6
7
8
9
10
Ш1ЕОУНИВЕРСАЛЫ ПОВЫШЕННОЙ ВМЕСТИМОСТИ (УПВ), о которых наш журнал рассказывал в № 7 за 1985 ив № 4 за 1991 год, пользуются растущим спросом. На это указывают масштабы их производства, которое в 1992 году составило: в США («Крайслер», «Форд», «Дженерал моторе», «Ниссан») — 1 миллион 83 тысячи штук; в Японии («Тойота», «Ниссан», «Мицубиси», «Мазда») — 350 тысяч ив странах Европы («Рено», «Крайслер», «Ниссан») — 70 тысяч.В мировом производстве легковых автомобилей (по данным за 1992 год) на долю УПВ пришлось 4,4 % . Пример современной конструкции — пятиместный УПВ «Мицубиси-Спейс-Раннер» (на фото) с необычной конструкцией кузова: слева — одна дверь, справа — две (причем задняя сдвигается вбок). У него есть «близнец» — «Спейс-Вэгон» (с удлиненной базой и пятью дверями), рассчитанный на семерых. САМОЙ ЭКОЛОГИЧНОЙ МАШИНОЙ ШВЕЙЦАРИИ признан «ФИАТ-Чинквеченто». Такой выбор сделала Швейцарская ассоциация движения, проверив 200 автомобилей разных марок, эксплуатируемых в стране. Начало столь актуальной кампании было положено в прошлом году, когда оценивалось 100 машин. При этом учитывались расход топлива в разных условиях движения — в городе, сельской местности и т. д., содержание токсичных веществ в отработавших газах, уровень шума и другие показатели. СКОРАЯ ПОМОЩЬ НА СЕЛЕ подчас проблема: мало медицинских машин повышенной проходимости. А та, что есть — УАЗ-3962, этакая зеленая коробочка, приспособлена, скорее, для перевозки раненых солдат. Но вот опытно-экспериментальное предприятие «Акро» в Ульяновске (на бывшем «Автосервисе») приступило к изготовлению машин скорой медицинской помощи, а«ЛУКАС» НА ГРУЗОВИКЕ АЛЕКСАНДРА МАРКИНА экономит гонщику ценные мгновения на каждом круге состязаний чемпионата Европы по кольцевым гонкам. Гоночный ЗИЛ Маркина оборудован не только сверхэффективными дисковыми тормозами «Лукас», но и дизелем «Катерпиллер» с электронными насос-форсунками «Лукас» (подробнее о машине — см. «Автомотоспорт», 1993, № 5 ) . Английскую фирму связывают давние отношения с нашей автомобильной промышленностью. Она, например, продала лицензии на производство дисковых тормозов и их исполнительных механизмов таким ведущим российским предприятиям, как «АвтоВАЗ» (с 1980 года) и ГАЗ (с 1986 года). Дисковые тормоза «Лукас» успешно применяются на грузовиках МАН и «Рено», автобусах «Кессборер» и «Мерседес-Бенц» (такой тормоз переднего колеса на автобусе модели -404 показан на снимке). ЗИЛ, заинтересованный в победах Маркина, также сделал выбор в пользу тормозов «Лу-Так выглядит дисковый тормоз «Лукас-ДРЗ» с пневмоприводом на переднем колесе автобуса. Фото «Лукас» кас». По словам Ника Экстона, менеджера отдела по развитию бизнеса фирмы «Лукас трак брейкинг системе», там ищут любые возможности выйти на рынок СНГ. Одна из них — дисковые тормоза, оснащенные пневмоприводом, для гоночных грузовиков ЗИЛ.Опрос, проведенный в ФРГ, показал, что 58% немцев предпочитают отправляться в отпуск на машине. У голландцев и французов эта доля еще выше: соответственно 68 и61 % .На головном заводе АО "АвтоВАЗ" в Тольятти насчитывается 130 тысяч рабочих и инженеров, годовой выпуск машин в 1992 году составил 680,5 тысячи. Таким образом, выработка на одного автозаводца — 5,25 автомобиля.•Потребление моторного масла в европейских странах за последние годы заметно снизилось: за 1990 год оно составило в среднем 8,8 л на машину, за прошлый - 7,5 л. Благодаря улучшению свойств масел срок их службы увеличился в 1,5-2 раза.также микроавтобусов для доставки школьников. Базовым для машины «Акро» служит полноприводное шасси УАЗ. Кузов же — собственного производства, более высокий и комфортабельный, чем у модели -3962. Возможности «Акро» невелики — в нынешнем году фирма сделает сто машин (УАЗ делает около 12 тысяч), но где-то и они будут очень кстати.