106
107
108
110
111
IМЫ И АВТОМОБИЛЬ |ЕВРАЗИЙСКИЙ/ЭКСПЕДИЦИЯмы дошли до истоков БЕНЗИНОВОЙТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, APEHC БЕРНДТРЕКИИтак, мы дальше не едем. В Коми не встали реки, нет ледяных переправ, а это значит, что Заполярье так и останется недостижимой целью. Дорожное начальство в Сыктывкаре предложило «туристический» вариант окончания экспедиции: с национальными песнями и танцами среди оленей. Может быть, кому-то это и показалось бы заманчивым, но нам... Стоило ли ехать три тысячи километров, рассказывать всем встречным-поперечным о возможностях автомобилей, если ни Полярный круг не пересекли, ни бездорожья толком не попробовали. А как обидно экипажу «Урала»: в воде тонули, на морозе мерзли, ночь не спали - машину чинили - и догнали-таки остальных, чтобы ехать дальше. И тут - все? Приехали? НАШИ НЕ СДАЮТСЯ! Безвыходных положений не бывает, если, конечно, не опускать руки. Эта житейская истина оказалась верной и на сей раз. Нам все-таки удалось организовать последнюю часть пути: на платформах со станции Ираель (это примерно на полпути между Ухтой и Печорой) до Усинска. Чуть больше 300 километров поездом, а там - снова своим ходом.Из столицы Коми экспедиция выезжала в полном составе, веря в конечный успех. И пусть температура плюсовая, а на ногах - промокшие валенки (ботинки были в «Титанике» - теперь, может быть, всплывут по весне в низовьях Камы), пусть небывало крупный снег валит, залепляя фары и стекла машин, пусть в придорожной столовой не дают обед («вы же сами маршрут изменили, а нас никто не предупреждал»...). Экспедиция продолжается!ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СПОНСОР ЭКСПЕДИЦИИ -КОМПАНИЯ«АВТОАУДИОЦЕНТР» Ираель Как по заказу, дорога тоже стала сложнее и увлекательнее. Хотя техника вышла на уборку снега (злые языки поговаривали, что это-де специально ради нас: соорганизатор-то Росавтодор, вот местные управления и стараются показать работу) - куда ей справиться с пургой! Мгновенно наметает сугробы. По обочинам попадаются слетевшие с дороги грузовики. Для них наша экспедиция - удача, ведь нас сопровождает ГИБДД, Инспекторы сразу передают информацию на пост - не придется водителям куковать сутки в ожидании помощи. Легкомысленных легковушек все меньше, чаще встречаются УАЗы, а вообще-то дорога пустынна. После Ухты асфальт сменяется зимником. Молодые ребята из ДПС (им хочется посмотреть на машины в деле) подзуживают: подумаешь, зимник, на «Жигулях» проехать можно! А слабо по лесному проселку? «Это вот проселок? Да здесь же целина!» - «Ну да, целина! Я тут на «уазике» на охоту езжу» - «И далеко проезжаешь?» - «Да километра через три можно снова на дорогу выехать!» Уговаривать участников не пришлось. Первыми бросился на штурм охотничьей тропы, естественно, «Урал». И быстро скрылся в лесу. За ним устремились УАЗы, легко побежал «Соболь», потом - «Нива» и КИА. Один из автоинспекторов, оставшийся около своего автомобиля, задумчиво произнес: «Здесь, наверное, с осени никто не ездил. Снегу по пояс будет. Или побольше». Мало того, под снегом оказался еще и лед. И нашего «Титаника» стало по нему носить: того и гляди «впишется» в могучую ель! Пришлось останавливаться. Да и остальные, потеряв скорость, встали - сугробы выше бампера. Что ж, метров сто снежной целины одолели - это вам не шутки! Обратно выбирались с помощью «толкачей», но никто не жаловался - приключение! Кстати, и автоинспекторы с видимым удовольствием помогали выталкивать машины.Окончание. Начало - в ЗР, 2001, № 1 , 2 .ЮРИИ НЕЧЕТОВ ОБ АВТОМОБИЛЯХ ЭКСПЕДИЦИИ «Ода» ИЖ-2126 показала рекордно низкий средний расход топлива меньше 10 л/100 км, а на шоссе (задний привод) и вовсе около 8 литров. По водительским ощущениям, при езде на заднем приводе не отличается от своего серийного неполноприводного собрата. Очень широкий салон - левой двери касаешься не плечом, а локтем. Удобные сиденья с хорошо фиксирующей тело спинкой. Руль от ВАЗ-2110 (с неуместной надписью «Лада») сильно смещен влево. Внутри шумно: слышна трансмиссия, особенно с включенным «передком», скрипит и пластик в салоне. В мороз холодно ногам - вентилятор исправно гонит воздух к радиатору «печки», но большая его часть попадает в салон «досрочно» через щели в воздуховодах и дует ледяной струей как раз в ноги водителю и