136
137
138
jМЫ И АВТОМОБИЛЬ/fe^fтIЖ/ПУТЕШЕСТВИЕНА СЕВЕР,В_ 1УЮТНАЯ ОКРАИНА ЕВРОПЫТЕКСТ, ФОТО / А РСЕНТИЙ ТЕРКЕЛЬрЗапомнившийся с детства призыв из сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» не давал покоя. И вот однажды в журнале «За рулем» (1999, № 11) прочитали отчет об испытательном пробеге «Волги» и «десятки» в норвежский город Гамвик. Тогда решили: очередной отпуск посвящаем автомобильному путешествию по Лапландии. Запланированный маршрут включил наиболее известные природные и исторические достопримечательности и проходил с юга на север по Финляндии, затем на восток вдоль морского побережья Норвегии и через Мурманск в Москву. Для получения виз (если нет приглашений) потребовалось заранее оплатить проживание в конкретных гостиницах на все дни поездки. Это заставило нас составить довольно жесткий график. Получили все необходимые документы: помогло бюро путешествий «Юрфо-Тур», которое специализируется на скандинавских странах. В путь тронулись семейным экипажем на ВАЗ-21053: водитель и штурман, она же переводчик и фотограф. Из России в Финляндию на автомобиле можно попасть через пять пропускных пунктов: от Выборга (Торфяновка и Брусничная), Сортавалы, Костомукши и Мурманска. Наиболее посещаемые - Торфяновка по дороге на Хельсинки и Брусничная - наЛаппеэнранту. Прохождение КПП в Брусничном не представляло трудности, если не считать четырехчасовой очереди.Беглый осмотр салона и багажника, а на финском пропускном пункте (через 20 км) проверили еще «зеленую карту» и наличие знака RUS на задке автомобиля. И вот мы катим по финской территории на север вдоль российской границы. Дороги в этой части страны - с хорошим покрытием, но довольно узкие. Как правило, одна полоса в каждую сторону со сплошной разделительной линией - обгон воспрещен. Участки, где можно обгонять, короткие - здесь приходится спешить. Все дороги, разумеется, пронумерованы. Даже тупиковый проселок в лесу, на который как-то раз свернули, обозначен на столбе своим номером. Поэтому, купив в Москве автомобильную карту Финляндии, мы всегда знали, куда ехать (эта карта захватывает и северную часть Норвегии). Дороги Скандинавии вообще очень информативны. Кроме традиционных знаков, встречаются таблички с изображением рыбы (место рыбной ловли), плывущего человека (пляж), цветка (достопримечательности), но особенно часто повторяется знак «i» (информация). Он может указывать на щит на площадке отдыха, а в населенных пунктах - на бюро, где можно получить справки о местных достопримечательностях, дорогах, а также карту, путеводитель, план города (все бесплатно). Заграничные шоссе узкие и без обочин, зато площадки отдыха встречаются довольно часто. Здесь туалет, стол, скамейки, иногда качели, турники длядетей и щиты с информацией о данной местности. Все очень чисто и ухожено. Часто площадки отдыха расположены на берегах озер, откуда открываются красивые виды. Указателя «Автозаправочная станция» не встречали, но если вам попался знак «Техническое обслуживание автомобиля», то там обязательно есть заправка. Кстати, разрешенная к ввозу в Финляндию десятилитровая канистра с российским бензином так и осталась невостребованной. Обычно бензоколонка расположена в комплексе с небольшим супермаркетом, кафе, информационным пунктом и автосервисом. Бензоколонки бывают автоматические (обозначенные буквой «А») и обычные. Мы заправлялись обычным порядком: сам заливаешь до полного бака, потом оплачиваешь. Самый дешевый сорт бензина - «95-й», за который мы платили (в пересчете на доллары) в Финляндии - от 1,18 до 1,22, в Норвегии - от 1Д) до 136 за литр. Как-то в начале путешествия встречные машины вдруг стали мигать нам фарами. По российскому опыту снизили скорость, ожидая полицейскую засаду, но ее все не было. Наконец, мы догадались, что