В репортаже о первом знакомстве с моделью "Ситроен-Ксантия" (ЗР, 1993, № 6) редакция отмечала отсутствие в ее семействе дизельной модификации. Теперь она есть (1905 см 3 , 71 и 92 л.с).ГАЗ ТИПА «ХАММЕР» — что это такое? Летом нынешнего года на одном из полигонов подмосковного военного гарнизона Кубинка во время учений были опробованы новые армейские автомобили, созданные специалистами ГАЗа. Это небольшие полубронированные, очень маневренные машины. Они могут перевозить десантников (до отделения), нести вооружение и специальное оборудование. Новые ГАЗы приспособлены к десантированию, могут плавать и рассчитаны, прежде всего, на нужды воздушно-десантных и мобильных войск. По своему назначению они близки к американским машинам «хаммер», хорошо зарекомендовавшим себя во время боевых действий в Кувейте против иракской армии. Мимолетный сюжет учений в Кубинке с участием российских «хаммеров» был показан по Центральному телевидению. По сообщению военного обозревателя ИТАР-ТАСС, масса нового армейского ГАЗа — 4850 кг, грузоподъемность1500 кг, скорость: на суше — до 70 км/ч, на воде — до 6 км/ч..Заводы ЮжнойКореиизготовилив 1992 году1211 тысяч легковых машин:"Хендэ" — 722 тысячи,КИА - 315 тысяч, "Даэву" - 174тысячи.6ЗА РУЛЕМ 11/93 «ФОРД» ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЯМИ. На фургоны, изготовляемые в Англии, будут в США устанавливать трехфазный электродвигатель переменного тока мощностью 56 кВт, электронную систему управления и аккумуляторные батареи нового типа — натриевосерные. Эту разновидность батарей в свое время первыми разработали фордовские специалисты. Их высокая энергоемкость позволила втрое удлинить пробег между «заправками». Подачу энергии регулирует бортовой компьютер, что также способствует увеличению пробега. В техническом отношении «Форд-Экостар» ушел далеко вперед от электромобилей русских инженеров И. Романова и Ю. Меллера, построенных в самом начале века. Похоже, в конце его вера в электромобили возрождается. Тем не менее президент «Форд ПЯТНАДЦАТИМИЛЛИОННАЯ «ЛАДА» сошла с конвейера ВАЗа. В сентябре 1970 года пресса, телевидение, радио сообщили о том, что на Волжском автомобильном собраны первые машины, которым присвоено имя «Жигули». На заводе стремились изготовить автомобиль № 1 в апреле, к столетию со дня рождения В. И. Ленина. Но главного конвейера еще не было, и 21 апреля заводская многотиражка ни словом не обмолвилась о появлении первой машины. Однако после сентября 1970-го завод быстро набирал темп ив декабре 1973 года собрал уже миллионный автомобиль. Вслед за моделью ВАЗ-2101 были освоены и другие из первого поколения: ВАЗ-2102 — в 1971 году, ВАЗ-2103 — в 1972-м, ЗАЗ-21011 — в 1974-м, ВАЗ-2106 — в 1976-м. С 1977 года здесь развернули выпуск полноприводной «Нивы». Производство «Жигулей» второго поколения, существенно модернизированных специалистами ВАЗа, началось в 1980 году с ВАЗ-2105. За ней последовали в 1982 году ВАЗ-2107 ив 1984-м — ВАЗ-2104.Среди 23 наиболее автомобилизированных стран мира относительные показатели смертности в автомобильных авариях самые низкие в Англии: 94 на миллион жителей, 7,1 — на миллиард километров годового пробега, 115 — на миллион автомобилей (данные английского Министерства транспорта за прошлый год). мотор компани» Гарольд Поулинг отметил, что в этой области «все еще много безответных вопросов. Например, будет ли технический прогресс в аккумуляторной технике в должной мере отвечать законодательным нормам и запросам потребителей. Судьба электромобиля зависит от возможностей усовершенствования