18
19
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИАЗЛК-21412Синий "Москвич" 1991 года выпуска ветеран в редакционном парке автомобилей. За это время он пробежал 80 тысяч километров, побывал в руках нескольких водителей, поработал и представительским лимузином, и развозным грузовиком. Мы ни разу о нем не писали - "Алеко" служил в хозяйственном отделе, с утра до вечера колесил по московским улицам, так что использовать его в тестах было просто некогда. Сейчас машину передали журналистам, а значит, пора рассказать, в каком состоянии "сорок первый" после четырех лет интенсивного труда. КУЗОВ Перед началом эксплуатации машину обработали антикоррозионными составами, а в колесные ниши установили пластиковые подкрылки. Но за четыре года ежедневных поездок в любую погоду кузов "Москвича" все же потерял товарный вид: его коррозионная стойкость оставляет желать лучшего. Судите сами: на порогах и нижних кромках дверей краски не осталось - всюду рыхлый слой ржавчины. Сильно пострадали участки днища за ведущими колесами, особенно в местах соединений листов металла: усилительные накладки для установки домкрата, стыки пола с брызговиками и силовыми элементами. Интенсивно развивается подпленочная коррозия. В колесных нишах мастика отваливается пластами, вокруг винтов, крепящих пластиковые щитки к отбортовке крыла, краска вздулась пузырями. Вдоль верхней кромки уплотнителя лобового стекла эмаль отслаивается и гниет крыша. Ржавчина расползается по металлу из-под опоры антенны радиоприемника, нижних уплотнительных накладок боковых стекол, замков дверей и крышки багажника. 18 З РУЛЕМ 12/94 АНе лучше сохранились скрытые полости. Влага основательно поработала в коробах дверей, порогах, поперечине моторного отсека, лонжеронах, силовых элементах. На семидесятой тысяче пробега удалили все ковры шумоизоляции. Единожды намокнув, они превратились в сырую кашу, и под ногами постоянно хлюпало. В жаркую погоду пол наконец-то удалось просушить основательно. Отслоившиеся пласты ржавчины вместе с облупившейся краской удалили с помощью щетки и мусорного совка. Надо сказать, процедуру проделали весьма своевременно: без нее пол прогнил бы через полтора-два года. Словом, состояние кузова критическое, но его еще можно спасти и даже без сварочных работ. Для этого придется срочно перекрасить автомобиль - с полной разборкой, чисткой металла от продуктов коррозии. Затем обновить антикоррозионное покрытие. Желательно не на станции техобслуживания - там машину просто обольют мастикой поверх ржавчины. Днище необходимо очистить железными щетками, обработать преобразователем ржавчины, специальной мастикой загерметизировать сварные швы и лишь тогда нанести антикор. Поверьте, полумеры помогут ненадолго, поэтому либо придется капитально ремонтировать лакокрасочное покрытие, как сказано выше, либо оставить все как есть и вскоре отказаться от этой машины или заменить кузов. Расскажем об одной характерной для "сорок первых" неисправности, которую однажды пришлось устранять и на нашем. От чрезмерных усилий при выключении сцепления на переднем щите лопнула площадка (в нее упирается оболочка троса сцепления). Панель заварили, а через некоторое время заменили изношенный диск и "корзину". С тех пор дефект больше не повторялся. Однако лучше не дожидайтесь, когда в дальней дороге провалится педаль, а сразу после покупки автомобиля поручите опытному сварщику усилить это место.Настоятельно рекомендуем беречь двери своего "Москвича". Их замена после аварии - дело хлопотное, ибо способ крепления петель сваркой, пусть удобный для производства, но в эксплуатации и при ремонте трудоемок. Демонтаж разбитой детали - автогеном или зубилом с кувалдой, крепление новой - сваркой. А если дверь, упаси Боже, перекошена в проеме - гнуть стойки или повторять операции со сваркой и зубилом? Мы пользовались такой технологией. Берете запасную часть из магазина. Выколоткой выбиваете трубчатую ось из дверной петли. Ту часть, что приваривают к стойке, выкидываете. Срубаете поврежденное "железо" со старой петли; сама она должна целой и невредимой остаться на машине. Сразу вынуть "прикипевшую" трубку все равно не получится, только разгромите автомобиль: пороги, сиденья или панель приборов. Затем нанесите на соединение петли смазку (WD-40 или подобную ей), тормозную жидкость, в крайнем случае аккуратно погрейте паяльной лампой. Выбейте трубку (теперь у вас есть пространство для взмаха кувалдой) и удалите ту часть, что была приварена к разбитой двери. Навесьте целую дверь - две половинки петли, старая и новая, соединятся в одну деталь. Трубку забивайте на место не до упора - сначала убедитесь, попала ли дверь в проем, проверьте работу замков. В случае необходимости при снятой двери можно подогнуть одну из частей петли. Потом забейте трубку окончательно. Единственным утешением владельцу "Москвича" послужит то, что начинку двери снять и поставить на место легче, чем на других автомобилях: здесь-то все детали привинчены. Поэтому нет опасений сломать одноразовые пистоны крепления обивки, не нужны специальные съемники для ручек стеклоподъемника, а уплотнительные резинки не надо приклеивать каким-нибудь дефицитным клеем. ДВИГАТЕЛЬ О потребительских