192
193
194
/РЕМОНТJТЕКСТ / О ЛЕГБУДКИННакладываем стекло с уплотнителем на рамку, выпустив концы шнура внутрь салона.Вытягиваем шнур. При этом уплотнитель надевается на рамку кузова. Шнур вытягиваем попеременно с обеих сторон сначала до углов, а потом до середины верхней части стекла. Помощник с наружной стороны машины прижимает его к рамке.Шлицевой отверткой устанавливаем окантовку уплотнителя и ее заики, смочив паз уплотнителя жидкостью типа WD-40.«Любите ли вы техосмотр?» Человека, задавшего такой вопрос, сочтут, по крайней мере, чудаком: ясно, что нет. Но объективности ради скажем, что и оснований для отмены техТонкой шлицевой отверткой вынимаем из приборной осмотра тоже нет. Особенно остро стоит воппанели выключатель заднего противотуманного форос о тормозах - вечный для автомобилиста. наря При желании можно заменить кнопку выключаСтенд для их проверки (ЗР, 2001, № 1) найти теля на новую с пиктограммой «обогрев стекла». трудно - и автолюбитель, зачастую не зная о том, что его машина... в полном порядке (!), изыскивает дорогостоящие «обходные» методы получения заветного талона. А найти их - все это знают- не проблема! Проблема в другом: а если машина... далеко не в порядке? Вот тогда каждый, купивший талон, - преступник. Даже если «до поры» не выявлен. Давайте уважать и беречь друг друга. Для этого, засучив рукава, займемся ремонтом. Будем приводить в порядок тормоза «СаТорцевым ключом «на 10» отворачиваем две гайки мары». крепления нижней части блока предохранителей. Вначале попросите помощника посмотРазъем провода, идущего от клеммы «V» реть, горят ли стоп-сигналы. Это можно увивыключателя, подсоединяем на предохрадеть и самому по отражению сзади на стене. Будем считать, что с ними все в порядке. нитель № 16. Свободный ход педали тормоза должен составлять 3-5 мм. Как правило, раз отрегулированный, он не нарушается очень подолгу. Проверим вакуумный усилитель. Нажав на педаль тормоза до ощущения «упора», пускаем двигатель. При исправном усилителе педаль уходит вниз. И, разумеется, если усилитель неисправен, его придется заменить. Включив зажигание и нажимая на защитРазъем реле и, соответственно, само реле подклюный колпачок датчика аварийного уровня чаем согласно схеме на рисунке. тормозной жидкости, наблюдаем за лампой Проушину реле и «массовый» провод с сигнализации на щитке приборов. Если она клеммы 85 реле устанавливаем под гайку не загорается, то... крепления нижней части блока предохранителей. Подключаем провода к стеклу, затем присоединяем аккумулятор и проверяем работу обогревателя. I»IСхема подключения обогревателя заднего стекла: 1 - блок предохранителей; 2 - выключатель; 3 - реле типа 90.3747-10; 4 - задний противотуманный фонарь; 5 - обогреватель стекла...отсоединяем разъем, снимаем защитный колпачок и проверяем состояние электрических контактов.При необходимости зачищаем их ТОРМОЗАНЕ ДЛЯ ТРУСОВПОДГОТОВКА К ТЕХОСМОТРУЕсли при остановке у светофора педаль тормоза плавно уходит «в пол», а жидкость в бачке не убывает, то виноват в этом главный цилиндр - «перепускает». Из-за его неисправности может увеличиться рабочий ход педали, в других случаях - колеса не полностью растормаживаются. Придется его снять. Для этого сливаем жидкость из бачка, например, отвернув прокачные штуцера на передних тормозных механизмах. Снимать бачок с главного цилиндра без необходимости не стоит. Детали привада контура «правый передний - левый задний тормоза» выталкиваем отверткой со стороны торцевой заглушки. Снимаем главный тормозной цилиндр Придирчиво (они того стоят!) осматриваем детали. Не спешите выбрасывать старый и устанавливать на машину новый главный цилиндр - успеется. Вы же не из тех, кто бросает деньги на ветер! Давайте разберем его и посмотрим, можно ли отремонтировать. Зеркало цилиндра и рабочие поверхности поршней должны быть совершенно чистыми, без ржавчины, рисок и других дефектов. В нашем случае все так и оказалось, но были изношены резиновые уплотнительные кольца. Заменив их, собираем главный ци ­ линдр в обратной последовательности, смазав детали свежей тормозной жидкостью. Теперь займемся исполнительными механизмами. Простая, надежная конструкция передних тормозов «Самары» позволяет задумываться о ней только при смене колодок. Но многим приходится ездить по зимним дорогам, щедро сдобренным «антиавтомобильными» составами. И однажды, сняв