 120 dB и вибрационный датчик; к рометого , поставляется до попнитепьное оборудование: ульРис.2 тразвуковой объемный датчик, автономная сирена, электромоторы блокировки дверей, передатчик и приемник (пейджер). Центральный блок (Рис.1) обрабатывает сигналы, получаемые от датчиков и пульта дистанционного управления, и определяет ре ­ ж им работы охранной сигнализации. Вибрационный ^ ^ ^ ^ ,, датчик с регулируем ой чувствительностью срабатывает при ударах, касаниях и т.п. и не реагирует на плавное переме ­ щение автомобиля. При правильной ре ­ гулировке он наиболее надежно защищает автомобиль от попытки повреждения или разукомплектации, срабатывая даже при легком щелчке по лобовому стеклу. Ультразвуковой объемный датчик срабатывает только при изменении объема салона, открывании дверей или окон . Он рассчитан на совместное использование с вибрационном детектороми существенно повышает надежность работы системы. Реле блокировки зажигания размыкает цепь питания катушки зажигания.Х Дистанционный пульт (Рис.2), выполненный в виде брелока, позволяет управлять по радиоканалу работой системы охраны на расстоянии до 80 м по прямой видимости. Онобеспечивает выполнение следующих ко ­ манд: постановка автомобиля под охрану со звуковым сигналом (при срабатывании сигнализации включается сирена), без звукового сигнала (сирена не включается), снятие с охраны и передача сигнала «Тревога» на центральный блок. Батарейка, встроенная в пульт, _ Рис.4 рассчитана на работу в течение года. Пейджер (Рис.4) позволяет контролировать работу охранного комплекса в радиусе -300-400 мв условиях города . Приемник скон ­ струирован так, что возможность ложных срабатываний полностью исключена, а также обеспечена хорошая помехозащищенность. Электромоторы блокировки дверей (Рис.5) позволяют надежно запирать двери автомобиля при постановке его под охрану. Автономная сирена рассчитана на работу при отключении питания (перерезания «плюса» аккумулятора) в течение одного часа. После срабатывания она выключается только спомощью специального ключа. Стоимость основного комплекта систем ы GUNNER составляет $115, с пейдже ­ р ом — $198. Элементы, входящие в дополнительный комп ­ лект, м ожно при- ™ис5 обрести отдельно в фирме CONSUL SYSTEMS Ltd. Ц е ­ на автономной сирены — $ 4 2 , ультразвукового датчика — $39, электромоторов блокировки дверей — $15. Специалисты фирмытакже производят установку сигнализации на автомобили любых отечественных изарубежныхмарок . В этом случае фирма дает гарантию на один год . Таким образом , комплекс GUNNER в полной комплектации обеспечивает стопроцентную защиту автомобиля при сравнительно небольших материальных затратах.Ф ирма CONSUL SYSTEMS Ltd . реализует эту и многие другие охранные системы со склада и через магазины в г. М оскве за валюту, наличные и безналичные рубли. Особенно хочется отметить то, что ко всем устройствам имеются фирменные описания на русском языке с подробными рекомендациями по их установке и эксплуатации. Более того , фирма CONSUL SYSTEMS Ltd . предоставляет учебные видеокассеты с записью возможных вариантов установки, размещения и настройки своей продукции. П овсемвопросам , с вязаннымсприобретением , у становкойиконструктивнымиособенностями этих охранныхобращайтесьв фирму CONSUL SYSTEMS Ltd . или ее магазины . Head Office: P.O. Box 28.87 TAIPEI, T AIWAN R.O.C. tel. 886-2-543-4914, fax 886-2-522-1161 Офис вМоскве : 105118, М осква , ул. Буракова 13, тел.: (095) 366-29-04, 366-29-05, факс: (095) 365-14-81 Магазины: «Спорт» п росп . Буденного 28 ( м . «Семеновская»), 1-я Тверская-Ямская 24, ( м . «Белорусская»). устройств,CONSUL SySTE&VIS LTD.46 ЗА РУЛЕМ 7/93