качествах силового агрегата УЗАМ-331.10, установленного на "сорок первом", знают, пожалуй, даже начинающие автомобилисты. Его имидж давно сложился - окончательный и "обжалованию" не подлежит. Не будем повторяться, ограничимся фактами. Восемьдесят тысяч мотор перенес вполне благополучно: компрессия в норме, угар масла незначительный, расход топлива на трассе - около восьми литров на "сотню". Техническое обслуживание замену масла, фильтров, регулировку клапанов - делали регулярно и, как говорится, результат налицо. Что меняли или ремонтировали? Недавно установили новый ремень генератора. Однажды пришлось поменять радиатор - он потек без видимых на то причин. Но нет худа без добра - в отличие от других "сорок первых", в нашем остальные соединения системы охлаждения обладают завидной герметичностью. Положили кусок резины под термостат: он расположен неудачно и на некоторых машинах протирается о блок цилиндров до дьр. Масло сочится только через прокладку клапанной крышки, но с этим дефектом легко бороться - достаточно после очередной регулировки клапанов посадить ее на герметик. А вот винты поддона со шлицами под отвертку рекомендуем заменить винтами с шестигранной головкой. Их можно как следует протянуть торцевым ключом и устранить течь через прокладку масляного картера раз и навсегда. Несколько слов о детонации, которую отдельные "знатоки" по-прежнему называют "звоном пальцев". Напомним. УЗАМ331.10 очень чувствителен к качеству топлива. Бытует мнение, что достаточно установить опережение зажигания точно по меткам,пользуясь стробоскопом или контрольной лампой, и двигатель будет работать нормально. Это заблуждение! Конечно, приборы не обманывают, но нужнообязательно учитывать качество топлива, загрузку автомобиля и, как показал опыт, температуру воздуха. У любителей действовать в соответствии с инструкцией к стробоскопу мотор будет "звенеть" даже на первой передаче. Не губите его! Сначала установите угол опережения по меткам. Потом в самое теплое время дня подкорректируйте зажигание. Разгоните загруженную машину до 50 км/ч, включите четвертую передачу, резко нажмите педаль газа до упора. Детонация должна быть кратковременной, то есть двигатель обязан "звякнуть" всего несколько раз. Если же он разогнал "Москвич" до 60 км/ч и продолжает детонировать - "припоздните" зажигание. Вообще говоря, по этой, весьма грубой методике необходимо корректировать угол опережения после каждой заправки бензином или изменения загрузки "Москвича". Поэтому опытные автомобилисты устанавливают на свои машины электронные октан-корректоры с регулировкой из салона. Благодаря карбюратору типа "Солекс" двигатель на нашем "сорок первом" обычно неплохо заводится в мороз. В тех же случаях, когда мотор начинал капризничать, некоторые водители первым делом выворачивали свечи, чтобы прокалить их в пламени газовой плиты. Результат многоразового снятия - срыв резьбы в головке блока цилиндров. После восстановления резьб метчиком свечи удалось ввернуть обратно, но две из четырех держатся на честном слове. Вывод прост - если двигатель не завелся, не хватайтесь за свечной ключ, лучше поищите настоящую причину неисправности. Нам, например, посчастливилось найти весьма коварный дефект. Со временем крышка перчаточного ящика стала закрываться неплотно. В поездках она немного сдвигалась от тряски, и внутри ящика включался свет. Со стороны это трудно заметить, а в морозные ночи маленькая лампочка разряжала пожилой аккумулятор. Утром стартер еле вращал коленчатый вал, слабая искра неподжигала бензин, свечи заливало, их выкручивали и... А нужно-то было лишь плотно прикрыть вечером крышку "бардачка". ТРАНСМИССИЯ Коробка передач поначалу нареканий не вызывала, но когда "Москвич" пробежал 60 000 км, она начала громко шуметь на всех передачах. То ли качество изготовления такое, то ли сказались большие нагрузки: автомобиль оборудован сцепным устройством и частенько таскал прицеп, полный журналов, ими же до потолка забивали салон с багажником. Громкие звуки в коробке на ход нашего "сорок первого" не повлияли, разве что иногда с трудом включается первая передача. Агрегат решили пока не разбирать. К счастью, он не спешит ломаться - по-прежнему "ласкает" слух. Сцепление доставило массу хлопот с ним возились то и дело. Сейчас на машине работают уже четвертый диск, третья корзина и новый выжимной подшипник. Дважды меняли трос. О дефекте кузова, связанном с "тугим" сцеплением, мы упоминали. Скоро потребуют замены шарниры равных угловых скоростей. В левом приводе появились значительные люфты, особенно во внутреннем шарнире (который ближе к коробке передач). В одном из ближайших номеров журнала мы продолжим разговор о "Москвиче": расскажем о ходовой части, механизмах управления,электрооборудовании. И уж коли речь зашла об электронике, на прощание дадим совет: защитите прерыватель-распределитель от воды. Если зима будет с оттепелями и дождями, вода, стекающая с капота, может "закоротить" клеммы прибора и мотор "не заведется". Чтобы этого не случилось, закрепите под передней декоративной решеткой напротив прерывателя-распределителя лист фанеры, оргалита или закройте часть решетки, например, кожзаменителем. В. КРЮЧКОВЗА РУЛЕМ 12/94 19