ТЕХНИКАШЗАПОРОЖСКИЙ ФЕЙЕРВЕРКЦелым залпом новых моделей и вариантов отметил свое 130-летие Запорожский автомобильный. Завод с давними традициями ныне стал крупнейшим по объему производства среди автомобильных предприятий Украины (напомним: здесь действуют также КрАЗ, ЛАЗ, ЛуАЗ и другие). Историю свою он ведет с 1863 года, когда немецкий предприниматель А. Копп наладил в Александровске (так назывался город до 1921 года) изготовление сельскохозяйственных орудий и машин. Дело приобрело размах: в 1912 году был отмечен своеобразный рекорд — сборка стотысячной жатки. А через девять лет из ворот бывшего завода Коппа и Унтера вышел первый... «Запорожец». Правда, это был трехколесный трактор. Но его производство не получило развития: здесь продолжали делать сельхозмашины, причем с 1930 года — наиболее сложные, комбайны. Ну, а завод стал называться в духе времени — «Коммунар». В 1958-м к этому названию добавились слова «Запорожский автомобильный», завод перепрофилировали на производство микролитражек. Первый серийный ЗАЗ-965 сошел с конвейера в сентябре 1960 года. Дела минувших дней, хотя нет-нет да и мелькнет еще тот неумирающий «Запорожец». Но в моде нынче другие машины — переднеприводные «таврии». Базовую, с кузовом «хэтчбек» читатели уже неплохо знают. А за последнее время конструкторы ЗАЗа разработали целый ряд интересных, с точки зрения потребителя, модификаций (опытные образцы), которые впервые были широко показаны в этом году. Вариации на тему «Таврии» весной можно было увидеть в Киеве, на выставке «Автомобилестроение Украины»-93, а летом — в Москве, на Первом Российском автомобильном салоне. Киевляне с изумлением рассматривали перспективную модель 3A3-1106 (ориентир для серийного выпуска — 1998 год). Правда, пока на выставке стоял выполненный в натуральную величину пластилиновый макет. Наш журнал его представлял читателям (ЗР, 1992, № 3). В числе серийных образцов «Таврии» была основная модификация ЗАЗ-110216, выпускаемая с 1992 года, а также 3 A3-11021 в исполнении «люкс». У последней — новая, более современная панель приборов, рулевое колесо с четырьмя спицами, ремни безопасности как у передних, так иу задних сидений.Обе машины — с трехдверными кузовами типа «хэтчбек», хорошо нам знакомыми. Зато все еще в новинку ЗАЗ-11024 с остроумно задуманным кузовом «универсал» (ЗР, 1992, № 8). В его основе — тот же хэтчбек, а третья дверь сделана, если так можно выразиться, «горбатой», так что задняя стенка кузова стала почти отвесной, и это позволило несколько увеличить объем грузового отсека. Очень практичное решение, идею которого приписывают В. Стешенко, много лет работавшему главным конструктором ЗАЗа. Кстати, за рубежом такие решения еще не встречались. Выпуск этой разновидности «Таврии» малыми партиями начат в 1991 году. Она тяжелее хэтчбека всего на 33 кг. Излишне говорить, сколь дефицитны в нашем транспортном хозяйстве легкие пикапы и развозные фургоны. Заслуживает похвалы инициатива конструкторов, спроектировавших пикап ЗАЗ-1305 и на его базе — фургон ЗАЗ-110251 с высокой крышей (наподобие ижевского «каблучка»). Пикап рассчитан на перевозку 300 килограммов груза. Открытая грузовая платформа не делает несущий кузов прочней и жестче (нет панели крыши и стоек, замыкающих его силовую схему), поэтому пришлось ввести различные усилители, брусья. В результате снаряженная масса пикапа возросла до 780 кг (против 727 у базовой модели). Еще одна грузовая модификация — шасси ЗАЗ-1306. У него сохранена передняя половина базовой модели, а задняя часть со вспомогательной рамой несколько удлинена в расчете на установку различных специализированных кузовов: цельнометаллической платформы, изотермического фургона и других. Рядом с «рабочими лошадками» — машины, скорее рассчитанные на поездки в часы досуга. ЗАЗ-110260 — задняя часть кузова снабжена матерНа фото вверху: пятидверный ЗАЗ-1105 — модель ближайшего будущего. Внизу: опытный образец пикапа ЗАЗ-1305 на 300 кг груза и седан ЗАЗ-1103, который планируют осваивать в 1995 году. Фото В. Князева4ЗА РУЛЕМ 11/93