вписалась, а наехала на бордюр! Колеса заторможены до блокирования - значит, не управляют машиной. Выходит, при ограниченных силах сцепления надо выбирать: или раньше тормозить, или управлять. Бытуют в водительской среде и опасные заблуждения: будто, например, большая, тяжелая, многоосная машина на льду устойчивей какого-нибудь "жигуленка" или "Оки". Многоосность действительно дает определенные преимущества. Чем больше колес, тем выше шанс, что одно-два где-то зацепятся. Но когда вся трасса покрыта льдом, и этот фактор не действует - посмотрите, как тяжело зимой водителям КамАЗов, "СуперМАЗов" и других тяжелых машин! За последнее время в потоке стало много переднеприводных автомобилей. Их водители, в той или иной степени освоив новую технику, часто переоценивают ее. Пока передние колеса создают тяговую силу, машина послушна - кажется, что ее возможности просто безграничны. Но беда в том, что вы на дороге не один, поэтому далеко не всегда удается вести машину так, как хочется. Проходя скользкий поворот на переднеприводном автомобиле, сбрасывать газ не рекомендуется - ну, а если впереди кто-то на старенькой "Волге" и он вынудит вас это сделать? Когда газ сброшен, все преимущества "Самары" или "Таврии" сводятся на нет. Переднеприводная машина часто соблазняет владельца быстро ехать даже по льду - в отличие от заднеприводной, которая уже при невысоких скоростях начинает "плавать". Когда же, не дай Бог, внезапно понадобится тормозить, скорость может стать губительной. Оказывается, зимой, когда у нас редко встречается чистый асфальт, переднеприводная схема приобретает особое коварство, несвойственное классической. Это стоило бы помнить всем.О характерных дефектах этого агрегата и некоторых способах их устранения ведет разговор Э. КОНОП. Отопители отечественных автомобилей с жидкостным охлаждением (речь только о них, "запорожский" - тема отдельная) достаточно просты, действуют на одних и тех же принципах, используя избыток тепла, выделяющегося при работе двигателя. Обычно система отопления включает в себя радиатор, подводящую и отводящую жидкостные магистрали с перекрывающим краном, а также воздушные магистрали: воздух должен подводиться к радиатору и нагретым отводиться дальше, к системам салона. Здесь мы непременно видим электровентилятор, обеспечивающий ток воздуха даже при неподвижном автомобиле. Главный элемент отопительной системы - радиатор, уменьшенная копия основного радиатора - в системе охлаждения двигателя. И "болезни" те же. Положим, вы доездились до того, что теплообменник забит снаружи тополиным пухом, сухой листвой, насекомыми, пылью и так далее, а изнутри - отложениями накипи и грязи. Эффективность его может снизиться весьма ощутимо - двигатель с таким радиатором перегревается, а "печка", напротив, едва греет. Во-первых, через ее радиатор с трудом проходит воздух, а во-вторых, резко ухудшен теплообмен. Как эти дефекты устранить - известно. Более серьезная неприятность - утечка жидкости из радиатора. Если он основательно поработал на своем веку, то может прохудиться просто от коррозии. В первую очередь это касается современных радиаторов из алюминия, особенно чувствительных к агрессивным средам, например, растворам солей на дороге. Латунные радиаторы ремонтируют пайкой. Если место повреждения доступно паяльнику, дело это не особенно сложное, причем соединение оловянным припоем получается довольно надежным. Опытные автомобилисты иногда успешно "лечат" пайкой и алюминиевые радиаторы, например, как описано в журнале (ЗР, 1994 , № 8, стр. 52). Наконец, автолюбитель (по крайней мере, в отдельных случаях) может воспользоваться новейшей технологией с применением клея на полимерной основе (см. ЗР, 1994, № 6, стр. 48-49). Почему бы не попробовать?РЕМОНТ ОТОПИТЕЛЯХороший хозяин готовит сани летом... И все же трудно представить энтузиаста-автолюбителя, который под соловьиную трель чинил бы отопитель! Но худо, если он откажет в разгар зимы.ЛОценивая состояние радиатора и возможность ремонта, сразу прикиньте объем работы - есть ли в ней смысл. Теоретически "починить" можно любой радиатор, но сохранится ли его эффективность? Если после ремонта поверхность теплообмена уменьшится хотя бы на 10-15%, затея не имеет смысла, при более серьезных повреждениях и говорить не о чем. Следующий важный элемент отопителя - электровентилятор. Однажды знакомый автолюбитель пожаловался, что на его "Волге", купленной с рук, отопление очень слабое. Курьез выявился чуть ли не через год, когда хозяин случайно обнаружил, что у электровентилятора перепутаны провода: он вращался в обратную сторону! Здесь возможны дефекты, обычные для любого электродвигателя постоянного тока, - зависание, заедание щеток, их износ, загрязнение и износ коллектора, окисление соединений, высыхание смазки, коррозия деталей... Двигатель может вообще не работать или работать плохо, замедленно. В некоторых случаях его включение сопровождается душераздирающим визгом, значит, пора его снять, разобрать и смазать (вполне годится "Литол-24"). Не пугайтесь - эти работы не особенно сложны; пожалуй, труднее всего заставить себя добраться до "жигулевского" отопителя, снять его. Если вам уже не двадцать лет и часть природной ловкости утрачена, без сильных выражений не обойдетесь — до того неудобно... Закончим разговор о вентиляторе тем, что довольно часто его отказ вызван банальной причиной - попаданием в него какой-нибудь тряпки. Любим мы их возить "под руками" - вот и находим то в стеклоочистителе, то в воздухофильтре, то в отопителе. Главный же виновник холода в машине - это отказавший кран отопителя. Еще недавно, когда купить его было трудно, владельцы "жигулей" отдавали совершенствованию и методам ремонта узла уйму энергии. Чтобы понять, чем бывает вызван отказ крана, взгляните на рис. 1, где показана его схема. Кран включает в себя два корпуса: литой 1с входным и выходным патрубками и штампованный из стального листа 3с механизмом управления 4. Между корпусами находится важная деталь - резиновая диафрагма 2, которая разделяет жидкостнуюй= 1 1Рис. 1. Штатный кран отопителя "Жигулей" (схема): 1 - литой корпус; 2 - диафрагма; 3 - штампованный корпус;4 - механизм управления; 5 - дроссель (золотник). А жидкостная полость, Б - сухая. Рис. 2. Некоторые способы прекращения течи из шланга., . . • • -6»щ'-К&, /5 АГт'БРис. 3. Один из распространенных вариантов ремонта крана: 1 , 3 корпуса; 2 - диафрагма; 4 - механизм управления; 5 - винт МЗ с гайкой; 6 - резиновая шайба; 7 - дроссель; 8 - резиновая шайба-клапан.Щ^Л*г50ЗА РУЛЕМ 12/94