ТРЕТЬЯ СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯО н казался теперьещеболеехудымидлинным . Н епомернодлинным , словно распрямился от тяжести , к оторая давила на негосвышесорока лет. Седовласые и лысые старики , в большинстве его ровесн ики , п онуро стояли угроба . К огда - т о лучшие инженерныеиорганизаторскиеумыавтомобилестроения , т еперь такие же , к акпокойный , п енсионеры . А давно ли они бокобок участвовали вкон ­ струировании и освоении легковых машин иджипов , троллейбусов и бронетранспортеров, мотоциклов иминоме ­ тов. Борис МихайловичФиттерман начинал трудовую деятельность автослесарем, о б ­ к атчикомавтомобилей , ч ертежником . Работал во многихорганизациях , но большая часть егожизни была связана с заводом ЗИС (ныне ЗИЛ) и институтом НАТИ (теперь НАМИ ) : там и там был главным конструктором. М ногие из тех, к ому за пятьдесят, хорошо помнят трехосные бронетранс портеры БТР-152. Их приплюснутыекор ­ пуса напоминали отвратительных аллигат оров , а зеленый цвет корпусаидлин ­ ный нос усиливали сходство. Ф иттермануважительно относился квоенной техн икеивключилсявработу над этой ма ­ ш инойсноября 1946 года . У негоуже был опыт постройкипредвоенноготрехос ­ н огоброневика БА-11 на базегрузовика ЗИС-6. Та конструкция оказалась перетя ­ ж еленной и, анализируя ее, Борис Михай ­ лович пришелкмысли , что надо отказаться от рамыи сделать бронекорпус несущ им . Эта смелая идея была имзаложенав новую машину. О нкорректировалкомпоновки , исправлял рабочиечертежи , подписывал бесчисленные спецификации . Работал увлеченно. К аки все, верил, что надо укреплять боевуюмощь страны, создавать все болеесовершенныеобразцы военной техники... Первые два опытных образца БТР-152 были готовы в рекордно короткий срок — к маю 1947 года . Начались испытания, д оводка , п еределки , шли споры сзаказчиком , у точнения технических условий. Наконец, все хлопоты позади — и 24 марта 1950 года БТР-152 приняли на вооружениеСоветскойАрмии . П роиз ­ водство не заставило себя ждать , и уже на ноябрьском параде 1951 года по Красной площади Москвыпрошли новые отечественные бронетранспортеры , с озданные под руководствомглавногоконструктора ЗИСа Б. М . Ф иттермана . М ашина оказалась удачной , выпускалась в 14 модификацияхдо 1962 года, то есть двенадцать лет. Н есколько тысяч БТР-152 свыше 30 лет несли службув армиях СССР идружественныхему стран. Вполне естественно, что главный конст ­ р уктор ЗИСа и, в частности, этой моде ­ ли — БТР-152 должен был стать канди ­ датом на присуждение Сталинской пре ­ м ии . Тем более что Фиттерман был к 1950 году весьма известным человеком... Первые машины ЗИС-150 сошли с главн огоконвейера 30 октября 1947 года . С этого дня в течение шести месяцев про ­ исходил безостановочный переход от ЗИС-5В кновомуавтомобилю , массовый выпуск которого начался 26 апреля 1948 года. Совместные усилия конструкторов , т ехнологов , испытателей предопределили успех такогобеспрецедентногоперехода . Двенадцать автозаводцев, в ключая главн огоконструктора , в апреле 1949 года по ­ лучили Сталинскую премию . П оздновечером 27 марта 1950 годадважды лауреат подписал документыоприемке на вооружение БТР-152, убрал их в сейф, вызвал машинуи отправился отдыхать. Но долго спать ему не приш ­ лось. В три часа утра в дверь квартиры постучали людиснепреклоннымвыраже ­ н ием на лицах. А рест ! Кампания по борьбесвредителями на ЗИСе была масштабной. 