Пока готовился этот материал, выяснилось несколькозакономерностей . Большинство иномарок в России часто меняют хозяев: видимо, купив подержанную машину и сколько-то поездив, человек спешит от нее избавиться, пока не начала "сыпаться". А поскольку автомобили в России, как известно, списывают в утиль крайне редко, то и ходит такая иномарка до предельного износа, меняя одного хозяина за другим. Срок проходит немалый, тем более, что до своей "кончины" машина не тиранит владельца беспрестанными ремонтами, а служит честно несколько сот тысяч километров. А потом дешевле купить другую, чем восстанавливать старую. Стоимость эксплуатации иномарок не выше, чем отечественных автомобилей, а если применять наши запчасти (например, масляные фильтры), при необходимости подгоняя их, то ездить на иномарке порой дешевле. В этом случае ТО придется делать самостоятельно, для чего требуется минимум умения. Фирменные СТО крайне дороги, поэтому экономии ради иногда отправляются обслуживать машину, например, в Финляндию - получается и лучше, и дешевле. Но это для сложных операций. Кстати, масло лучше использовать импортное, тем более для машин нового поколения. Синтетическое - дорого, конечно, зато хватает надолго. Все преимущества иномарки теряются в случае аварии. Если "стукнуться" так, что потребуется замена кузовных деталей недолго и разориться, а потому, покупая дешевый подержанный автомобиль, помните, что один новый капот может стоить столько же. В заключение еще несколько соображений. Универсалы, помимо практичности, обладают и таким преимуществом. Рассчитаны они на чуть большую грузоподъемность - за счет усиления базовой конструкции. Опыт показывает, что в наших условиях этого "чуть" хватает надолго, так что при покупке автомобиля не на продажу, а себе имеет смысл выбирать именно такие машины. Из десятка опрошенных владельцев иномарок ни один не жалеет о покупке и менять ее на отечественный автомобиль не собирается. Соображения о неприспособленности "их" машин к нашим дорогам и климату оказались необоснованными. Уровень комфорта у иномарок выше, отсюда нередко мнение: "Живем один раз, покупать - так что-нибудь стоящее". Но тут каждый решает сам, с учетом тех обстоятельств, что из-за непомерных налогов на импорт автомобилей в этом году иномарки на нашем рынке подорожали чуть ли не вдвое. Мы же попытались обобщить опыт лишь нескольких "иномарочников", к тому же в стороне остались многие известные автомобили. Если кто-то хочет поделиться своим опытом - пишите, тема не закрыта. 28 ЗРЛМ 12/94 А УЕ - Михаил, какая у вас машина? - В нашей семье их три. У меня "пятисотый" "Мерседес-SEL" - самый длинный из этой серии. Купил его в 1985 году ис тех пор проехал 129 000 миль - около двухсот тысяч километров. Никаких крупных узлов не заменяли, были только профилактические работы. "Мерседесы" мне нравятся. - Если не секрет, почему? - Главное - надежность. Только самые дорогие американские машины так надежны. - В России думают, что американцы часто меняют автомобили. А вашему "Мерседесу" уже много лет. - Некоторые часто меняют. Это зависит от того, как они купили машину: в кредит или взяли ее в лизинг (долгосрочную аренду). "Мерседесы" менять часто невыгодно. - А какими машинами пользуются жена и дети? - Жена ездит на моей. У старшего сына, ему 21 год, была "Хонда-Акура". Случилось, что он перевернулся, хотя вообще ездит хорошо. Сейчас - совсем маленькая "Дайхатсу-Шарада", но хочет пересесть на "Шевроле-Камаро" - знаете, такой спортивный. "Дайхатсу" маловата: он у меня высокий парень. У младшего, ему 19 лет, - "Хонда-Сивик". В Калифорнии машина необходима каждому: общественного транспорта почти нет. - Расскажите, пожалуйста, о переезде в Америку. Вы, наверное, сразу купили автомобиль? - Нет, конечно, денег не было. Но нужно было на чем-то ездить на работу: я играл в ресторане, в студии. Через несколько месяцев повезло, по случаю купил машину в Армии спасения. Туда богатые люди сдают хлам, за это им списывают часть налога. Это был "Форд-Пинто" - такая маленькая машина, всего за 420 долларов. Водительская дверь не закрывалась - так все проржавело. Мы поехали с приятелем туда, где продают старые детали, купили дверь синего цвета, а машина была желтой. Поставили, но поПесни М. Шуфутинского нравятся многим водителям. Чтобы в этом убедиться, достаточно послушать музыку, доносящуюся из открытых окон машин. Конечно, музыкальные пристрастия не у всех совпадают, однако мы надеемся, что мнение известного певца об автомобилях будет интересно читателям. Наш корреспондент Д. Постников встретился с артистом, приехавшим на гастроли из США, где он теперь живет. красить, поверите, денег не было. Я проездил так месяца три. Дело было в Нью-Йорке, там все-таки сыро: порожки прогнили окончательно и "новая" дверь перестала закрываться. Я ездил с открытым окном: левой рукой придерживал дверь, а правой - рулил (благо, коробка передач автоматическая). И радовался, что хоть такая машина есть. - У вас была машина, когда вы жили в Советском Союзе? - Сначала "Москвич-408", потом "Жигули": "одиннадцатая", "третья", "шестая" модели. - Значит, вы автомобилист с большим стажем. А какие-нибудь интересные, забавные случаи происходили? - Когда я еще жил в Москве, перевернулся на машине и снова встал на четыре колеса. В другой раз, выезжая из нашего двора в Черемушках (район Москвы - ред.), решил проехать через лужу и чуть не утонул - вода залила салон. Я и представить не мог, что она так глубока. Так что смешные случаи на самом деле чаще доставляют большие хлопоты. - Кстати, о хлопотах. В Америке пришлось пересдавать на "права"? - У меня были "международные" из СССР, но пришлось получать американские. Тогда мы сдавали Правила на английском языке, но сейчас принимают и на русском. Вождение сдавать не потребовалось. Тут же проверили зрение, сфотографировали и выдали водительское удостоверение. Вы видели американские "права"? Михаил достает маленькую, размером с автобусный билет картонную карточку. На ней - фотография, имя и фамилия владельца. Прямо скажем, выглядит удостоверение несолидно. И это основной документ американца! (Паспорт, без которого в России - никуда, в США выдают только выезжающим за границу.) - Михаил, вы часто приезжаете в Росздесь сидите за рулем? - Нет, слишком нервная жизнь у артиста, а здесь очень неорганизованное, опасное движение, плохие дороги. Была мысль привезти сюда машину, но передумал. Да и недолго я бываю в Москве - много гастролей. - Вернемся в США. Какую черту американских водителей можно выделить? - Иногда они чрезмерно осторожны, особенно бабушки и дедушки. - Говорят, в Америке номерной знак можно заказать любой, какой нравится. На вашем написано "атаман". - Номер мне подарили, когда купил машину. Так называется музыкальная компания, которую я возглавляю, и один из моих первых альбомов. - Ваш пример показывает, что можно уехать в Америку и, начав с нуля, заработать деньги, купить дорогую машину. - Все зависит от конкретного человека. Есть, конечно, и "господин Великий случай" иной раз миллионером становятся за полчаса. Но, как правило, в Америке все очень много работают. Люди добывают нормальную жизнь тяжелым трудом. Фото Г. Кузьмина сию,МИХАИЛ ШУФУТИНСКИЙоб автомобилях ио себеШШHfiOJE ИНТЕРВЬЮ