колеса, вы замечаете, что колодки изношены крайне неравномерно: соль, вода, грязь, высокая температура (при торможении диск нагревается до сотен градусов!) сделали свое дело. Механизмы частично или полностью потеряли подвижность. Если заедает поршень, можно попытаться его «расшевелить», но коррозия часто так повреждает рабочие поверхности, что даже «разработанный» нормально работать не сможет. Резиновые уп ­ лотнительные кольца в контакте с ржавым «зеркалом» быстро износятся, появится течь. Лучше всего заменить цилиндр в сборе с поршнем. Приподнимаем и устанавливаем на надежные подставки передок автомобиля. Еще лучше работать на подъемнике. Придирчиво осматриваем тормозные шланги: малейшие трещины недопустимы. Ни в коем случае при нажатой педали тормоза шланг не должен выпучиваться. ТакиеЕсли же нужда в этом есть, то. поддевая большой отверткой, силой извлекаем его из резиновых втулок. Зажимаем главный цилиндр в тисках. Ключом «на 22» отворачиваем торцевую заглушку. Порой без молотка здесь не обойтись.Ключом «на 10», а еще лучше - специальным ключом для тормозных штуцеров отворачиваем трубопроводы и отсоединяем их от главного цилиндра.Чтобы подпружиненные детали цилиндра не потерялись, придерживаем их рукой со стороны фланца и ключом «на 12» отворачиваем два стопорных винта снизу цилиндра.Ключом «на 17» отворачиваем две гайки крепления главного цилиндра к корпусу вакуумного усилителя тормозов.Вынимаем детали привода контура «левый передний - правый задний тормоза». шланги заменяют! Если же шланги прослужили больше пяти лет или 125 000 км, то их меняют в обязательном порядке!Вращая колесный цилиндр руками, «свинчиваем» его стормозногошланга. Правильней отворачивать гибкий шланг со стороны тормозной трубки. Но если шланги в замене не нуждаются, то не стоит лишний раз трогать это соединение. Устанавливая цилиндр таким способом, гибкий шланг ввинчиваем в него на весу, чтобы не перекручивать. И не забудьте поставить новую медную уплотнительную прокладку под наконечник шланга! В некоторых случаях стоит разобрать и рабочий тормозной цилиндр. Например, при утечке жидкости. Если его «зеркало» и поршень в порядке, а повреждено лишь уплотнительное кольцо, то резонно заменить только его. В остальных случаях (коррозия и т. п.) заменяем цилиндр в сборе. Начнем с разборки.Штангенциркулем измеряемталщинурабочей частитормозногодиска. Она должна быть не менее 10,8 им. На поверхности диска не должно быть задиров, глубоких рисок. В противном случае его заменяем.Ключом «на 17» ослабляем крепление тормозного шланга на цилиндре.Шестигранником «на 10» отворачиваем два болта крепления цилиндра к суппорту. Если приторможениина педали ощущаются толчки, то следует проверить осевое биение тормозного диска индикатором часового типа. Наибольшее допустимое биение - 0,15 мм. Нагнетая воздух через впускное отверстие для жидкости, выталкиваем поршень из цилиндра. Но виновником биения может оказаться не диск, а ступица колеса. Чтобы это проверить, поставьте метку на диск в месте наибольшего (или наименьшего) биения. Сняв диск со ступицы и повернув относительно ее на 180°, снова измерьте биение. Если метка «ушла» на 180°, то виновна ступица. Собираем тормозной механизм в обратной последовательности. Смазываем консистентной смазкой направляющие пальцы. Они должны перемещаться свободно, без заеданий. Обнаружив коррозию, заменяем пальцы и резиновые чехлы. Если вы решили ремонтировать тормоза в несколько этапов, то после каждого вмешательства, связанного с попаданием воздуха в систему, обязательно прокачивайте ее, действуя в соответствии с руководством по ремонту «Самары». В следующем номере журнала мы расскажем, как привести в порядок механизмы задних колес, стояночный тормоз и регулятор давления. I»IОтгибаем угол стопорной шайбы нижнего и верхнего болтав крепления цилиндра к направляющим пальцам. Сняв стопорное кольцо и защитный пьшьник, танкой отверткой извлекаем уплотнительное кольцо. Если зеркало цилиндра и поршень не повреждены, то, заменив уплотнительное кольцо, собираем механизм в обратной последовательности, смазав детали тормозной жидкостью. Обязательно заменяем пыльник новым. Даже устанавливая новый цилиндр в сборе, посмотрите, есть ли под пыльником графитная смазка. Если нет - смажьте.Ключом «на 13» отворачиваем болты, удерживая направляющие пальцы ключом «на 17».