батарей». Жизнь на конвейере автомобилей третьего поколения, переднеприводных ВАЗ-2108, разработанных уже своими силами, началась в 1984 году. С 1987 года пошли ВАЗ-2109, а с 1990-го — ВАЗ-21099. Десятимиллионный рубеж завод взял в октябре 1986 года и вот теперь, в конце 1993-го, достиг 15 миллионов. Поздравляем! «Форд-Экостар» — электромобильфургон с натриево-серным аккумулятором. Фото «Форд мотор компани» У «Форда-Экостар» радиус действия без подзарядки — 175 км, скорость — до 113 км/ч, но... масса снаряженной (с батареями) машины — 1410 кг, а грузоподъемность — всего 400. Есть над чем призадуматься! //ЙШЕ^И *Ш" т* щк^ ^ я щД ^ в ^ ^ З К ^ ^ <£&ддо -^дщ^ * * ^ я ^ <- — r *иаham яишт -Qs«_Всероссийское общество автомобилистов (BOA), более известное под прежним названием ВДОAM, отметило в мае 20-летие. В 1992 году оно пополнилось 614 315 новыми членами и сегодня насчитывает 3 миллиона автомобилистов. На средства Общества построено и действует более 580 мастерских и пунктов технического обслуживания, свыше 1 000 стоянок на 400 тысяч мест. В 520 автошколах и учебных пунктах за эти годы подготовлено свыше 2 миллионов водителей транспортных средств.МИЛЛИОННЫЙ УРОЖАЙ ДАЛА «НИВА»: юбилейный автомобиль собран в начале июля на ВАЗе. А первые всходы появились в мае 1977 года, когда началось серийное производство полноприводной модели ВАЗ-2121. Выпуск «нив» в последние годы был стабильным, несмотря на различные экономические трудности: за 1987 год изготовлено 69 419 машин, за 1988-й — 71 910, 1989-й — 74 047, 1990-й — 74 265, за 1991-й — 70 100 и за 1992-й — 72 200. В нынешнем году завершается подготовка к производству модернизированной «Нивы» ВАЗ-21213.Готовые «нивы»: имя им — легион. Пока происходит поэлементный переход, и привычные «нивы» комплектуют на конвейере новыми деталями.ГАЗОПЛАЗМЕННАЯ МЕТАЛЛИЗАЦИЯ изношенных деталей не такая уж сенсация в технике, даже не новинка. Просто хорошая новость, что заказы на ремонт изношенных автомобильных деталей этим методом взялся выполнять центр с ограниченной ответственностью «Веха-1» в Комсомольске-на-Амуре. С помощью электродуговой металлизации там, например, продлевают срок службы коленчатых и кулачковыхТАЛОНЧИКИ ДЛЯ ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА в автобусе и троллейбусе служат маленькой рекламой — к сожалению, пока не у нас, а в немецком городе Эберсвальде-Финов (земля Бранденбург). Взглянув на талончик, можно узнать, например, адрес автомобильного магазина фирмы «Форд» и перечень его услуг или, скажем, автомастерской некоего Франка Раймана. Талончик можно положить в портмоне; он по размеру чуть меньше визитной карточки. Во что обходится такая реклама фирмам, не знаем, но то, что она окупает расходы на печатание самих билетов — точно. Да и пассажирам польза, а о приезжих и говорить не приходится. 2*Посмотрите на наши билеты, конечно, там, где они остались. Качество бумаги похуже, но оборотная сторона пока чистая. Так может, стоит перенять немецкий опыт?AUTOHAUS<МУГ<£Service und Verkaul von Neu- und Gebrauchtwi1300 Eberawalde-Flnow Bergerstmfie 11ВТ2 21 14 будете в курсеКупите талончик городских дел.» "* Barnimer Sue Я7 GeseUschatl <ры)№162193Be-: F&irtantrin faty*. eniwen^i$Щ Ov-.ч <. 1 -Ffthrt it. ТйЖ ; -БЫВШИЙ ЗАВОД КОНЦЕРНА ФИАТ — «Линготто», находящийся в Турине, решено переоборудовать в культурно-торговый центр. Огромное пятиэтажное здание в форме овала длиной (по фасаду) около 500 м — уникальный памятник промышленной архитектуры. С 1919 по 1979 год здесь изготовлено более двух миллионов автомобилей, а число работавших достигало 40 000. Процесс производства шел «снизу вверх», то есть детали перемещались с нижних этажей на верхние, а на крыше находился трек для обкатки готовых автомобилей. Площадь помещений — около 150 000 м2 , а их реконструкция будет стоить (в пересчете) около миллиарда марок. Здесь разместятся магазины, выставочные залы, институты, на крыше — увеселительный парк. Наступит ли время, когда подобная участь постигнет, например, корпуса АЗЛК, многие из которых также честно отслужили более 60 лет?