МОИ ТРУДЯГА УАЗ«Хорошо усвоил: если нет в руках крупной суммы денег, лучше покупать «наш» автомобиль. Даже преклонного возраста: проблемы с запчастями, ремонтом все-таки решаются за рубли. Приобретая иномарку, необходимо помнить: чтобы она так же хорошо служила «у нас», необходимы сервис, запчасти и деньги, как «у них»,— предупреждает читатель из Харькова В. САДКОВОЙ, который решил поделиться опытом эксплуатации УАЗ-469Б. Прежде почти не сидел за рулем машины этого класса, хотя водительский стаж — шестнадцать лет. Свой «вездеход» я приобрел два с половиной года назад. До этого машину интенсивно эксплуатировали на разных дорогах ив самых различных условиях с 1978 года. Простаивала она только в ремонте. На ней успели сменить три двигателя, наездили несколько сотен тысяч. Так что вместе с этим автомобилем, конечно, приобрел и массу забот — капитального ремонта требовали двигатель, кузов, коробка передач. К моему удивлению и радости, я решил все эти проблемы сравнительно малой кровью: времена, да и люди были тогда другие. После ремонта — первые поездки и первые неожиданности. Сначала понял, что такое «капот аллигаторного типа» — «благодаря» слабым пружинам в защелках капота и нашим дорогам. На скорости около 60 км/ч капот резко открылся и... Ощущения труднопередаваемые. От серьезных неприятностей спасли выдержка и везение. Когда это случилось в первый раз, думал, что по оплошности плохо закрыл капот. После второго раза принял меры. С такими дефектами встречаются многие водители УАЗов, в том числе и новых. Устраняют по-разному, самое простое — установить более жесткие пружины в защелки и дополнительный фиксатор. Плохие уплотнители на дверях и щели в кузове дали о себе знать шумом и сквозняками. Поролон, пластилин и новые уплотнители немного облегчили жизнь. И все-таки после первых поездок появилась уверенность в добротности и надежности машины. К более тугим, чем на легковых машинах, педалям и рулю привык быстро, как к должному. Но недавно, сев в УАЗ, сошедший с конвейера несколько месяцев назад, был приятно удивлен. Подвесные педали, вакуумный усилитель тормозов, обновленные двигатель, коробка и подвеска говорили о том, что и машины этого класса могут соперничать с «жигулями». Поскольку мои поездки на УАЗе начались осенью, я смог оценить почти все возможности машины уже в начале эксплуатации. Проходимость — выше всяких похвал. Раскисшая пашня, скользкие и крутые косогоры, песок, снег — за эти годы я, как 46 ЗА РУЛЕМ 11/93 на испытаниях, перепробовал все. Создалось впечатление, что при более или менее умелом использовании технических особенностей машины для нее преград нет. Правда, необходимо помнить о неприятностях, возникающих при езде зимой ив осеннюю распутицу, если отключены передние колеса. Поскольку основная масса автомобиля без груза или пассажиров приходится на передний мост, очень трудно бывает даже тронуться с места — проскальзывают ведущие колеса. Сложно при этом управлять автомобилем. Но при включенном переднем приводе проблем нет. Скорость, приемистость. Каюсь, отнести себя к водителям, свято выполняющим требования правил по скоростным режимам, не могу. На моем УАЗе стоит двигатель ГАЗ-24-10, который обеспечивает уверенный и быстрый старт, достаточно интенсивный набор скорости. Даже полностью груженный автомобиль с прицепом держит 80 — 90 км/ч. При неполной загрузке и на скорости свыше 90 км/ч проявляется его «козлиная натура» — рыскание и стремление подпрыгнуть на каждой колдобине (сказывается перераспределение веса по осям и неудачно, на мой взгляд, подобранные параметры подвески. Некоторые владельцы новых машин говорят, что завод эту проблему уже решил). В длительных поездках на скорости 100 и более неуютно, хотя для УАЗа это не предел. Лучше всего в таких рейдах держать 80—90 км/ч. Тормоза довольно надежны и даже без усилителя