В двигателе убывает снаружи уходить? неВАЗ-2109 день но никаких Куда онотодня«Тосол»,потеков можетвидно.Если жидкость не выходит наружу , значит, она попадает всмазочнуюси стему или в цилиндры через прокладку под головкой блока. В масле ее при сутствие выдает постоянно повышающийся уровень вкартереи образование суспензии (пены). И то, и другое видно на щупе . Когда «Тосол» попадает в цилиндры, то, во-первых, заметно снижается темпе ратура двигателя ( ж идкости ) , во-вторых, повышается влажность отработавших газов. Определить последнее можно , п од ставив лист бумаги подвыпускнуютрубу глушителя, после того как глушитель хор ошо прогреется и из него испарится водяной конденсат, образовавшийся при остывании двигателя. На бумаге через несколько секунд появляется большое влажное пятно или множество мелких пятен. З имой , к огда перепад температур газов инаружного воздуха велик, выхлоп становится белесым ихорошовидимым . Причиной неприятности может быть дефектпрокладки или короблениесопря гаемых плоскостей блока иголовки . Как правило, это следствие перегрева двигателя. После демонтажа головки надо обязательно проверить эти плоск ости и, если требуется, припилить, отшлифовать или притереть. Если прокладкаи плоскости головкии блока окажутсявпорядке , в озможно , в головке или блоке появились (развились) т рещины . Это можнообнаружить подачей в них воды или воздуха под давлением (5 и2кгс / с м2 соответственно), предварительно закрыв заглушками отверстия рубашки охлаждения. При сборке лучше поставить новуюпрокладку , в крайнем случае, н еповреж д енную старую, но на герметик . Спортсмены держат руль автомобиля — почти прямымируками . Попробовал преимущество? Это не спортивная мода , а необхо димость. П рямымирукамиможноповер нуть руль быстро и почти на 180° б ез перехвата. Если жеегодержать согнутыми, а то и почти прижатымик телу руками (как привыкли , к сожалению , большинство наших водителей еще впериод обучения, к огда хотелось смотреть под передние колеса), то, повернув его всего на 90°, придется уже перехватывать обод . А это не только потеря драгоценноговремени : х уже , что вы утрачиваете фик сированную связь междуположением руля и колес — «руки прямо — колеса прямо » . К огда колеса не проскальзывают, их положение соответствует направлению движения . Если же они скользят, то машина, плохо слушаясь руля, едет не туда, куда повернуты колеса, а как они направлены — неизвестно. Но для выхода из заноса ( к огда восстанавливается сцепление сдорогой ) это очень важно знать, чтобы вывернуть колеса внужное полож ение , п реждечем машина пойдет в неизвестном направлении. Если руль до этого поворачивали, не перехватывая, достаточно возвратить рукив исходное положение , чтобы коле са встали прямо . Если же руль пере 40 ЗА РУЛЕМ 11/93хватывали, то вспомнить движенияипро делать такие жевобратном направлении не удастся. Что касается удобства «хвата» — это дело привычки . Опытные, грамотные водители держат руль немногосогнутымирукамидаже при многочасовых поездках. И когда устают, выпрямляют, а не сгибаю т их. Такую манеру полезно освоить водителям, п ривыкшим висеть на руле, или, как говорят, « ж ующим баранку».ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТСегодня в клубе делится своим опытом А. ЧУЙКИН, рискнувший в домашней мастерской выполнить самую сложную и большую работу — собрать двигатель ВАЗ-21083. В начале июля умоего товарища случилась крупная неприятность с автомоб илем . Вследствие обрыва ремня , п риво д ящего распредвал, из двигателя пока залась «рука друга» — шатун, к оторый своей верхней головкойпробил блок ци линдров и вышел наружу . На СТО после демонтажа силового агрегата иразборки двигателя выяснились масштабы повреж д ений : отсутствовали выпускной клапан и поршень четвертого цилиндра, к ото рые после неоднократной «встречи» м еж ду собой превратились вкусочки металла. Необходимость замены основных частей двигателя была очевидной . К мо менту поломкипробег этого «Спутника» превысил 102 тысячи километров , и хо зяин машины , сказав: «Померла — так померла!», решил заменить старый моторрабочимобъемом 1,3 литра на более мощный — полуторалитровый двигатель ВАЗ-21083. О дновременно возникла идея собирать новый движок