Детали, восстановленные в центре «Веха-1» электродуговой металлизацией. Фото В. Тарабащука валов, а также других деталей в полтора раза. «Веха-1» взялась создать филиалы в других городах России, причем обслуживает она и госпредприятия, и индивидуальных заказчиков. Чего только не сделает частная инициатива!юшх>ЗА РУЛЕМ 11 93 юш>РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА — одно из слагаемых успеха фирмы «Опель» в 1992 году. Ею выпущено 1,08 млн. автомобилей — на 9,2 % больше, чем в 1991-м, а количество занятых сократилось на 6,3 % — с 56 782 до 53 145 человек. Основные заводы «Опеля» изготовили: в Бохуме — 304 000, в Рюссельсхайме — 267 000, в Антверпене (Бельгия) — 374 000 машин. Кроме того, марку «Опель-Астра» по объему продаж превысил рекорд предыдущей модели «Кадет».«Опель» несут автомобили, собранные в Испании, Японии и других странах. В сентябре 1992 года вступил в строй новый завод в Айзенахе (Восточная Германия). Наибольшим спросом пользуется модель «Опель-Астра», изготовленная в прошлом году тиражом 770 000 экземпляров; около 700 000 продано в Западной Европе. Этот автомобиль параллельно выпускают семь заводов: в Бохуме и Айзенахе ( Ф РГ ) , Антверпене (Бельгия), Ажамбуйе (Португалия), Элсмер-Порте (Англия) и Сенготарде (Венгрия).Заволжский завод гусеничных тягачей начал производство 75-литровых бензобаков для "волг". Они взаимозаменяемы с серийными 55-литровыми.Тутаевский моторный завод наряду с дизелями ЯМЗ-8421 для МАЗов и ЯМЗ-8424 для БелАЗов освоил выпуск колес, ступиц и задних мостов к четырехколесному мотоциклу "Восход-ЗДК-175-4ШП".монтируется на стандартное двухосное шасси. Грузоподъемность — 850 кг, полезный объем — 4 м3 . Стенки из панелей с низкой теплопроводностью и холодильная установка позволяют поддерживать в фургоне температуру до —18 °С. Впрочем, если такой мороз вам не нужен, интенсивность охлаждения можно отрегулировать. Все комплектующие — российского производства. Теплоизолирующие панели привозят из Москвы, подходящий холодильный агрегат делают в Ярославле. Серпуховчане утверждают, что объем выпуска определяется исключительно количеством заявок — любой заказ будет удовлетворен. Мини-рефрижератор СеАЗ-«Холэк».Спортивный автомобиль, сделанный как вариация на тему "Лотос-Севен", разработала фирма "Автоспорт-техника" (ACT), отпочковавшаяся от НАМИ. Машина экспонировалась на Первом российском автосалоне в Москве.На свалках в США в настоящее время находится около трех миллиардов автомобильных шин, тогда как утилизируют ежегодно всего 12-18 миллионов покрышек.Самый крупный в мире гараж личных машин — у султана Брунея. В нем — 4000 легковых автомобилей, в том числе три из семи изготовленных машин "Чизета-У16", 63 "Мерседес-Бенц-600 SEC" и 35 "Феррари-Р40".Чешская фирма "Аутопал", изготовитель автомобильного электрооборудования, приобретена компанией "Форд'" Автобусом 1993 года по результатам анкетирования европейских специалистов стал "3eTpa-315HSH" западногерманской фирмы "Кессборер".СТО ЛЕТ НАЗАД, в 1893 году, Рудольф Дизель опубликовал книгу «Теория и конструкция рационального теплового мотора» — описание изобретенного им двигателя с воспламенением от сжатия. 