24
25
ТЕСТВ большом городе зимой неуютно: тротуарах - серый снег, на мостовой каша из песка, воды, соли. Через несколько минут все ветровое стекло в грязи, "дворники" только размазывают ее. А выглянет солнце - грязь на стекле рассеивает свет: ничего не видно. Но остановиться, протереть стекло как следует-нельзя, машина в потоке.ЧИСТЫЕ СТЕКЛА И ЖИДКОСТЬ Б Б'АЧМногим водителям приходилось бывать в такой ситуации, а некоторые, к сожалению, пострадали: кто-то не разглядел сквозь грязное стекло, что машина впереди остановилась, кто-то сам оказался жертвой "слепого" водителя. Конечно, есть омыватель, да вот беда: вода зимой замерзает. В некоторых моделях бачок омывателя расположен недалеко от двигателя или в салоне - лед в нем через некоторое время тает. Но, во-первых, не сразу, а во-вторых, вода все-таки замерзает в соплах омывателя. Так что совет бывалых автомобилистов перенести бачок в салон - явно не панацея. Есть еще старый шоферский совет: залить в омыватель водку. Пожалуй, сейчас он актуален, как никогда раньше: сей продукт перестал быть дефицитным, а качество его настолько ухудшилось, что собственный организм лучше не травить. Нынешняя водка только для мытья стекол и годится. Да и то не совсем, поскольку очищает стекло хуже, чем специальные средства. О них и пойдет речь. Незамерзающие жидкости для заправки омывателей содержат, кроме растворителя (это этиловый спирт, он же ив водке, но чаще - изопропиловый или иной низкомолекулярный), еще поверхностно-активные вещества (ПАВ). Растворители, естественно, растворяют загрязнения, но не только: они делают жидкость незамерзающей. ПАВы как бы отклеивают, отдирают грязь от поверхности, а затем присоединя24 ЗА РУЛЕМ 12/94 ют к себе. Так их вместе и удаляют со стекла. И мы не задумываемся, что при мытье стекол происходят сложные физические и химические взаимодействия. Не станем здесь углубляться в научные дебри, заметим лишь, что жидкости для очистки стекол должны удовлетворять противоречивым требованиям. Кстати, очистка - технический термин. Специалисты-химики никогда не говорят "мойка" или "мытье". Итак, о требованиях. Жидкости "обязаны" растворять всевозможные загрязнения, но ни в коем случае не резину уплотнителей и лакокрасочное покрытие. Конечно же, они не должны замерзать и, что весьма важно, высыхая, образовывать осадок, который мог бы препятствовать обзору. Помнится, одна из первых отечественных жидкостей для заправки омывателя не удовлетворяла последнему требованию и, высохнув, покрывала стекло белым налетом, который был не прозрачнее дорожной грязи. Вскоре опасную новинку сняли с производства. Другие составы проходили строгие испытания, выпускались согласно утвержденной документации, да и разливали их в "фирменные" бутылки. Один из препаратов времен нерушимого СССР "Автоочиститель стекол "Ветро" - мы для сравнения внесли в таблицу. Теперь предприятиям даровали свободу, и, кажется, все, кто имеет доступ к растворителям, бросились изготовлять незамерзающие жидкости. При этом, похоже, уже никто ничего не утверждает и не испытывает. На прилавках магазинов - бутылки с доселе неизвестными названиями, а уж о "фирменной" таре можно только вспоминать. Мы познакомились со свойствами некоторых составов и убедились: на нынешнем витке пресловутой "исторической спирали" появились такие, что сначала очищают, а потом... загрязняют стекло. Один из них - "Стеклоомывающая жидкость "Обзор" волгоградского ПО "Химпром". Размазанная "дворниками" по стеклу, она, высохнув, обзор-то и закроет. Вдобавок, чем чаще пользуешься омывателем, тем толще белый налет, и наступает момент, когда приходится смывать его теплой водой. "Обзор" другого химкомбината - Рошальского - оставил осадок поменьше, другие опробованные препараты - вовсе незначительный. Самой хорошей оказалась старая жидкость "Ветро". К тому же она, в отличие от других, не имела резкого неприятного запаха, а пахла парфюмерией. Да и цвет у нее приятный - голубой. Впрочем, цвет не так важен, а вот дурной запах ни к чему: если жидкость попадает на руки, они долго "благоухают". В странах с развитым рынком такие препараты покупать бы не стали: там потребители не терпят даже маленьких неудобств. И правильно делают! Агрессивный запах навел на мысль, что обладающие им жидкости небезопасны для резиновых уплотнителей и краски. Однако при коротком тесте мы повреждений не обнаружили. Что касается длитель- ной эксплуатации, то понять, что больше вредит покрытию - соль на дорогах, нарушения технологии окраски или агрессивные жидкости, - сложно. Цены на очистители стекол - примерно как на водку, которую, как было сказано, иногда используют в тех же целях. Для экономии жидкости можно разбавлять: чем выше температура воздуха, тем больше. Пропорции должны быть указаны на этикетке, однако некоторые изготовители почему-то не сообщают столь полезную информацию. Иначе, как неуважением к потребителю это не назовешь. Универсальный совет, сколько добавить воды, дать трудно, поскольку концентрация незамерзающего компонента в препаратах различная. Однако при температуре до -5°С обычно можно разбавлять вдвое, не опасаясь, что жидкость замерзнет. Летом