В двигателе убывает снаружи уходить? неВАЗ-2109 день но никаких Куда онотодня«Тосол»,потеков можетвидно.Если жидкость не выходит наружу , значит, она попадает всмазочнуюси ­ стему или в цилиндры через прокладку под головкой блока. В масле ее при ­ сутствие выдает постоянно повышающийся уровень вкартереи образование суспензии (пены). И то, и другое видно на щупе . Когда «Тосол» попадает в цилиндры, то, во-первых, заметно снижается темпе ­ ратура двигателя ( ж идкости ) , во-вторых, повышается влажность отработавших газов. Определить последнее можно , п од ­ ставив лист бумаги подвыпускнуютрубу глушителя, после того как глушитель хор ошо прогреется и из него испарится водяной конденсат, образовавшийся при остывании двигателя. На бумаге через несколько секунд появляется большое влажное пятно или множество мелких пятен. З имой , к огда перепад температур газов инаружного воздуха велик, выхлоп становится белесым ихорошовидимым . Причиной неприятности может быть дефектпрокладки или короблениесопря ­ гаемых плоскостей блока иголовки . Как правило, это следствие перегрева двигателя. После демонтажа головки надо обязательно проверить эти плоск ости и, если требуется, припилить, отшлифовать или притереть. Если прокладкаи плоскости головкии блока окажутсявпорядке , в озможно , в головке или блоке появились (развились) т рещины . Это можнообнаружить подачей в них воды или воздуха под давлением (5 и2кгс / с м2 соответственно), предварительно закрыв заглушками отверстия рубашки охлаждения. При сборке лучше поставить новуюпрокладку , в крайнем случае, н еповреж ­ д енную старую, но на герметик . Спортсмены держат руль автомобиля — почти прямымируками . Попробовал преимущество? Это не спортивная мода , а необхо ­ димость. П рямымирукамиможноповер ­ нуть руль быстро и почти на 180° б ез перехвата. Если жеегодержать согнутыми, а то и почти прижатымик телу руками (как привыкли , к сожалению , большинство наших водителей еще впериод обучения, к огда хотелось смотреть под передние колеса), то, повернув его всего на 90°, придется уже перехватывать обод . А это не только потеря драгоценноговремени : х уже , что вы утрачиваете фик ­ сированную связь междуположением руля и колес — «руки прямо — колеса прямо » . К огда колеса не проскальзывают, их положение соответствует направлению движения . Если же они скользят, то машина, плохо слушаясь руля, едет не туда, куда повернуты колеса, а как они направлены — неизвестно. Но для выхода из заноса ( к огда восстанавливается сцепление сдорогой ) это очень важно знать, чтобы вывернуть колеса внужное полож ение , п реждечем машина пойдет в неизвестном направлении. Если руль до этого поворачивали, не перехватывая, достаточно возвратить рукив исходное положение , чтобы коле ­ са встали прямо . Если же руль пере ­ 40 ЗА РУЛЕМ 11/93хватывали, то вспомнить движенияипро ­ делать такие жевобратном направлении не удастся. Что касается удобства «хвата» — это дело привычки . Опытные, грамотные водители держат руль немногосогнутымирукамидаже при многочасовых поездках. И когда устают, выпрямляют, а не сгибаю т их. Такую манеру полезно освоить водителям, п ривыкшим висеть на руле, или, как говорят, « ж ующим баранку».ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ ДЕЛАЮТСегодня в клубе делится своим опытом А. ЧУЙКИН, рискнувший в домашней мастерской выполнить самую сложную и большую работу — собрать двигатель ВАЗ-21083. В начале июля умоего товарища случилась крупная неприятность с автомоб илем . Вследствие обрыва ремня , п риво ­ д ящего распредвал, из двигателя пока ­ залась «рука друга» — шатун, к оторый своей верхней головкойпробил блок ци ­ линдров и вышел наружу . На СТО после демонтажа силового агрегата иразборки двигателя выяснились масштабы повреж ­ д ений : отсутствовали выпускной клапан и поршень четвертого цилиндра, к ото ­ рые после неоднократной «встречи» м еж ­ ду собой превратились вкусочки металла. Необходимость замены основных частей двигателя была очевидной . К мо ­ менту поломкипробег этого «Спутника» превысил 102 тысячи километров , и хо ­ зяин машины , сказав: «Померла — так померла!», решил заменить старый моторрабочимобъемом 1,3 литра на более мощный — полуторалитровый двигатель ВАЗ-21083. О дновременно возникла идея собирать новый движок