10 августа того же года на немецкой фирме МАН заработал первый опытный образец двигателя Дизеля. Впрочем, на серийном автомобиле — 5-тонном грузовике «Мерседес-Бенц» дизель впервые применили лишь тридцать лет спустя, в 1923-м. Стало быть, тоже юбилей. На нынешний год пришлась и еще одна круглая дата, правда, печальная: 80 лет назад, в 1913-м, Р. Дизель ушел из жизни при таинственных обстоятельствах, , исчезнув с парохода, плывшего в Англию через ЛаМанш. Но после смерти имя изобретателя оказалось увековечено в названии миллионов двигателей, работающих буквально повсюду. Гораздо меньше повезло его соотечественнику Н. Отто, чьим именем называют бензиновые моторы только в Германии.«ТАКСИ ДЛЯ ВСЕХ» — так назвала фирма «Мерседес-Бенц» опытный образец микроавтобуса, переданного для 18-месячных испытаний в Берлин. Внешне он не отличается от обычного, модели MB1000D, но планировка салона й оборудование позволяют брать как здоровых пассажиров, так и инвалидов. Кресло легко вкатить через заднюю дверь (ее нижняя часть с гидроприводомслужит рампой) или боковую сдвижную, на порог которой кладут два алюминиевых трапа. В салоне могут разместиться двое инвалидов в колясках, от трех до шести здоровых пассажиров. Основную работу по переоборудованию микроавтобуса выполнила специализированная берлинская фирма «Тета Веддинг». Переднеприводный автобус оснащен дизелем (2399 см 3 , 75 л. с / 5 5 кВт).СЕРПУХОВСКИЙ АВТОЗАВОД, изготовляющий в год 5 тысяч прицепов уже 6 типов, разработал на их базе 10 специальных модификаций. Среди них автомобильный трайлер, торговый ларек, пчелопавильон и др. Совместно с фирмой «Холэк» (от слов «холод» и «экология») здесь освоено производство минирефрижератора (на фото ) . ОнЗА РУЛЕМ 11/93 ДВАДЦАТЬ СЕМЬ ЛЕТ на конвейере — таков «стаж» модели «Альфа-Ромео-Спайдер». Немногие могут похвастать подобным долголетием, но и для этой машины в минувшем июне наступил день выпуска последнего экземпляра. Всего их сделано 127 205. Изящные обводы кузова (фирмы «Пининфарина») неизменно привлекали восхищенные взгляды. Под стать внешности были мощные, динамичные моторы и высокие ездовые качества. Пережив несколько модернизаций, «Спайдер» сохранил неповторимую красоту, совершенство и был назван одним из самых красивыхЧетыреста тысяч автомобилей ВАЗ, включая экземпляры 20-летней давности, эксплуатируются ныне в Чехии.По данным за 1992 год, английская фирма "Ровер" выпустила 57 тысяч полноприводных машин "Лзнд-Ровер" и "Рейндж-Ровер". Это чуть больше, чем ежегодное производство джипов на УАЗе. автомооилей, когда-либо выпускавшихся серийно. Достигнет ли такого успеха новая модель, которая появится в 1994-м? (Подробнее о «Слайдере» — в журнале АМС, 1993, № 10.)МИЛЛИОННАЯ НАДУВНАЯ ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ установлена на автомобилях «Мерседес-Бенц». Разработку ее фирма начала еще в 1968 году. Однако на серийные автомобили подушка попала лишь в декабре 1980 года. Сегодня надувные подушки на легковых «мерседесах» новых серий входят в обязательное оборудование.На заводе ИФА в Вердау (территория бывшей ГДР), где изготовляли грузовые прицепы, налажена сборка индийских джипов "Махиндра", копирующих "Виллис-МВ" времен второй мировой войны.На лондонском аукционе "Брукс", проходившем в июне, рекордсменом стал гоночный автомобиль формулы 1 "Ванволл-VWlO" 1957 года. Его продали за... 529 тысяч фунтов стерлингов.Испытания подушки.миллионнойнадувнойМежду фирмами "Ровер" и "Хонда" достигнуто соглашение о продаже в Японии английскихджипов "Лэнд-Ровер Дискавери" под маркой "Хонда".