самостоятельно, покупая необходимыекомплектующиев магазинах. К такомурешению подталкивали два обстоятельства. Во-первых, ж уткая цена работ по сборке двигателя на СТО ив частных мастерских. И, во-вторых, с омнения по поводу высокого качества сборкив сервисе. П олуразобран ные двигатели, детали, валяющиеся на полу в лужах масла, грязь — это большинство наших СТО. К орочеговоря , собирая мотор своими руками , м ожно быть увереннымвкаждой детали, в каж д ом болтике, в каждойпрокладке , в отличие от мотора , с обранногочужим дядей, да еще со станции техобслужи вания. Против нас действовали нехватка опыта и отсутствие оборудованного места рабо ты. О днако после некоторогоразмышле ния и штудирования справочной литературы стало ясно, что никаких экстраординарных знаний такая работа, как сборка двигателя, не требует иоснов ные сложности могут возникнуть из-за инструмента. Конечно, к ое - к акой опыт по работе смоторами все же имелся, в основном на уровне ТО-1 и ТО-2 для «Волги» и «Запорожца» и переборки двипоказалось неудобно ; так в чем же здесьгателя последнего, п ричемв домашних условиях. Такая суммарная квалификация, приходящаяся на троих новоявленных автослесарей, добавляла уверенности . М е сто тоже вскоре нашлось. К сожалению , это был всего лишь отгороженный угол в подвале жилогодома , «оборудованный» в ерстакомс тисками. Работа наша началась с ревизии имею щихся инструментов. Нашли почти все, что нужно , из недостающего пришлось покупать только шестигранник «на 10» для болтов головки блока. Вот что оказалось необходимым : набор головокирожковыхключей , щупы, универсальный съемник, д инамометрическийключ , ручная дрель. Ничего необычного, никаких оправок или приспособлений. Вообще, н ужныеприспо собления легко сделать самому — м ногие из них не представляют сложности . Нам в процессе работы понадобилась только оправка для установки поршняв цилиндр, к оторуюмы изготовили из консервной банки . П ереборка двигателя — одна из работ, готовясь ккоторой автолюбитель разрывается междужеланием иметь специальный инструмент ипониманием того, как редко он сможет использовать эти оправкии приспособления. Выбор, к онеч но, в пользу кустарной работы и использования подручного материала. С ледующий этап — калькуляция расход ов . М ы , честно говоря , ее не прово дили, а просто отправились в техцентр «Варшавский» в Москвеи на примыкаю щее к нему «поле чудес», как называли этот рынок автолюбители, тогда еще работавший. Но там из-за смены модифи кации двигателя пришлось покупать почти все комплектующиеего детали, а вооб ще-то надо, п режде чем тратиться на но вые, проверить пригодность старых деталей. В нашем случае хорошосохрани лись только распредвал, впускной и вып ускнойколлекторы , толкатели, п ружиныи сухари клапанов, а вся остальная «начинка» м отора требовалась новая. Итак, м ывооружились «Каталогом запасных частей автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификаций » и посетили автомагазины ирынки столицы. Самое « у рожай ное» м есто — «Варшавка». Купили в гост орговлеблок цилиндров — 200 тысяч и коленвал — 50 тысяч рублей (цены на начало июля с. г.). Остальные детали покупали у частников. Головка блока — 50, клапаны — 6, п оршни — 12, п оршне вые пальцы — 3, п оршневые кольца — 11, шатуны — 18, все цены — в тысячах рублей за комплект . Н екоторые детали мы заменили по совету работников СТО, где разбирали старый двигатель,— к олен чатый вал, масляный иводяной насосы, к оторыемогли быть повреждены частями расколовшихся поршняи клапана. О бщее впечатление от автомобильных рынков : здесь те жезаконы , что на обыч н ых , — колебание цен иникакой гарантии качества товара. М огути обмануть. Так, нам попытались продать подвидом запчасти к двигателю ВАЗ-21083 головкублока от ВАЗ-2108 (внешне они почти не различаются). Поэтому полезно иметь при себе «Каталог...» или инуюсправочную литературу иуж во всяком случае пред ставлять нужную деталь. Продается велик оемножество непонятно кемизготовлен ных комплектовпрокладок на двигатель (все — б умажные , в то время как «родные» — паронитовые), р емкомплектовипрочего . При использовании подобных мелочей надо быть особенно бдительн ым — лучше помучиться и вырезать нужнуюпрокладкусамому из соответ-