20 апреля 1950-го директор завода И. А. Лихачев иряд ведущих инженеров были освобож ­ дены от занимаемых должностей , м ногих арестовали. Поднялась новая волна « о хоты на ведьм». Борис Михайлович Фиттерман (1910—1991). В годы Великой Отечественной войны ЗИС развернул поточноепроизводство автоматов ППШ , м инометовидругого вооружения. Переработку чертежей под технологиюмассовогопроизводства , их согласование взял на себя Фиттерман , в марте 1942 годаутвержденный главным конструктором завода. П отом — работа над полугусеничнымдвухмоторным арт иллерийскимтягачом АТ-8 и, н аконец , с осени 1944 года — ответственнейшее зад ание : создать представительский автомо ­ биль высшего класса. Сталин любил «паккарды», д овоенные , у женемногостаромодные двенадцатиц илиндровыелимузины . И более новые, в альяжного вида — с фарами , у топленны ­ м ивокруглыекрылья . М одель -180 была ему почему-то особенно мила. Значит, н о ­ вая модель ЗИСа, к оторойбудетпользо ­ ваться глава Великой Державы - п обеди ­ тельницы, д олжна быть никак не хуже американского прототипа. Двигатель, шасси, элементы внешнегооформленияу ЗИС-110, действительно, «паккардовские», а формакузовадаже более величественная. З аказчик утвердил образец новой модели 20 сентября 1944 года, 11 августа 1945 года первая маши ­ на отправилась в испытательный пробег , а в августе 1946-го начался серийный выпуск. За создание ЗИС-110 Борис Михайло ­ вич Фиттерманитроеегоколлеглетом 1946 года были удостоены Сталинской пре ­ мии. А затем началась эпопея сгрузовиком ЗИС-150. В январе имарте 1946 года в цехе, где намечалось развернуть их про ­ изводство, п роизошли разрушительные пожары . Коллектив ЗИСа предпринимал невероятные усилия, чтобы нанесенный ущерб не задержал освоения новогогру ­ зовика. Ф иттермана обвинили во вредительстве и направили отбывать срокв «Воркутлаге». Такой оказалась третья Сталинская премиявидномуинженеру за само ­ о тверженныйтруд . «Воркутлаг» стал благ одарностью за удачные машины , за усп ешнуюконструкцию БТР-152. Теперь пусть еврей Фиттерман (наверняка участн иккакого - н ибудьзаговора или националистического объединения) повкалывает подземлей , в шахте. Бориса Михайловича выручил гвоздь . О н подобрал еговкучемусораисогнулнаподобиециркуля . На кускефанеры он расчерчивал этой «козьей ножкой » к ине ­ матику полугусеничного хода для... н ово ­ г обронетранспортера . На этот счет унегов 1946 году появились кое - к акие идеи после анализа трофейныхмашин « Д е маг» на полугусеничномходу . Инженерные упражнения мозга помогли выжить. А после освобожденияиреа ­ билитации Борис Михайловичмногои плод отворно работал вНАМИ . Кстати, е щев 60-е годы ратовал за освоение у нас пе ­ реднеприводных автомобилей. Нескоро, но все-таки дожилдо осуществления этих замыслов. А потом — п енсионер , к рутящий педалями велосипеда ивспоми ­ н ающий , как некогда гонял по москов ­ с ким улицам на мотоцикле - г ибридес «харлеевским» м отором . Ф иттерман оставил о себе память кон ­ с трукциями , в которыхпринимал учас тие : П МЗ - А 750иЛК - 1 , ЗИС-110 и ЗИС-150, БТР-152 иЛуАЗ - 9 69 , не говоряужеомногих экспериментальных маши ­ нах. И мяегодолжно быть поставлено в ряд с такими нашими известными инженерами-автомобилестроителями, как К. А. Ш арапов , А. А. Л ипгарт , В. А. Грачев, А. Ф . А ндронов , Б. Л . Ш апошник , А. Д . П росвирнин . Л . ШУГУРОВБЫЛОЕ5*ЗА РУЛЕМ 11/93 19