самостоятельно, покупая необходимыекомплектующиев магазинах. К такомурешению подталкивали два обстоятельства. Во-первых, ж уткая цена работ по сборке двигателя на СТО ив частных мастерских. И, во-вторых, с омнения по поводу высокого качества сборкив сервисе. П олуразобран ­ ные двигатели, детали, валяющиеся на полу в лужах масла, грязь — это большинство наших СТО. К орочеговоря , собирая мотор своими руками , м ожно быть увереннымвкаждой детали, в каж ­ д ом болтике, в каждойпрокладке , в отличие от мотора , с обранногочужим дядей, да еще со станции техобслужи ­ вания. Против нас действовали нехватка опыта и отсутствие оборудованного места рабо ­ ты. О днако после некоторогоразмышле ­ ния и штудирования справочной литературы стало ясно, что никаких экстраординарных знаний такая работа, как сборка двигателя, не требует иоснов ­ ные сложности могут возникнуть из-за инструмента. Конечно, к ое - к акой опыт по работе смоторами все же имелся, в основном на уровне ТО-1 и ТО-2 для «Волги» и «Запорожца» и переборки двипоказалось неудобно ; так в чем же здесьгателя последнего, п ричемв домашних условиях. Такая суммарная квалификация, приходящаяся на троих новоявленных автослесарей, добавляла уверенности . М е ­ сто тоже вскоре нашлось. К сожалению , это был всего лишь отгороженный угол в подвале жилогодома , «оборудованный» в ерстакомс тисками. Работа наша началась с ревизии имею ­ щихся инструментов. Нашли почти все, что нужно , из недостающего пришлось покупать только шестигранник «на 10» для болтов головки блока. Вот что оказалось необходимым : набор головокирожковыхключей , щупы, универсальный съемник, д инамометрическийключ , ручная дрель. Ничего необычного, никаких оправок или приспособлений. Вообще, н ужныеприспо ­ собления легко сделать самому — м ногие из них не представляют сложности . Нам в процессе работы понадобилась только оправка для установки поршняв цилиндр, к оторуюмы изготовили из консервной банки . П ереборка двигателя — одна из работ, готовясь ккоторой автолюбитель разрывается междужеланием иметь специальный инструмент ипониманием того, как редко он сможет использовать эти оправкии приспособления. Выбор, к онеч ­ но, в пользу кустарной работы и использования подручного материала. С ледующий этап — калькуляция расход ов . М ы , честно говоря , ее не прово ­ дили, а просто отправились в техцентр «Варшавский» в Москвеи на примыкаю ­ щее к нему «поле чудес», как называли этот рынок автолюбители, тогда еще работавший. Но там из-за смены модифи ­ кации двигателя пришлось покупать почти все комплектующиеего детали, а вооб ­ ще-то надо, п режде чем тратиться на но ­ вые, проверить пригодность старых деталей. В нашем случае хорошосохрани ­ лись только распредвал, впускной и вып ускнойколлекторы , толкатели, п ружиныи сухари клапанов, а вся остальная «начинка» м отора требовалась новая. Итак, м ывооружились «Каталогом запасных частей автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109 и их модификаций » и посетили автомагазины ирынки столицы. Самое « у рожай ­ ное» м есто — «Варшавка». Купили в гост орговлеблок цилиндров — 200 тысяч и коленвал — 50 тысяч рублей (цены на начало июля с. г.). Остальные детали покупали у частников. Головка блока — 50, клапаны — 6, п оршни — 12, п оршне ­ вые пальцы — 3, п оршневые кольца — 11, шатуны — 18, все цены — в тысячах рублей за комплект . Н екоторые детали мы заменили по совету работников СТО, где разбирали старый двигатель,— к олен ­ чатый вал, масляный иводяной насосы, к оторыемогли быть повреждены частями расколовшихся поршняи клапана. О бщее впечатление от автомобильных рынков : здесь те жезаконы , что на обыч ­ н ых , — колебание цен иникакой гарантии качества товара. М огути обмануть. Так, нам попытались продать подвидом запчасти к двигателю ВАЗ-21083 головкублока от ВАЗ-2108 (внешне они почти не различаются). Поэтому полезно иметь при себе «Каталог...» или инуюсправочную литературу иуж во всяком случае пред ­ ставлять нужную деталь. Продается велик оемножество непонятно кемизготовлен ­ ных комплектовпрокладок на двигатель (все — б умажные , в то время как «родные» — паронитовые), р емкомплектовипрочего . При использовании подобных мелочей надо быть особенно бдительн ым — лучше помучиться и вырезать нужнуюпрокладкусамому из соответ-