36
37
38
39
40
41
! '/'^шШвЩVMONDIAL QE LAUTOMOBILEЁ36ранция просто немыслима без традиционной автомобильной выставки: ведь первая состоялась в Париже 99 лет назад . —I и дала начало всем международным автомобильным салонам, шоу, экспозициям. Тут есть определенная историческая закономерность. К июлю 1895 года в этой стране уже десятки фирм изготовляли автомобили - бензиновые, электрические и паровые. Летом 1894 года прошли первые в мире автомобильные состязания по маршруту Париж-Руан. И что, пожалуй, самое главное, Франция располагала 486 тысячами километров дорог с твердым покрытием - столько в России сейчас... Словом, уже на заре века французы почувствовали вкус к автомобилям. Нынче в стране 29,45 миллиона машин; ежегодно их продают 1,72 миллиона, а выпускают и того больше - 2,3 миллиона штук, из которых половина идет на экспорт. Выпуском автомобилей и комплектующих к ним, сервисом, ремонтом и т. п. заняты три миллиона французов (из 60 миллионов населения). Тогда, 99 лет назад, первому Парижскому салону, где демонстрировались два с лишним десятка машин, хватило павильона в3 тысячи квадратных метров. Последний же, который работал 11 дней, занимал семь павильонов общей площадью 150 000 м2 , да демонстрационные участки на открытом воздухе - еще 30 000 м2 . НаЗА РУЛЕМ 12/94этой территории - экспонаты 887 фирм. Кроме легковых автомобилей - джипы, мотоколяски, легкие фургоны, электромобили. Специальные экспозиции, где представлены танки и бронеавтомобили, машины, снимавшиеся в кино, старинные гоночные автомобили, масштабные модели-копии, автомобильная литература. Столь разнообразные экспонаты привлекли в выставочный комплекс Порт Версаль свыше миллиона посетителей, хотя входной билет стоил недешево: 45 франков или 9 долларов. Парижская выставка в последние годы называется всемирной. Действительно, на ее стендах была продукция из 35 стран, включая Россию, но среди фирм-экспонентов 51 % составляли французские предприятия. Причем легковые автомобили массового производства представляли три марки: "Рено", "Пежо" и "Ситроен". Заметим, что 55 лет назад, накануне второй мировой войны, в республике выпускались автомобили 21 марки. Наряду с широчайшим ассортиментом серийных моделей французская троица показала очень интересные концепт-кары: именно они стали гвоздями выставки, которая без них превратилась бы просто в автомобильную ярмарку. Между прочим, Жак Пуассон, заведующий отделом связи с прессой в "Рено", подчеркнул, что посетителями, кроме коммерческого интереса, движет любовь к автомобилям. Покупку новой машины можно оформить ив магазине, но в том, чтобы приобрести ее на выставке. многие находят особый шарм.о си£XМ КС 1-Z19" П оверьтемне , Пар ижский салон был , е стьи будет всегда самым представительным"."Фольксваген" нес новый "Поло" в ысоко , как знамя. Парижане буквально ломились к стендам с новыми моделями (их список мы публикуем отдельно), и даже экспозиция ВАЗа, где стояли 12 машин, в том числе (впервые за рубежом!) три модификации "десятки", собрала свой урожай зрителей. Новые модели можно было опробовать на ходу, правда, не на территории Салона. В главном павильоне, откуда ни поглядишь, взор натыкался на гигантские синие буквы "Рено". Под ними - бестселлер года, модель "Лагуна" (ЗР, 1994, № 7 и 8), более богато, чем прежде, оборудованная "Рено-19", электромобили на базе легкового "Клио" и микроавтобуса "Мастер" и, конечно же, футуристическая "Рено-Твинго" в новой комплектации. Малышку "Твинго" с однообъемным кузовом теперь комплектуют автоматическим сцеплением "Изи", электрическими стеклоподъемниками, центральной блокировкой дверных замков. Весь набор удорожает "Твинго" только на 8%, или до 61 тысячи франков (12,4 тысячи долларов). Попутно заметим, что самый деше-вый на французском рынке - наш ВАЗ21081 с 1100-кубовым мотором. Он идет за 39 900 франков (8 тысяч долларов). Рядом с практичными "рено" - концепт-кары "Людо", "Модюс" и "Эспас-П". Очень любопытен "Людо", выполненный на узлах "Твинго". Его представили как "Ситроен-2СУ" XXI