просто забыли включить фары: в Скандинавии даже днем и среди лета надо ездить с ближним светом. О фарах приходилось помнить и на стоянках, но с точностью до наоборот - чтобы вовремя выключить. За всю поездку нас остановили только один раз - проводился алкогольный контроль. В Финляндии и Норве- ;-sr;ЙЕШЖЫ^V^Lгии содержание алкоголя в крови не должно превышать 0,5 промилле. Российский водитель вышел на нулевую отметку. По этим довольно безлюдным местам ездят, в основном, иностранцы на автомобилях, взятых напрокат. Причем преобладают однотипные дачи на колесах. Их можно встретить повсюду: на берегах озер и фьордов, на площадках перед загородными гостиницами ив кемпингах. В Норвегии, несмотря на неблагоприятные погодные условия, много мото- и велотуристов. Цены на продукты в Финляндии не намного выше российских, в Норвегии - подороже. «Кусаются» прежде всего напитки, особенно алкогольные. Английским языком в разной степени владеет почти все местное население, связанное с торговлей и туризмом, поэтому общение не вызывало больших трудностей. Несколько слов о маршруте и достопримечательностях . Проехав после границы немного по автомагистрали Е6 на север, повернули на Савонлинну. В районе Пункахарью моренная гряда ледникового периода. По ней идет асфальтированная дорога, с которой открывается чудесная панорама уходящей вперед гряды с вековыми деревьями; с двух сторон подступают живописные озера. Похожую гряду мы видели в Архангельской области в районе Масельги (ЗР, 1998, № 7), но та была более суровой, не затронутой цивилизацией. К северу от дороги на Савонлинну вместечке Керимяки - церковь, которая считается крупнейшим в мире деревянным культовым сооружением. Но после великолепных церквей Карелии и Архангельской области эта, честно говоря, не произвела особого впечатления. Савонлинна - популярный туристский город Финляндии. Исторической реликвией по праву называют крепость, основанную в 1475 году. Она неоднократно переходила из рук в руки, восстанавливалась, перестраивалась и укреплялась. В XVIII веке такими работами руководил А. Суворов. От Савонлинны наш путь пролегал по территории национального парка Коловеси с красивыми сосновыми лесами и множеством озер. Через одно из них переправились на пароме, причем бесплатно. В такую глубинку мы забрались ради того, чтобы побывать в новом Валаамском монастыре, который образовался после изгнания в 40-х годах монахов из Валаамского монастыря. Монастырь посещают много православных паломников и туристов. Затем мы вернулись на автомагистраль Е6 и продолжили путь на север. Ландшафт постепенно менялся, становясь более холмистым. Остановились в известном горнолыжном центре в районе Рука: живописные горы, на склонах - подъемники и санные трассы; тут и там гостиницы - в основном, одноэтажные коттеджи со всеми удобствами, включая сауну. В этих краях мы впервые повстречали оленей. Потом уже они воспринимались как неотъемлемый элемент северного ландшафтаФинляндии и Норвегии. Олени пасутся небольшими стадами на равнинах и по склонам гор, а одиночки иногда появляются прямо на дорогах, несмотря на ограждающие сетки. Остался позади Северный полярный круг, а с ним и великолепные леса. На смену им пришли карликовые деревья, мхи и лишайники. Последнюю ночь в Финляндии провели в городе Энонтекиё, достопримечательность которого - лютеранская церковь со своеобразным алтарем, где Иисус изображен среди лопарей и оленей. На границе с Норвегией - общий для двух стран пропускной пункт Кивиломполо: ни одной машины, кроме нашей (пункт не лежит на большой магистрали). Природа снова поменялась: равнина почти без растительности, вдали пологие скалистые холмы, перерезанные снежными полосами, между холмами темные озера. Внезапно въехали в поразительной красоты ущелье. Внизу