"ГАЗЕЛЬ"i ] fi AlНа главном конвейере Горьковского автомобильного завода с июля нынешнего года собирают машины малой грузоподъемности ГАЗ-3302 "Газель" - полуторки, как их еще называют. Эти автомобили, несомненно, найдут в России широкую область применения. С новым семейством "газелей" знакомит ведущий конструктор малотоннажных грузовиков ГАЗа В. ЧЕТВЕРИКОВ.аботу над новым автомобилем завод начал по собственной инициативе в 1988 году. Сегодня, с выходом в свет базовой модели, мы продолжаем разработку и испытания целого семейства машин, которые, по нашим расчетам, будут пользоваться спросом у многих потребителей. Выбор компоновки и принципиальных нструкторских решений нового автомобиля неслучаен. Необходимо было строго следовать международным и отечественным стандартам и нормам, обеспечить, по возможности, комфортабельные уело вия водителю и пассажирам, их защищенность при фрон тальном столкновении, удобство осадки иров распределения массы, нежели компоновка "кабина над двигателем", и хорошей проходимости на скользких дорогах. Новый автомобиль приспособили к традиционной для АО "ГАЗ" технологии сборки грузовиков, которая определяется различными цепочками окраски и сборки кузововК*«выхода и придать машине современный внешний вид Все это продиктовало так называемую полука потную компоновку, когда кабина находится за двигателем и вместе с тем максимально надвинута на переднюю ось. Лучшую приспособленность к дорожно-климатическим условиям России обеспечивают рамная конструкция, рессорные подвески и двускатные колеса заднего моста. Кроме того, полукапотная компоновка позволяет достичь лучших парамет-(кабин) и шасси. Наконец, требовалась максимальная унификация с узлами и деталями действующего и перспективного производства. ГАЗ, выпускающий легковой автомобиль среднего класса, использовал в конструкции полуторатонного грузовика "волговские" двигатель, трансмиссию, тоомоза, чем существенно сократил сроки и объем подготовки к производству. На базовой модели ГАЗ-3302 установлен бензиновый 4-цилиндровый двигатель, унифицированный с мотором ГАЗ-31029 и отличающийся от него расположением и приводом вентилятора. Предусматривается возможность оснащения современным 16-клапанным бензиновым двигателем, выпускать который планируют на Заволжском моторном заводе. В конструкцию двига теля заложены такие прогрессив ные решения, как гидравли ческие толкатели кла панов, гидрона тяжител- двухвальная карданная передача с промежуточной опорой, карданные валы и шарниры унифицированы с ГАЗ-31029; - задний мост с неразъемным картером и конической гипоидной главной передачей. Мы уже упоминали рессорную подвеску. Добавим, что передние и задние рессоры унифицированы по длине. На автомобилях с кузовом "фургон" предполагается установка стабилизатора попереч-ТЕХНИКАличена на 10 мм. Стояночная тормозная система имеет тросовый привод к колодкам задних тормозов. Электрооборудование автомобиля традиционного типа, выполнено по однопроводной схеме, напряжение 12 В. Приборы электрооборудования в основном отечественные, из тех, что применяются на автомобилях ВАЗ, АЗЛК и ГАЗ. Комбинация приборов - от ВАЗ-2107, несколько доработанная нами. Кабина автомобиля - трехместная, по уровню комфорта приближающаяся к кабине легкового автомобиля. Сиденья водителя и пассажиров - раздельные, при этом сиденье водителя регулируемое. Рулевая колонка также регулируется по высоте и углу наклона. На панели приборов предусмотрено место для установки магнитолы или радиоприемника. В июне 1993 года были завершены приемные испытания базового автомобиля Технические характеристики автомобиля ГАЗ-3302 (в скобках отличающиеся данные ГАЗ-33021) Общие данные: снаряженная масса 1850 кг, полная масса - 3500 кг; вместимость - 3 человека; максимальная скорость - 110 км/ч (115); время разгона с места до 60 км/ч - 1 7 (14) с; максимальный преодолеваемый подъем - 26%; средний расход топлива - 12 л/100 км; вместимость топливных баков - 60 л или 2x60 л. Размеры, мм: длина - 5470; ширина - 2095; высота - 2120; база - 2900; колея передних колес - 1700; задних - 1560; минимальный радиус поворота - 5,5 м. Размеры платформы, мм: длина - 3060; ширина - 1980; высота - 400; погрузочная высота - 1000. Двигатель: ЗМЗ-4025.10 или ЗМЗ-4026.10 (ЗМЗ-4061.10 или ЗМЗ-4063.10), бензиновый, рядный; количество цилиндров - 4; рабочий объем 2445 (2300) см 3 ; диаметр цилиндра х ход поршня - 92x92 (92x86) мм; степень сжатия - 6,7 или 8,2 (8,0 или 9,5); мощность - 90 или 100 л. с./66 или 74 кВт (100 или 110 л. с/74 или 81 кВт); сорт топлива - для -4025.10 и -4061.10 - А-76; для -4026.10 и -4063.10 - АИ-92. Сцепление сухое, однодисковое, диафрагменное, привод - гидравлический. Коробка передач пятиступенчатая, синхронизированная, передаточные числа: 4,05; 2,34; 1,395; 1,0; 0,849, задний ход: 3,51. Задний ведущий мост - одноступенчатый, главная передача коническая, гипоидная. Подвеска передних и задних колес - зависимая рессорная, с гидравлическими амортизаторами; задних - со стабилизатором поперечной устойчивости. Рулевое управление "винт-шариковая гайка". Тормоза: передних колес - дисковые, задних - барабанные. Шины: 175R16.цепи привода распределительных валов, не требующие регулировок в эксплуатации, а также микропроцессорная система зажигания. Машине с новым двигателем присвоен индекс ГАЗ-33021. Еще один вариант - применение дизельного двигателя как импортного, так и (в перспективе) собственного производства. Установка на грузовике двигателя от легкового автомобиля с достаточно высокими мощностью и частотой вращения коленчатого вала в сочетании с эффективными тормозами обеспечивает уверенное движение ГАЗ-3302 в потоке легковых машин на городских улицах и автомагистралях. Отметим другие особенности конструкции полуторки: - сцепление диафрагменного типа с гидравлическим приводом;ной устойчивости в задней подвеске. На ГАЗ-3302 применены новые радиальные шины с посадочным диаметром 16 дюймов. Наш автомобиль преимущественно будет занят транспортной работой в крупных городах и населенных пунктах. В условиях напряженных автомобильных потоков и компактной застройки улиц особое значение приобретает высокая маневренность автомобиля, легкость управления им. С этой целью для "Газели" разработан новый рулевой механизм типа "винт-шариковая гайка", который обеспечил угол поворота переднего управляемого колеса в 45° (у ГАЗ-3307 - 34°), что позволяет автомобилю проходить повороты радиусом до 6 метров. Тормозная система ГАЗ-3302 позволяет ему двигаться с небольшим интервалом в уличном потоке. Главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель применены от автомобиля ГАЗ-31029. Передние тормозные механизмы - дисковые с плавающей скобой, конструкция и технология изготовления которых закуплена у известной английской фирмы "Лукас". Задние тормоза - барабанные. Их рабочий диаметр как у "Волги", а ширина колодки увеЗА РУЛЕМ 12/94 с бортовой платформой и кузовом "фургон". По результатам их были внесены изменения в конструкцию, направленные на повышение безопасности, надежности, достижения более высокого комфорта и обзорности для водителя, более элегантного внешнего вида. Всего для испытания и доводочных работ было сделано 7 опытных и 25 автомобилей опытно-промышленных партий. На их базе изготовили также другие модели семейства. Суммарный пробег опытных образцов превысил полмиллиона километров. Первые автомобили уже поступили к покупателям. Они могут эксплуатироваться на всей территории России, так как имеют сертификат "Одобрение типа транспортного средства", выданный органами Госстандарта РФ. Отпускная заводская цена ГАЗ-3302 - 12 мил лионов рублей (на начало октября).послужит грузовой автомобиль общего назначения ГАЗ-2705. Он может быть в вариантах с высокой и "средней" крышами. У фургона задние распашные (на 270°) и правая сдвижная двери. Ширина проема боковой двери позволяет загрузить грузовой поддон европейского типа. За сиденьем водителя - перегородка, отделяющая салон от грузового отсека. Погрузочная высота составляет всего 750 мм. На базе автофургона разработана и готовится к серийному производству модификациядвоих лежачих, а также бригады из трех медработников. Еще одна модификация - микроавтобус ГАЗ-3221. В варианте "стандарт" он рассчитанВ 1995 году семейство "Газель" значительно расширится. На основе базовой модели будет выпускаться полноприводная модификация ГАЗ-33027. Этот автомобиль оснащен передним ведущим мостом с одинарным универсальным шарниром, раздаточной коробкой с межосевым блокируемым дифференциалом и шинами увеличенного диаметра с рисунком протектора повышенной проходимости. На Саранском заводе автосамосвалов (филиал АО "ГАЗ") разработана конструкция и изготовлены образцы самосвала ГАЗ-САЗ-3512 грузоподъемностью 1300 кг, который может быть использован на мелких строительных, ремонтных и дорожных работах, а также в сельхозпроизводстве ив личном подсобном хозяйстве. Предусмотрен также выпуск автомобиля ГАЗ-33022, с кузовом-фургоном объемом 11 м3 , в том числе ив изотермическом исполнении. Экономическая необходимость заставляет завод как можно быстрее поставить на конвейер автомобиль-фургон. Базовой моделью для "фургонных" модификацийЗАРУПЕМ 12/94специального автомобиля ГАЗ-27053 "Скорая помощь". Причем впервые в России предлагается выпускать полностью укомплектованный автомобиль. Он будет оснащен всем необходимым медицинским, в том числе и реанимационным, оборудованием, позволяющим оказать экстренную помощь больным или пострадавшим на месте происшествия. В нем предусматривается установка кондиционера, двух дополнительных отопителей. Автомобиль рассчитан на перевозку трех больных или пострадавших, в том числена 12 пассажиров, в варианте люкс", с улучшенной отделкой салона и более комфортабельными сиденьями, - на восемь. Также он может перевозить 300 кг груза, использоваться для деловых и представительских целей; микроавтобус легко переоборудовать в грузо-пассажирский вариант "комби". Вариант "стандарт" предназначен для пригородных маршрутов. И наконец, специальный автомобиль ГАЗ-27052 - для нужд МВД. В варианте для обслуживания дежурной части - салон для бригады из шести человек, отсек для задержанных и место для собаки. Другие модификации - передвижная криминалистическая лаборатория, пункт технического контроля ГАИ. Все перечисленные модели и модификации могут быть и полноприводными.