века, универсальную машину, ориентированную на молодежь. Но ес-вводимые в Европе с 1996 года, заставляют конструкторов всерьез считаться с этой программой, называемой "Евродвигатель-2". Пробуют различные конструкции, работающие на обедненных бензовоздушных смесях, на природном газе, экспериментируют с электромобилями ис гибридными силовыми установками. Покатавшись на новом "Рено-Клио" или "ФИАТ-Пунто","Пардон, месье, но там все-таки дизель!" Новую "Хонду-Сивик" выпускают не в Японии, а в Англии. поклонники скоростной езды иной раз бурчат : " Н е подхватывает". "плохой разгон", "вялый мотор". Но что поделаешь, новая инженерная философия постепенно берет верх, и. например, в качестве первого шага 1150-кубовый мотор "Людо" ориентирован на сжиженный природный газ. А для другого концепт-кара "Модюс" специалисты "Рено" выбрали гибридную установку. В городе машина движется благодаря двум электромоторам, питающимся энергией от аккумуляторов. Для езды в пригородах служит миниатюрная газовая турбина, которая вращает "переменник", а он, в свою очередь, дает ток тяговым электродвигателям и подзаряжает батареи. Но намек на самое интересное - в названии этого автомобиля, которое отражает модульную конструкцию. Сразу после кабины водителя на "Модюсе" П-образная рама, куда вставляется модуль. Это либо коробка фургона на 600 кг, либо кузов такси, либо салон микроавтобуса с продольными скамьями на 6 человек. Водитель может установить любой модуль (как, впрочем, и отъединить), не выходя из кабины. Еще один опытный образец - "ЭспасF1", разновидность однообъемного минивэна "Эспас" на 17-дюймовых колесах с двигателем (10 цилиндров, 3500 см 3 ) и трансмиссией от машины формулы 1. Максимальная скорость этого "штучного" автомобиля - 300 км/ч, а набор "сотни" с места занимает 6,3 секунды. Назначение "ЭспасF1" - быть на гонках формулы 1 машинойЗА РУЛЕМ 12/94ли на "Ситроене" юноша пятидесятых годов мог, кроме друзей, захватить с собой только гитару, то в "Людо", образно говоря, найдется место и для контрабаса, хотя длина автомобиля всего три с половиной метра. Переднеприводный "Рено-Людо" оснащен четырьмя сдвижными дверями. При тесной парковке заметно облегчаются вход-выход пассажиров, загрузка-выгрузка громоздкой поклажи. Отсутствие центральной стойки кузова несколько снижает его жесткость на кручение. Поэтому логично, что у "Людо" более жесткое днище и пороги увеличенного сечения. В этой машине сиденья без труда можно разложить, снять, переставить - словом, "обставить" салон, как вам удобнее и, главное, быстро. Жесткие требования к токсичности,37 Шасси "Рено-Модюс" без модульного кузова.Два концепт-кара "Рено": "Людо" и "Модюс".стица, как расшифровывает это слово любая энциклопедия. Четырехместную машину с однообъемным кузовом длиной всего 3,32 м приводит в движение 30-киловаттный электромотор. Источник энергии - батарея никель-кадмиевых аккумуляторов, которая позволяет без зарядки проехать 110-150 км и развивать скорость до 105 км/ч. Электромобиль "Ион" во всех других от-сопровождения ("сейфти-кар"), не больше. Другой "кит" французской автомобильной индустрии, "Ситроен", представил новую серийную модификацию "Ксантии" (ЗР, 1993, № 6) с усовершенствованной активной подвеской колес - гидропневматической, имеющей электронное управление. Поэтому называется она "Ксантия-Актива". Новая подвеска исключает крен машины на поворотах. Среди выставленных 22 "ситроенов" можно было также видеть модели AZ, ZX, "Ксантия" с новым оформлением передка, новый дизель для семейства АХ, электромобиль, впечатляющий "Ситроен-ZX-Panли-Райд". Достойное место на стенде фирмы занимали новинки года - мини-вэн "Эвазьон" и фургон "Джампер". Особняком стояла перспективная модель XXI века "Ксаная". Это четырехдверный "однообъемник" без центральной дверной стойки. Его сиденья владелец может разместить в салоне по своему вкусу. Добавим сюда ветровое стекло, органично переходящее в прозрачную часть крыши, экстравагантный дизайн и окраску машины, изменяющую свой цвет, как хамелеон, в зависимости от