вполне можно заливать в бачок омывателя состав из 90% воды и 10% очистителя стекол. "Подождите, а зачем пользоваться незамерзающей жидкостью летом?" - наверное, опешили некоторые читатели. Дело в том, что останки насекомых, масляные пятна, брызги от некоторых шампуней и полиролей вода не смывает. Вместе с дорожной грязью они образуют белые или радужные пленки, которые затрудняют обзор, рассеивают солнечный свет и лучи фар. Тут-то и поможет небольшая порция незамерзающей жидкости. Теперь попытаемся дать советы покупателям. Как показали наши опыты, очиститель "Ветро" 1990 года выпуска, чудом сохранившийся у одного из сотрудников, работает лучше нынешних средств, которые мы купили в московских магазинах. Хуже всего показался волгоградский "Обзор", хотя, наверное, лучше уж такая подмога, чем никакой. Рынок у нас все еще дикий: конкуренция слаба, и некачественные продукты не вытесняются полноценными. Ассортимент товаров в регионах различен, поэтому дадим общие советы. Первый относится не только к жидкостям для стекол. Серьезный изготовитель обычно не "стесняется" написать свое имя на этикетке. Надписи могут быть нанесены печатным способом и на самой бутылке.Этикетка же, обычно многоцветная, должна быть наклеена ровно (если это делает автомат - значит, производство массовое, а не кустарное). Второй совет: не покупайте сразу много - возьмите сначала одну упаковку и проверьте, как работает препарат. Несколько слов о других средствах для улучшения обзора. Большая группа препаратов не предназначена для заливки в бачок омывателя. Их наносят на стекло, а затем располировывают салфеткой или смывают водой. Некоторые упакованы в аэрозольные баллончики. Эти средства помогут зимой смыть радужную пленку и "сало" со стекол. Раньше выпускали еще одно очень полезное средство - "Автоантизапотеватель". Может быть, где-то делают и сейчас, только на московских прилавках его не видно. Все знают, что осенью или в теплую, влажную зиму стекла сильно запотевают, и это затрудняет обзор. Если их протереть, то через некоторое время они запотевают снова. Электрообогреватель (если он есть) спасает только заднее стекло. Особенно досаждает это явление тем, кому приходится подолгу сидеть в неподвижной машине (например, водителям персональных автомобилей). Одной обработки названным выше препаратом хватит, чтобы стекла не запотели пять дней, а то и неделю. Принцип действия основан на том, что препарат не отталкивает влагу, как можно предположить, а наоборот, притягивает. Вода покрывает стекло не мелкими каплями, а сплошной прозрачной пленкой, через которую хорошо видно дорогу. Притягивают влагу уже упоминавшиеся ПАВы, а закрепляют их на поверхности стекла специальные вещества, образующие пленку. Антизапотеватели обычно продают в аэрозольной упаковке, чтобы их можно было нанести на стекло тонким слоем. Средство в какойто мере препятствует и обледенению стекол. Жаль, что сейчас его нет в продаже. Подведем итог: химикам есть что предложить автомобилистам, причем для этого не нужно ничего изобретать: достаточно вспомнить и пустить в дело старые, проверенные рецепты. А нужда в этом есть, и немалая. Отдел испытанийПримерно полтора года назад "За рулем" (1993, № 5) обратился к читателям с довольно необычным предложением. "Мы, - сообщала редакция, - приглашаем на переговоры о сотрудничестве в журнале (в штате, по соглашению, совместительству и т. д.) тех, кого привлекает журналистская работа в популярном автомобильном издании, кто чувствует в себе силы и способности для этой работы и кто хотел бы получать за нее достойное вознаграждение". Идею такого обращения одобряли далеко не все наши сотрудники: если ты знаешь автомобиль и тянешься к журналистике, без приглашения найдешь дорогу в журнал. Они все-таки ошиблись... Десятки телефонных звонков, писем получили мы тогда. Не будем кривить душой: немногие из предлагавших свои услуги сдали "экзамен" - прислали, как это было обусловлено, "пробу пера" - рукопись (тему ее и жанр определял сам "абитуриент"). Но зато среди тех, кто представил материалы для журнала, нашлись истинные знатоки автомобильной темы, способные к тому же к журналистской работе. Имена одних, скажем, Твердунова, Чуйкина, читателям уже хорошо известны - они стали штатными редакторами "За рулем", другие пока выступают периодически, сотрудничают как авторы. Так что наше обращение к читателям подтвердило: среди них есть знающие, пишущие люди, готовые занять вакансии в штате "За рулем". Сейчас наш журнал заметно прибавил в объеме, а это, кроме всего прочего, требует новых исполнителей. Поэтому, как и полтора года назад, мы обращаемся к вам: "За рулем" приглашает на работу". Визитная карточка - рукопись на любую близкую вам автомобильную тему ив любом жанре (объемом от четырех машинописных страниц). Особо отметим: журнал нуждается в иногородних корреспондентах (причем и на постоянной основе) из СанктПетербурга, Сибири, с Урала, других регионов. Письма и материалы направлять по адресу: 103045, Москва, Селиверстов пер., 10. Редакция "За рулем" (с пометкой "Конкурс "Журналист"). Телефон 207-15-57.ЗА РУЛЕМ 12/94Незамерзающие жидкости для очистки стекол25