30
31
КТОiЗАПРЕЩАЕТ ПРАВЬТОТПОСТУПАЕТ МУДРО?Явно «сырым» оказался январский правительственный запрет на ввоз, регистрацию (с 1 июля 1993 года) и эксплуатацию (с 1 января 1995 года) автомобилей с правым расположением руля. Он напрямую затронул интересы моряков, рыбаков, привозящих японские автомобили в порты Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской, Камчатской и Магаданской областей, где «японцы» буквально вытеснили с дорог отечественные легковушки. Вне закона были поставлены и те, кто уже приобрел автомобили с «правым» рулем, а их сегодня почти 200 тысяч. Им предложили перенести руль справа налево, что с технической точки зрения выглядело как абсурд: в мастерской выполнить такую работу с учетом требований надежности и безопасности невозможно. Фактически с последними ударами курантов, возвещающих о наступлении нового 1995 года, владельцы «японцев» обязаны были поставить их «на прикол». Сначала, пожалуйста, покупай, а потом, мил человек, выбрось и безо всякой компенсации. Словом, вопрос v••. чисто технического перерос в социг. ьный. -(акал ответных эмоций заставил российского премьера В. Черномырдина помиловать «правый» руль. Он подписал новое постановление, которое разрешает эксплуатацию автомобилей с «правым» рулем (кроме автобусов), зарегистрированных до 1 июля 1994 года, аж до 1 января 2001 года, то есть фактически до их полного естественного износа. После этого страсти улеглись, но неясным остался главный вопрос: опасен ли все же «правый» руль или нет? Почему сначала запрещают, а потом почти сразу же разрешают? Попробуем в этом разобраться не теоретически, а сев за руль японского автомобиля.СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ«Мазда-Фамилиа» и «Мицубиси-Мираж» были любезно предоставлены нам фирмой «Иномотор» при активном содействии ее технического директора А. Хрулева. О комфорте и «физической форме» подержанных японских машин журнал писал уже достаточно подробно ( З Р , 1993, № 1, 2 ) . Скажу только, что на «Мазде» установлена ручная коробка передач, а на «МицубисиМираж» — автоматическая. Для нашего разговора это очень важно, остальных же технических данных мы здесь касаться не будем. На «Мазде» рычаг коробки передач надо перемещать левой рукой. На первых порах делать это весьма затруднительно, приходилось визуально контролировать движение менее послушной руки (левши имеют в этом случае несомненное преимущество). Более того, собираясь в очередной раз перейти на нужную передачу, машинально начинаешь шарить правой рукой где-то по обивке двери в поисках несуществующего рычага. Однако через полчаса езды чувство дискомфорта значительно притупляется, а затем почти совсем исчезает (полная по опросам владельцев «японцев» адаптация наступает где-то недели через две). От этой «головной боли» избавлен обладатель автомобиля с автоматической ко-Обгон на узкой дороге на «японце» требует гораздо большего напряжения, но в городе при многорядном движении обгон превращается в опережение и особых трудностей не вызывает. робкой (ею оснащаются сегодня около 80 % японских машин). На «подопытной» «Мицубиси» под левой рукой водителя находится рукоятка управления, пользоваться которой чрезвычайно просто (я научилсяЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА30 ЗА РУЛЕМ 7/93 ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАза считанные минуты). Передвинул рычаг в положение D (drive) и забыл о его существовании — процесс управления упрощается до предела. Та же трудность (хотя и значительно меньшего масштаба) возникла у меня при езде на «Мазде» при включении указателей поворота. Нужный рычажок находится справа от рулевого колеса (на наших автомобилях — слева), а слева точно такой же, но для включения стеклоочистителей. Машинально я все время передвигал левый, заставляя «дворники» очищать и без того сухое и чистое стекло. На «Мицубиси» слева от «баранки» никаких рукояток нет и это сразу сказалось — я ни разу не испытал каких-либо затруднений, включая поворотник. Что касается ощущения габаритов автомобиля с «правым» рулем, то к ним просто надо привыкнуть. Первое время очень смущает левое переднее крыло, приходится тщательно за ним наблюдать. Однако при обычной компоновке точно так же сначала возникают затруднения с правым передним крылом. Если сразу учиться ездить на японском автомобиле с «правым» рулем, когда еще нет сложившегося стереотипа управления машиной, то никакой внутренней «ломки» не происходит. На второй день моих кратковременных поездок на «японцах» я вдруг понял, что смогу привыкнуть к езде на них. Конечно же, не случайно у большинства европейских руль слева, а у японских справа: он расположен так, чтобы удобнее было ездить в условиях лево- и правостороннего движения. Но при большей внимательности не приближаясь вплотную к обгоняемому автомобилю. Условия движения не позволяют. Приходится, периодически «высовываясь», ждать удобного момента. При «правом» руле нужно значительно дальше, чем обычно, подавать машину влево, чтобы увидеть обстановку впереди (особенно