стремительно бежит водный поток, слева и справа - огромные отвесные скалы. Через несколько километров ущелье так же внезапно кончилось, река успокоилась и широким устьем влилась в фьорд, на берегу которого раскинулся город Алта. В двух километрах от Алты у фьорда находится знаменитый музей наскальных рисунков, которые датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Их около 3000, расположенных на протяжении пяти километров под открытым небом. Поистине уникальный -| памятник! IМЫ И АВТОМОБИЛЬOr Алты на BocToit-идет единственное шоссе, с которого мы трижды сворачивали на тупиковые дороги, идущие вдоль фьордов: на Хаммерфест, Нордкап и Вадсё. Особенно запомнился живописный путь в Нордкап. Четыре тоннеля прорезают горы, последний проходит даже под морским дном, ведь Нордкап -на острове. Сама* северная точка Евен большой комплекс с ресторанами, ропы - место паломничества туристов, магазинами, зрительными залами. Непоэтому дорога довольно оживленная. далеко от комплекса монумент «ГлоДважды встречались платные участки: бус» - своеобразный символ Нордкана первом надо заплатить 125 крон за па, у которого традиционно фотограмашину и по 40 крон с пассажира (и фируются туристы, вдалеке от него еще раз - при возвращении), на втором второй монумент - «Дети земли», соз- 175 крон с человека только за поседанный в 1989 году. Посещение Нордщение Нордкапа (в то время 1 доллар капа обычно приурочивают по времев среднем стоил чуть больше 8 крон). ни к наблюдению незаходящего в ночНордкап расположен на 71-м градуные часы солнца - полярному дню. НАША СПРАВКА. Маршрут: Моск­се северной широты и представляет соВ Нордкапе холодно. В наше пребыва - Выборг - Брусничная - Савонлин- бой огромное плато с отвесными скавание было 7 градусов и очень ветрена - Нурмес - Куусамо - Соданкюля - лами, уходящими в море. Когда-то но, поэтому теплые куртки с капюшоКиттиля - Эмонтекиё - Алта - Хамздесь было место ритуальных жертвонами оказались весьма кстати. мерфест - Нордкап - Ааксэльв - Вадприношений лопарей. Сейчас построПоследний город на нашем пути по сё - Киркенес - Мурманск - Москва. Норвегии - Киркенес, а затем пограПродолжительность путешествия ничные пункты: норвежский и россий20 дней (с 12 июня по 1 июля). Общий Лапландия - название северной час­ский, где наша машина снова оказапробег - 6010 км. Из них по России - ти Скандинавского и западной части лась единственной. 3320 км, Финляндии - 1430 км, Норве­Кольского полуостровов в пределах Родная земля встретила разбитыми гии - 1260 км. Ночевки: в России - 7, Финляндии, Швеции, Норвегии и Росдорогами и обезображенной приров Финляндии -6, в Норвегии - 6. СредДано по названию народности лодой в районе Никеля и Заполярного, сии. ний расход бензина -7J6 л/100 км (ВАЗ- пари (ныне саамы), населяющей эту но зато у обочины гордо возвышался 21053). территорию. щит с призывом «Берегите природу». Площадок отдыха на дороге почти нет, ЗАТРА ТЫ НА ПОЕЗДКУ а те, которые встретились, замусорены настолько, что останавливаться на них Зарубежье, долл. США Расходы Россия, Всего, руб. Всего за долл. США Финляндия Норвегия не станешь. Сумрачное настроение границей длилось почти до самого Мурманска, Бензин 118 248 318 1970 130 но потом стало меняться к лучшему 105 Питание* 700 27 53 80 под воздействием прекрасной прироПлатные дороги 80 80 80 ды Мурманской области и Карелии. Музеи 22 24 60 22 Здешние места чем-то напоминают Сувениры 51 160 164 100 109 Финляндию, а памятники деревянного 1840 959 1495 Гостиницы 1561 536 зодчества, удачно вписанные в ландОформление выезда за границу 200 200 шафт (в районе Ковды, Кеми, КондоИтого 4670 802 1283 2285 2501 поги и др.), придают им неповториРОССИИ. 'Большая часть продуктов закуплена iВ стоимость гостиниц рубежом входят завтраки за мый колорит. 1»1