РЕФРИЖЕРАТОРНЫЕ ФУРГОНЫ взялся выпускать Красноярский завод автомобильных прицепов. Наладить импорт холодильных установок для них завод сумел, став акционерным обществом и образовав с одной из голландских фирм совместное предприятие «Бесотра». В его программе — двухосный полуприцеп-рефрижератор «Бесотра9772-011-01» снаряженной массой 7800 и грузоподъемностью 11 300 кг. В кузове объемом 36,2 м3 предусмотрены крюки для перевозки туш. Боковые стенки, пол и двери снабжены теплоизоляционным покрытием толщиной 100 мм (передняя стенка и крыша — 150 мм ) . Холодильный агрегат поддерживает в кузове —20 °С, даже если за бортом 30-градусная жара. «Бесотра-9772-011-01» рассчитан на буксировку тягачом КамАЗ со скоростью до 90 км/ч.ЛИТОВСКАЯ ПОЛИЦИЯ приобрела и переоборудовала для своих нужд БТР-60. Теперь бронетранспортер, сменивший оливковую армейскую раскраску на бело-черную полицейскую, будет перевозить драгоценности, деньги, документы, произведения искусства, то есть все то, что в наше не-спокойное время требует надежной охраны. Для этого транспортный отсек оборудован сейфами. Также установлены радиостанция полицейского типа, синий проблесковый маячок, зеркала заднего вида, дополнительное светотехническое оборудование. Фото Л . СуславичюсаШк^яш3 За рулем № 11КАМАЗ ПО-УЗБЕКСКИ. Это означает, что в Набережных Челнах намерены выпускать комплекты узлов для тяжелых грузовиков, а собирать их будут в Узбекистане, где планируют создать свою автомобильную промышленность. В соответствии с подписанным соглашением АО «КамАЗ» окажет Узбекистану содействие в становлении новой отрасли. Ее основу составят несколько совместныхпредприятии, которые на первых порах будут собирать машины из привозных комплектов, а со временем наладят у себя изготовление узлов и деталей. Это соглашение — составная часть договора о торгово-экономическом сотрудничестве, заключенного республиками Татарстан и Узбекистан. Новые горизонтальные связи между регионами начинают работать в более эффективном качестве.«СКАНИЯ», занимающая третье «асто в мире по выпуску тяжелых грузовых автомобилей и седьмое — по автобусам, действует в России по традиционной схеме: продажа — обслуживание — производство. С начала нынешнего года россиянами приобретено около сорока грузовых «еканий». Фирма подписала контракт с подмосковным предприятием «Чеховавтотранс», предусматривающий создание СТО со складом запасных частей. Подобное сервисное предприятие планируют открыть в будущем году ив Санкт-Петербурге. Серийное производство городских автобусов начато в г. Раменское Московской области совместным предприятием «РусСкан» — на автобусные шасси из Швеции будут устанавливать отечественные кузова. Учредителем с нашей стороны стала компания «Инвеставторос».юех>ЗА РУЛЕМ 11 93 Окончание. Начало на стр. 2 проектируют ее с учетом социальных и рыночных факторов — попросту говоря, реальных возможностей покупателя. — Вернемся к ВАЗ-2110. Понятно, что роль верховных распределителей благ и кредитов, их «высочайшего внимания» нынче не та, что прежде. Но представим: если бы Борис Николаевич не увидел в машине объект, ради освоения которого ВАЗ заслуживал короткого кредитования... — Борису Николаевичу машина понравилась. Он, кстати, сел за руль и проехал на ней по территории Кремля. Автомобиль действительно для нашей страны особенный. Во многом — первый. У него двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр, системой электронного управления впрыском топлива, каталитическим нейтрализатором. Одна из модификаций на испытаниях показала скорость 220 км/ч, а с места до «сотни» разгонялась за 8 секунд. Это тоже новые рубежи для отечественных автомобилей. ВАЗ-2110 — переднеприводная машина с хорошо обтекаемым кузовом (коэффициент лобового сопротивления всего 0,31), комфортабельным салоном. А багажник по объему в полтора раза больше, чем у современной модели ВАЗ-21099. Обидно