справляются с обязанностями хорошо. Бывало, из очень трудных ситуаций удавалось выходить только благодаря их четкой и безотказной работе. Салон, конечно, слишком аскетичен, так что в зависимости от условий водитель может в полной мере проявить свои дизайнерские способности. При небольшой доработке его можно сделать вполне приемлемым. Пол кузова нужно обязательно обработать снаружи антишумовой мастикой или, по крайней мере, достаточно толстым слоем мастики на битумной основе, а внутри — антикором на эпоксидной основе. В обоих случаях следует тщательно подготовить поверхность. Для лучшей шумо- и теплоизоляции на пол кузова стоит положить войлочное, ворсонитовое или ковровое покрытие и, конечно, линолеум на теплой основе. Навнутренних боковинах кузова в дверях удобны чехлы из кожзаменителя с поролоновой основой, закрепленные саморезами. В зимнее время такие же чехлы необходимы для капота и радиатора. На торцы дверей наклейте хорошие уплотнители. Не спешите выбросить и старый брезентовый верх. Если он останется под новым, это не повредит: лучше сохранится тепло, а летом будет не так жарко. Облагородить салон можно, уложив под брезент чехол из той же ткани, что чехлы на сиденьях. На некоторых автомобилях видел позади второго ряда сидений полку (как на ВАЗ-2108, -2109) из 8—10-миллиметровой фанеры. Все это сделает салон УАЗа уютным и комфортабельным при поездках на любые расстояния. Не забудьте о зеркалах заднего вида. Желательно установить два снаружи (от любого грузового автомобиля). Кронштейны могут быть самыми разными, от заводских до самодельных. Главное условие — быть достаточно жесткими, чтобы зеркала при движении не дрожали. С ними вы почувствуете себя на дороге увереннее, особенно если едете с прицепом. На грузоподъемность автомобиля жаловаться не приходится. Даже паспортные 600—700 кг при двух пассажирах — это очень хорошо. А если учесть, что практически такой же автомобиль УАЗ-452 с грузовой платформой перевозит тонну — выходит, паспортные данные не предел. Перевозка объемных грузов (особенно в автомобилях с мягким верхом) проблем не создает. Прицеп значительно расширяет возможности, только нужно установить дополнительное прицепное устройство с шаром. Сегодня злободневен вопрос об экономичности автомобиля. Что ж, приобретать УАЗ для поездок на работу, думаю, не стоит. Этот трудяга лучше подходит для больших семей, дачников, фермеров. Средний эксплуатационный расход 18—19 л/100 км для УАЗа почти закон, но некоторые возможности сократить его есть. Во-первых, стиль езды. Если станете постоянно «выкручивать» мотор, вряд ли уложитесь ив паспортные данные. При спокойной езде (50—70 км/ч) можно рассчитывать на заметную экономию. Другая возможность — отключать не только передний мост, но и колеса. На моем УАЗе такого устройства не было. На более поздних выпусках оно предусмотрено в конструкции. Но и эту проблему решить довольно просто: установите крышки ступиц с нового УАЗа, а старые, со шлицами, возите с собой. Для замены потребуется несколько минут. При правильной регулировке карбюратора, регулярном уходе за системой зажигания (желательна установка электронной) и ходовой частью можно рассчитывать на 14—15 л/100 км. Кроме уже перечисленных доработок, в своем УАЗе заменил ножной насос омывателя стекол на электрический, установил дополнительные плафоны освещения салона, смонтировал систему аварийной сигнализации, установил дополнительный фильтр тонкой очистки топлива и электронный октан-корректор. Последний позволил гораздо увереннее пускать холодный мотор зимой. Даже в почтенном возрасте УАЗ мало в чем уступает «младшим братьям». А затраты на техническое обслуживание и ремонт несравнимы ни с одним из современных легковых автомобилей. То, что простит УАЗ, не простят ни «Жигули», ни «Запорожец».ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦА