198
199
200
СВОИМИ СИЛАМИ/ДИАГНОСТИКАСВЕТ В ОКОШКЕСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-4062 «ВОЛГА» ГАЗ-3110; 310221ТЕКСТ / РОМАН СОЛДАТОВ, МИХАИЛ КОВРИГИН, ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЗР «ТУШИНО»Светящийся на панели приборов контур двигателя - знак беды (мы об этом рассказывали в ЗР, 2000, № 4). Но этот же огонек освещает путь к устранению неисправности. Бытует мнение, что определить и устранить неполадки в микропроцессорной системе управления работой двигателя под силу только специалисту с дорогостоящим диагностическим оборудованием. Но на то она и «Волга», чтобы, несмотря на электронную начинку, к ней можно было руки приложить. Задача облегчается тем, что в электронный блок управления встроена функция самодиагностики - это проверка цепей всех элементов, продолжающаяся непрерывно с момента включения зажигания и до его выключения. Обнаружив неисправность, которая то возникает, то пропадает, блок информирует водителя коротким включением сигнализатора. Если частота неисправности больше двух раз в минуту, то блок, согласно «зашитой» в его памяти программе, присваивает ей двух- или трехзначный код и запоминает его. Если поломка серьезная, требующая вмешательства извне, то лампа сигнализатора, вспыхнув, не погаснет. Итак, блок управления «засветил» неисправность, но как узнать, что именно случилось? При включенном зажигании и неработающем двигателе замыкаем медной перемычкой выводы «10» и «12» диагностической розетки (фото 1), тем самым переведя блок управления в режим вывода кодов неисправностей. Автомобильный компьютер выдает инфорАЛГОРИТМ ВЫВОДА КОДОВ НЕИСПРАВНОСТЕЙмацию световой индикацией. Чтобы ее расшифровать, придется сосчитать количество вспышек лампы сигнализатора (рис. 1). Любая цифра в коде обозначается их серией. Пауза длительностью 1,5 с означает, что будет начата индикация следующей цифры. После всех цифр кода следует пауза до 4 с. Повторив код трижды, блок управления переходит к высвечиванию следующего. Индикация обяза-Кратковременное (0,5 с) включение сигнализатора. Лампа сигнализатора выключена. тельно начинается с цифры «12»: это код исправности самодиагностики и работоспособности системы управления работой двигателя в целом. После перечисления имеющихся в памяти кодов отсчет начинается сначала. Пока перемычка остается в диагностическом разъеме, вся процедура будет повторяться. Записав коды и определив по ним неисправности (см. табл.), можно приступить к ремонту. При ремонте системы управления двигателем не будет лишним тестер, хотя предварительную диагностику можно провести и без него. А вот что обязательно потребуется, так это соблюдение мер предосторожности, иначе дефектных деталей станет больше, чем до ремонта. «Бывалым» придется побороть дурные привычки, выработанные на довпрысковых автомобилях. Так, например, нельзя про-ваем усики пружинной защелки и только после этого отключаем разъем (фото 3).12ВТонкой отверткой поддеваем пружинную защепку разъема. Система самодиагностики не панацея, она только сравнивает получаемые от периферийных устройств сигналы с эталонными, хранящимися в ее памяти. А поэтому возможно, что какой-либо датчик, указанный бортовым компьютером как испорченный, окажется исправным, а неполадки вызваны окислившимися контактами его разъема или где-то перебитым проводом. Система не обнаружит и механических поломок. Как говорится, на самодиагностику надейся, но сам не плошай. Поэтому знать порядок проверки датчиков и других устройств системы отнюдь нелишне. ДАТЧИК СИНХРОНИЗАЦИИ Подсоединив к выводам катушки датчика вольтметр, проносим жало отвертки вблизи его сердечника. Скачок напряжения на приборе подтвердит исправность датчика (фото 4). Измеряем напряжение на выводах датчика массового расхода воздуха с разомкнутыми контактами тумблера На короткое время замыкаем контакты. Если напряжение подскочило (максимум до 8 В), а платиновая нить разогрелась докрасна - датчик исправен (фото 7).Рис. 2. Схема проверки исправности датчика массового расхода воздуха датчику, ориентируемся по выступам на колодке разъема. Напряжение подаем от аккумуляторной батареи после того, как убедимся в правильности собранной схемы. Напряжение на выводах «2» и «3» у исправного датчика при разомкнутых контактах выключателя должно составлять 1,3-1,4 В (фото 6).Замыкаем выводы «10» и «12» диагностического разъема сто накидывать клеммы на штыри аккумуляторной батареи - их надо закрепить, чтобы контакт всегда был надежным. Это касается и всех разъемов системы. Нельзя подключать батарею к бортовой сети автомобиля с включенным зажиганием. Не отсоединив «мину-Электронный блок управления. совую» клемму батареи, разъем электронного блока управления (фото 2) лучше не трогать, а к его выводам - даже не прикасаться! Случайный статический разряд может вывести из строя чувствительные элементы. И тем более - неспециалисту не стоит разбирать блок, благо, дефекты чаще всего связаны с исполнительными устройствами (катушками зажигания, свечами, бензонасосом, регулятором добавочного воздуха и т. д.). Меняя вышедшую из строя деталь, не пытайтесь силой сорвать ее с разъема. Предварительно шилом или тонкой отверткой подде-ДАТЧИК МАССОВОГО РАСХОДА ВОЗДУХА На штыри электрического разъема надеваем короткие отрезки тонкой полихлорвиниловой трубки (фото 5) и, вставив в них оголенные на 7-8 мм концы проводов, собираем схему, изображенную на рис. 2. Подсоединяя провода к Включаем тумблер и повторяем измерения...ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА На штыри разъема надеваем полихлорвиниловые трубочки. Собираем схему, изображенную на рис. 3. Исправный датчик должен реагировать на отвертку, поднесенную к его торцу, коротким включением светодиода (фото 8).вать внутреннее сопротивление омметра (обычно 0,3-0,4 Ом. В этом легко убедиться, замкнув щупы прибора).Рис. 3. Схема проверки исправности датчика положения распределительного вала (фазы). Схема собрана правильно, если после подачи напряжения светодиод загорится и погаснет. ДАТЧИК ДЕТОНАЦИИ Подсоединяем к выводам датчика вольтметр. Неисправный датчик не откликается на постукивания скачками напряжения (фото 9). Первичная обмотка катушки зажигания исправна. Сопротивление вторичной обмотки большое 5-7 кОм. Исправные высоковольтные провода первого и второго цилиндров покажут на приборе не более 1000 0м, а третьего и четвертого - не более 900 Ом. Сопротивление наконечников не должно превосходить 5,6 кОм. РЕГУЛЯТОР ДОБАВОЧНОГО ВОЗДУХА Его еще называют регулятором холостого хода. Подсоединяем к среднему и одному из крайних выводов его разъема напряжение 12 В. Поворотная заслонка регулятора должна либо закрыться, либо полностью открыться, в зависимости от того, к какому из крайних выводов подано напряжение. Проверяем работу регулятора, перекинув напряжение на другой вывод (фото 12). Что делать, если система управления не подает признаков жизни? Прежде всего, проверить надежность подключения разъемов, в особенности, «массовых» проводов. Очень много последних подсоединено к впускному коллектору. Если после сборки двигателя забудете прикрутить хоть один из проводков, система не оживет, как ее ни мучай! Устранив неполадки, не торопитесь заново «допрашивать» систему вывода кодов, так как информация о неисправностях осталась в блоке управления и будет удалена только по прошествии двух часов, - конечно, если за это время дефект себя ни разу не проявит. Память блока управления можно очистить и самому, отключив на 15-20 с «минусовую» клемму аккумуляторной батареи (естественно, при неработающем двигателе и выключенном зажигании). Подключив «массу», надо пустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу около минуты. После этого можно включить заново режим самодиагностики. I»I КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-4062Неисправность Режим начала диагностики (работоспособность самодиагностики) Неисправен датчик температуры воздуха Неисправен датчик положения дроссельной заслонки Неисправен корректор (потенциометр) СО Неисправность в цепи датчика детонации Неисправен блок управления Неисправен датчик положения коленвала Низкая частота вращения коленвала на холостом ходу Высокая частота вращения коленвала на холостом ходу Неисправность в цепи зажигания Неисправность форсунки 1-го цилиндра Неисправность форсунки 2-го цилиндра Неисправность форсунки 3-го цилиндра Неисправность форсунки 4-го цилиндра Неисправность регулятора добавочного воздухаЛегкое постукивание датчику детонации не повредит. ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ Измеряем сопротивление между выводами «1» и «2» , которое у исправного датчика составляет 2 кОм. Замеряем сопротивление на выводах «2» и «3» (фото 10). В закрытом положении дроссельной заслонки оно должно быть в пределах 0,7-1,38 кОм, а в открытом - 2,6 кОм.КОП1217,18Неисправен датчик массов. расхода воздуха 13,14Испытание регулятора холостого хода. ФОРСУНКИ Подводим напряжение от аккумуляторной батареи к выводам форсунки. Услышали отчетливый щелчок - форсунка открылась, нет - меняем полярность. Если опять не сработала - неисправна, придется ее заменить (фото 13).Неисправен датчик охлаждающей жидкости 21,22 23,24 31,32Неисправность в бортовой сети автомобиля 25,264151,52,61,62, 63,64,65Проверяем датчик положения дроссельной заслонки. КАТУШКИ ЗАЖИГАНИЯ , ПРОВОДА ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ИНАКОНЕЧНИКИ СВЕЧЕЙ Измеряем сопротивление низковольтной обмотки катушки зажигания, которое должно быть 0,4-0,5 Ом (фото 11). Определяя столь малые величины, необходимо учиты-53Неисправен датчик положения распредвала 5471 7291,92,93,94 131,132,133 134,135.136 137,138,139 141,142,143 161, 162,163, 164,165,166 167,168,169Форсунка не щелкнула - придется заменить.Неисправность цепи реле бензонасоса