будет, если мы затянем освоение этого автомобиля. Да, «десятка» Борису Николаевичу понравилась, но не это обстоятельство сыграло главную роль в принятии решения. Он прекрасно понимает, что мы выходим на качественно иной уровень работы, получаем шанс укрепиться на мировом рынке. — Но часто между решениями Президента, правительства и их реализацией — дистанция огромного размера... — Мы и не надеемся только на эффект от встреч с Президентом. Ведь приходится принимать во внимание экономические трудности страны, напряженность ее бюджета, различные оперативные задачи. Так что параллельно разрабатываем собственные меры по стабилизации финансового положения, уже претворяем их в жизнь и рассчитываем в первую очередь на них. Сумели быстро стянуть на завод денежные ресурсы, чтобы заплатить поставщикам и предотвратить остановку производства. Признаюсь, ВАЗ находился на грани ее. Но в первую неделю июня, например, удалось получить 53,5 миллиарда рублей, продали 26 миллионов долларов (в валюте и векселях). Это выручило. Но экстренные меры не коснулись жилищного строительства в городе, сооружения больницы. Мы не пошли на сокращение рабочей недели; тогда пришлось бы отправить часть работающих «за забор» либо пропорционально уменьшить зарплату. — Даже так? — Повторяю, это крайние меры. В то же время акционерное общество не может позволить такого, чтобы завод простаивал, а социальная сфера потребляла... Возможно, придется изрядно сократить промышленное строительство: испытательный полигон, корпус пластмассовых деталей. — Очевидно, вложения иностранных инвесторов могли бы существенно помочь ВАЗу уже в ближайшее время? — Работа в этом направлении начата. В нынешнем году я подписал в Люксем10 ЗА РУЛЕМ 11/93бурге кредитное соглашение с иностранными банками. Под залог этого кредита в 100 миллионов долларов банкиры приняли ценные бумаги с оплатой в течение 12 месяцев. По окончании срока они изымаются, а вместо них вносятся другие. Кстати, это первое прямое соглашение между акционерным обществом из России и иностранными банками. Кроме того, получено разрешение на выпуск собственного валютного займа. Залогом под облигации на 450 миллионов долларов послужит наше имущество, в частности изготовленные ВАЗом автомобили. А после того, как пройдет чековый аукцион, сделаем первый выпуск (эмиссию) акций, второй... Тогда, надеюсь, иностранные инвесторы появятся. — Что придает вам уверенности? — Потенциал нашего акционерного общества очень высок: мы даем 7 процентов национального дохода страны. Другого такого завода в России нет. А сколько предприятий стоит за ВАЗом: около четырех тысяч! Возьмите любого нашего поставщика — с ним, в свою очередь, связаны еще десятки заводов, фабрик, фирм. Иностранные инвесторы понимают, что положение, в котором мы оказались, временное. Столь же преходящи и экономические трудности России. — Из-за рубежа, однако, приходит не только помощь в форме кредитов; оттуда ввозят автомобили популярнейших марок... •— Конкуренция — нормальное состояние, она необходима нам для полноценного развития. «Лады», пусть не без труда, выдерживают ее на внешнем рынке, выдержат и на внутреннем. Больше внимания станем уделять отделке, дополнительному оборудованию, чтобы покупатель имел хороший выбор за большие деньги. Что касается качества, оно впрямую зависит от ритмичности работы завода, обеспеченности комплектующими. Признаюсь, в нынешней лихорадке — то стоим, то «бежим» — собрать автомобиль без дефектов просто нельзя. — Тем не менее поговаривают, что высокие налоги на импорт автомобилей не что иное, как протекционизм, попытка оградить российские заводы (ВАЗ — в первую очередь) от конкуренции зарубежных машин. — Знаете, в