освещения и угла зрения. "Ксаная" 38 ЗА РУЛЕМ 12/94заимствовала от "Ксантии-Актива" не только уникальную подвеску колес, ряд узлов и... женское имя. А что нового у "Пежо"? Прежде всего, разновидность модели -306 с кузовом "седан" (раньше были лишь "хэтчбеки"). Общее количество модификаций в семействе -306 теперь достигло тридцати восьми. У новинки очень вместительный (0,463 м3 ) багажник, на 0,06 м3 больше, чем у его одноклассника ВАЗ-21099. Во Франции, да ив Европе очень велик спрос на дизельные модификации. Именно "Пежо" известен весьма экономичными дизелями - например, XUD9-TE (1905 см 3 , 70 л. с ) , который обеспечивает "Пежо-306" при скорости 90 км/ч расход топлива, равный 4,6 л/100 км, при 120 км/ч 6,3 л, в условном городском цикле 7 л/100 км. Наряду с хэтчбеками и седанами фирма "Пежо" делает и кабриолеты, очень изящные и практичные. Сейчас они вновь популярны, будучи, однако, на 12-15% дороже базовой модели. Разумеется, и "Пежо" не мог выйти в Салон без концепт-кара. Он назывался "Йон", то есть электрически заряженная ча-ношениях (плавность хода, уровень комфорта, характеристики управляемости) не уступает современным серийным автомобилям. Он четырехместный; тонированные стекла поглощают 80% ультрафиолетового излучения солнца. Необычно открываются двери: замок срабатывает от касания (пальцем, локтем) сенсорной площадки. На первый взгляд кажется, что нет и фар. Но приглядевшись, можно обнаружить интегрированные с нижней кромкой ветрового стекла "миндалевидные глаза". Это находящие нынче все более широкое распространение так называемые фары эллипсоидного типа. Раз "Ситроен" демонстрировал машину для ралли-рейдов, а "Рено" - автомобиль формулы 1 со своим мотором, то и "Пежо" решил не отставать - выставил "Мак-Ларен" с гоночным двигателем "А6", который уже, кажется, вышел из стадии "детских болезней". Другие фирмы? "Фольксваген" пред- ставил новый "Поло". Он на 300 миллиметров короче старшего брата "Гольфа", комплектуется двигателями 1296 и 1598 см 3и стоит между "Таврией" и ВАЗ-2108. Кроме этой машины, "Фольксваген" совместно с "Фордом" начал выпускать в Португалии мини-вэн, который называется соответственно "Шаран" или "Галакси". Однообъемные мини-вэны (наш журнал чаще имено-ВЫСТАВКИ, САЛОНЫвал их УПВ - универсал повышенной вместимости) стали желанной покупкой для автомобилистов совсем недавно, ассортимент их моделей непрерывно пополняется. Среди них - "Мицубиси-Спейсгир" - шестиместный "однообъемник" с двумя дверями в правом борту и одной - в левом. Однотипную машину "Превия" (новой модели) показала "Тойота". Ее особенность - расположенный под полом силовой агрегат. Немало новинок увидели посетители Парижского салона среди джипов. И прежде всего, "Рэйндж-Ровер", 24 года ускользавший от поветрий моды. Впрочем, он сам задал тон и моде, и техническим тенденциям. Вспомним хотя бы постоянный привод на все колеса и зависимую пружинную подвеску колес, вызвавшие немало подражаний. Новый ив то же время традиционный "Рэйндж-Ровер-2" выделяется среди джипов электронно-пневматической подвеской колес и электронным контролем тягового усилия. А южнокорейский завод "Ссан-Йонг", пока нам малоизвестный, удивил неожиданно удачной полноприводной моделью "Муссо-602". Она пришла на смену прежней модели "Корандо", выросшей из лицензионной "Исудзу-Трупер". Между прочим, "Муссо-602" оснащают пятицилиндровым дизелем "Мерседес-Бенц" (2874 см 3 , 95 л. с ) . Еще любопытная машина, тоже полноприводная, тоже с Дальнего Востока, но уже из Японии - "ToHoTa-RAV-4", она же "Фан-Крюйзер". По габариту очень близка к нашей "Ниве", только японская на 100 кг легче и имеет двухлитровый 129-сильный мотор. У южнокорейской фирмы "Киа" вариация на тему "Виллис-МБ" (она называется "Рокста"), только в архисовременном исполнении. Сколько же новинок из этого региона? Вот - "ТатаТелькоспорт", индийского производства. Очень джипообразная машина, но колесной формулы 4x2 новинка для всех. А полноприводная модификация - возможно, в перспективе. Весьма трудно охватить необъ-Пульт управления "Ионом" с гибридной силовой установкой. Мировые дебютанты Парижского салона"Айксам-Рекорд" (Ф), "Альфа-РомеоKyne-GTV" (И), "Альфа-Ромео-Спайдер" (И); БМВ-750 IAL (Г), БМВ-318 tds (Г); "Лада-110", "Лада-111", "Лада-112" (Р), "Лиж ье - ^ б " (Ф), "Лянча-Каппа" (И); "Мазда323" (Я), "Микрокар-Лира" (Ф), "МицубисиСпейсгир" (Я), "Мерседес-Бенц-SLK" (Г);"Ока-1113" (Р), "Ольез-Кабрио-ZX" (Ф); "Пежо-Йон" (Ф), "Пежо-ЗОбБР," (Ф), "Порше-Каррера-4" (Г); "Рэйндж-Ровер" (А), "Рено-Людо" (Ф), "Рено-Модюс" (Ф), "РеHO-FI-Эспас" (Ф); СААБ-900 (Ш), СААБ9000 (Ш), "Ситроен-Ксаная" (Ф), "Ситроен-Ксантия-Актива" (Ф), "Субару-Легаси" (Я); "Тата-Телькоспорт" (Ин), "ТойотаФан-Крюйзер" (Я); "Феррари-Р355" (И), "ФИАТ-Чинквеченто-Спортинг" (И),"Мерседес-Бенц-SLK", у которого тент скла дывается гидроцилиндрами за 25 секунд.Два с половиной метра "бесправного" автомобиля "Лижье-и316". Экспериментальный "Эльф" из Тольятти.ятное - все новинки. Например, сверхмалый "Лижье-JSie", для управления которым во Франции не нужны никакие "права". Этот автомобиль длиной 2,5 метра ис 503кубовым мотором выдержал даже "крэштест". На других стендах сверкали яркожелтые "лотосы-эспри-спорт-300", которых делают полсотни штук в год, и сверхбыстроходные "бугатти" с 12-цилиндровыми моторами. Но умы посетителей волновали не только экзотичные модели. Компактный спортивный "Опель-Тигра" (уже выпускаемый серийно) и одетые в новые модные кузова "Мазда-323", "Субару-Легаси", "ФордСкорпион". Многих заинтересовал двухместный кабриолет "Мерседес-Бенц-SLK", серийный выпуск которого, возможно, начгода через полтора, и дебютантка "Лянча-Каппа" (она сменит "Тему"), которую уже можно купить. Среди новшеств, юдренных в этой модели, - пяти(^цилиндровый двигатель. ции "лады" не пользовались у франв особым вниманием: даже -2110 (се-2111 (универсал), -2112 (хэтчбек). На фоне изобилия Парижского салона они выглядели скромницами. Модификация давным-давно известной "Нивы" на этот раз была показана с 80-сильным двигателем,оснащенным впрыском бензина. Две "Оки", одна с электродвигателем, другая с 750-кубовым мотором - по сути, опытные образцы, не представляли особого коммерческого и познавательного интереса. Только экспериментальный "ВАЗЭльф" (с агрегатами. "Оки") стоял как-то особняком среди трех серийных "самар" (ВАЗ-21081, ВАЗ-21099 и ВАЗ-21093). Они, несмотря на новую эмблему, остались, как многолетние фикусы, теми же, что были шесть или восемь лет назад. Двухдверный кабриолет на базе ВАЗ-2108 с четырьмя фарами выглядел как автомобиль с двойным гражданством: базовая машина приходит из России, "шлифовку" ей придают в Бельгии, а дизайн разработал бывший тольяттинец, а ныне житель Амстердама - Владимир Ярцев. Нельзя обойти вниманием и боевые машины, которые демонстрировали сухопутные войска Франции: средний танк "Леклерк" с гидропневматической подвеской колес, различные бронемашины фирмы40ЗА РУЛЕМ 12/94 "Фольксваген-Поло" (Г), "ФольксвагенШарон" (П). "Форд-Скорпион" (А), "ФордГалакси" (П); "Хёнде-Пони" (К), "ХименесГТ" (Ф), "Хоббикар-Пасспорт" (Ф), "ХондаСивик" (А); "Эрад-Агора" (Ф); "Ягуар4.0XJR" (А). Сокращения: А - Англия. И - Италия, Ин - Индия, К - Южная Корея, П - Португалия; Р - Россия, Ф - Франция, Ш - Швеция, Я - Япония."Тигра" - спортивный зверь, выросший из "Опеля-Корса"."Панар". Пять тысяч журналистов посетили Парижский салон. У всех в репортажах, обзорах, зарисовках - свои заключения и мнения. Но в оценках технических тенденций почти все единодушны. Прежде всего, это была действительно грандиозная всемирная выставка. И еще четыре важных вывода: распространение однообъемных моделей, подтягивание по уровню комфорта малых моделей к большим, возврат доверия к кабриолетам, ужесточение борьбы с вредными выбросами. Следующий Парижский салон - в 1996 году. Что он добавит к этому перечню тенденций? Париж Л. ШУГУРОВ, спец. корр. "За рулем" Фото В. Панярского и из архива ЗР"Форд-Галакси" (он же "Фольксваген Шарон") выпускается в Португалии.Приверженцы "отдельных" багажников, вам - "Пежо306SR".ЗА РУЛЕМ 12/9441