при обгоне автобусов или грузовиков). При этом пассажир на переднем сиденье рядом с водителем испытывает весьма неприятные ощущения. Это особенно проявляется на узких дорогах (с одной полосой движения в каждом направлении), где грузовики разъезжаются с минимальным интервалом. Если водитель не контролирует обстановку впереди, лучше покорно следовать за грузовиком или автобусом. Это испытание на динамичной и скоростной машине не все выдерживают — так и чешутся руки обойти тихохода. Обогнать легковой автомобиль намного легче. Во-первых, кое-что видно сквозь стекла передней машины, а вовторых, габарит легковушки не сравнишь с автобусом или грузовиком. В городах же с их многорядным движением проблемы >бгона как таковой нет. Опережение можь э осуществлять (если, конечно, позволяет обстановка) справа. Это удобно, так как сэзор в этом случае хороший (я невольно старался обойти любую медленно едущую машину справа). Можно, конечно, проделывать это и слева, важно только грамотно перестроиться на соседнюю левую полосу. Особых трудностей я при этом не испытывал, только вначале подстраховал себя тем, что смотрел не только в зеркала заднего вида, но и еще поворачивал голову назад.пассажир, сидящий сзади. Противоядие здесь одно — предельное внимание и осторожность. Я сам специально несколько раз выходил с места переднего пассажира на проезжую часть на улицах с очень интенсивным движением. Если быть собранным, то ничего страшного нет. Пассажиры с заднего сиденья отечественных автомобилей тоже частенько выходят на проезжую часть. И в этом случае также нужна только внимательность — каких-то существенных различий расположение руля в эту проблему не вносит.ФАРЫ СВЕТЯТПРЯМОВ ГЛАЗАФары — вот корень проблемы эксплуатации «японцев». На наших дорогах свет их фар не направлен на обочину, где могут быть люди, машины, а бьет прямо в глаза встречным водителям. Конвенция о дорожном движении, 'принятая в 1968 в Вене, дает право любой стране на за ,>сщение эксплуатации автомобиля с распределением света фар, не соответствующим принятому. И хотя иные сторонники японских автомобилей считают, что переделка фар — вопрос пустяковый, что в течение получаса любой мало-мальски мастеровой человек сможет отрегулировать их так, как это требует европейский стандарт, дело обстоит совсем не так просто. Светораспределение формируется тремя элементами фары — отражателем, лампой и рассеивателем. И если, повернув лампу на определенный угол и пропилив отражатель, еще можно добиться приемлемых результатов и значительно изменить конфигурацию светового пятна, то рассеиватель переделать невозможно. А это значит, что гарантировать встречных водителей от ослепления практически невозможно. Не случайно во многих странах запрет введен неНа «Мицубиси-Мираж» под левой рукой водителя находится рычаг автоматической коробки передач, что очень облегчает управление — исключается «комплекс левой руки».Когда впервые садишься за руль автомобиля с правым рулем, трудно сразу «сломать» сложившийся стереотип управления. Например, рычаг включения указателя поворота находится не слева как обычно, а справа и это на первых лорах неудобно. на «правый» руль, а именно на «правые» фары. Например, по прибытии автомобилей из Великобритании во Францию им тут же при съезде с парома закрывают фары специальными наклейками-масками, которые исключают опасное освещение встречной полосы. Что ж, выходит, «японцы» будут по-прежнему слепить каждого встречного? Не совсем так. Как известно, выход порой можно найти даже из самой безнадежной ситуации. Его подскажут специалисты НИИавтоэлектроники, которые знают, как решить без больших затрат эту проблему и сделать безопасным свет «правых» фар. Эту актуальную тему мы подробно рассмотрим в ближайших номерах журнала. Ф. ИЛЮХИН ЗА РУЛЕМ 7 93 31вполне можно адаптироваться к правому расположению руля. И если водитель осмотрителен, а главное, уважает Правила, то с «правым» рулем он будет даже более безопасен, чем «крутой мэн» на «крутой тачке» с «левым» рулем.ОБГОН ОПАСЕН ВСЕГДАП АССАЖИР НА ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ Вспомните, как в густом потоке транспорта трудно выйти из остановившегося у тротуара автомобиля. Порой приходится подождать минуту-другую, пока мимо пронесутся машины. Водитель, как правило, об этом подсознательно всегда помнит, а тот, кто забывает и бездумно распахивает дверь, расплачивается, в лучшем случае, покореженным автомобилем, а в худшем — жизнью. Пассажир же (тем более наш российский) чаще всего об опасности при выходе из салона вообще не думает, а в японских автомобилях с переднего сиденья он должен однозначно выходить на проезжую часть. Там же оказывается и левыйОбгон всегда считался одним из самых опасных маневров на дороге. В год при обгонах происходит в среднем свыше 20 % всех ДТП, совершенных из-за нарушения Правил. Не так оказывается просто обогнать, даже если сидишь в автомобиле с обычным расположением руля, а на «японцах» это еще труднее. И вот почему. Обгон часто нельзя совершить сходу,