такой защите мы не нуждаемся. Пока рынок бесконечно далек от насыщения, импортные автомобили сами по себе весьма дороги, продажи их невелики — рановато думать о протекционизме. Наоборот, дать возможность всем торговать как можно шире, предоставить покупателям выбор. А для отечественных предприятий куда важнее те меры, которые помогут обуздать инфляцию, замедлить бешеный рост цен, наладить, как любят говорить экономисты, беспрепятственное движение товаров и капиталов, стабильное денежное обращение. В нормальных условиях мы будем бороться за место на рынке теми средствами, которые применяют все фирмы мира: улучшать качество машин и снижать издержки.деньги получали железо, делали из него «железо» и продавали все то же «железо»... К сожалению, вместе с ним ушло и кое-что нужное, но не выдержавшее конкуренции. Мне думается, что спад дошел до какого-то дна и потому перестал прогрессировать. А дорога к стабилизации еще очень длинная. — Из-за финансовых затруднений ваше акционерное общество, видимо, не будет выплачивать дивиденды по акциям в этом году? — Если выполним все, что наметили, то получим прибыль в размере 190 миллиардов рублей. И достаточно весомый процент от нее сможем направить на выплату дивидендов. Но если дела будут развиваться так, как в мае или середине лета, реализовать планы будет трудно. Нитки главного конвейера словно индикатор работы всего объединения. Мы уже недодали несколько тысяч автомобилей, десятки тысяч сошли некомплектными, а сколько часов простояли конвейеры — не хочется и говорить. Из-за отсутствия оборотных средств мы не оплачиваем смежникам поставки комплектующих деталей и материалов; те прерывают поток деталей — завод встает. Во многих случаях сотрудничество прекращается из-за того, что деньги «не ходят» — со всеми этими купонами невозможно построить нормальные экономические отношения.— Так что же, переводить производство комплектующих изделий из стран СНГ в Россию? — А что остается делать? Например, с предприятий Украины мы во времена Союза получали треть всего необходимого: металл, химические товары, другие изделия. В этом году запланировали получить от украинских смежников только 7 % требуемых деталей, узлов и материалов. Почему? Стало невозможно работать — несовместимость денежных единиц, неустойчивые таможенные правила... Много времени пройдет, прежде чем такие сложности удастся преодолеть. — Наверное, это удастся так же нескоро, как и сформировать сознание собственника. Полагаю, благодаря акционированию ВАЗа этот процесс пойдет быстрее...— Как сказать... Пока большинство людей вообще не понимают, зачем им эти акции. Ну играют там в какие-то игры, бумажки раздают... А человек как жил от аванса до получки, так и живет. И в дивиденды не очень-то верит, и работать продолжает по-старому. Длинную, очень длинную дорогу предстоит проделать, чтобы почувствовать себя настоящим собственником, хозяином. По-настоящему перспективно для нас акционерное общество открытого типа, которое в состоянии свободно оперировать ценными бумагами. Я убежден, что ценные бумаги «Всероссийского автомобильного альянса» привлекут десятки миллионов акционеров от Владивостока до Калининграда. Главное в этом деле — создать условия для инвестирования. А формирование собственников... Не уверен, что доживу — В правительстве, похоже, считают, до времен, когда их станет большинство: что спад производства в России прекрабольно длинная дорога! щается, наступает стабилизация. Вы как практик ощущаете это? — Во всяком случае, спад не прогрессирует. Заметьте, в первую очередь он затронул те отрасли, которые не нужны людям. От него пострадали в основном изготовители, которые за государственные1