переднему пассажиру. Впрочем, наш ИЖ - ветеран, а у новых автомобилей, возможно, этого недостатка нет. У «Оды» абсолютно не обмерзали стекла в мороз, но это, собственно, не ее заслуга - стекла были оклеены изнутри затемненной пленкой, игравшей роль дополнительной теплоизоляции. По внедорожным качествам автомобиль примерно равен «пляжным» джипам. Благодаря увеличенному дорожному просвету параметры геометрической проходимости 2126 чуть лучше, чем у обычного ИЖа, но отсутствие повышающей передачи в раздаточной коробке затрудняет езду по тяжелому грунту и сложнопересеченной местности. Иными словами, может вполне уверенно преодолевать снежную кашу или раскисший проселок, но для бездорожья не годится.УАЗ-3160 - болтается по дороге, как мыло в ванной, удержать на прямой его сложно. Корректирующее действие рулем - около четверти оборота! Слабая обратная связь - не желает возвращаться в «нейтраль» после поворота. Водители из Ульяновска, конечно, отличные ребята, они искренне убеждены, что и машины их отличные, и даже могут доказать это на деле, но все ли обладают такой квалификацией? Впрочем, может быть, это нам достался не самый лучший экземпляр «шестидесятого» УАЗа, к тому же он уже прошел почти 120 тысяч километров и «булыжник»... Не понравилась педаль тормоза - не хватает информативности по усилию. Узкая колея, мягкая длинноходная подвеска и, вместе с тем, высокий и широкий кузов. Как результат - крены, валкость. Что удивительно, при сравнительно короткой базе почти не «козлит». А вот моторы 2,9 л просто блеск! «Тракторная» тяга на низах - то, что нужно вездеходу, и простая конструкция, чтобы отремонтировать в глуши. Салон очень широк и просторен. Любые колдобины нипочем - проглатываются подвеской, а ты сидишь себе где-то наверху и лишь покачиваешься. Еще из недостатков: нет информации на приборной панели о том, какой режим трансмиссии включен. Приходится ориентироваться лишь по положению рычагов и по звуку. УАЗ-3162 ведет себя на дороге лучше - сказывается большая база. Просто гигантский салон и багажник. При -30°С обмерзла заслонка во впускном тракте и мотор стал раскручиваться до предельных оборотов - на обочину, капот вверх, пара ударов по «саботажнику» - и все заработало как надо. На обоих УАЗах стояла шоссейная резина, и только она ограничивала «АВТОАУДИОЦЕНТР»ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СПОНСОР ЭКСПЕДИЦИИ -КОМПАНИЯ МЫ И АВТОМОБИЛЬАВТОМОБИЛЬНАЯ... ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ? Вот она, станция Ираель. Традиционные хлеб-соль (это превратилось в аттракцион: местные жители, похоже, специально встречали нас караваем, чтобы посмотреть, как вечно голодные участники уничтожают его вмиг. И в каждом следующем городе удивлялись: говорят, вы весь хлеб съедаете?). Радушный прием. Несколько часов ударными темпами грузили экспедиционные машины на платформы: расставляли, забивали под колеса упоры, вязали проволокой. Когда ближе к ночи, наконец, закрепили все восемь (какой же здоровенный все-таки «Урал»!), выяснилось, что все участники хотят ехать в автомобилях. Желающих «прохлаждаться» в пассажирском поезде не нашлось. Но - безопасность есть безопасность, и на платформах отправились только водители, фотограф Саша Батыру и газовский оператор Сергей. Прощание было недолгим. Платформы с такими уже родными автомобилями и участниками уплыли в ночь. А оставшиеся полтора десятка человек стояли на перроне в ожидании поезда и пели песни. Немцы - на мелодию «битловской» «подводной лодки»: «We all drive in the Komi Republic», россияне: «По тундре, по широкой дороге». Впрочем, оживление быстро улетучилось, когда пришел поезд. Для немцев так это был просто шок: обшарпанный общий вагон, полки без матрацев, полупрозрачные от грязи окна... В Печоре, рано утром, набилось народу - сидеть негде. Вахтовикинефтяники ехали на работу, шумно переговаривались, не выбирая слов. В Усинск прибыли к полудню. И первое, что увидели в мутном вагонном окне, - внушительную группу встречающих с... транспарантом: «Привет участникам автопробега!».их вездеходные качества. Если бы стояла пусть самая дубовая стандартная, но зубастая, они бы, думаю, смогли пройти за «Уралом» по целине. Лучше всего 3162 чувствует себя на плохой дороге и бездорожье. Нуждаются в доработке рулевое управление и тормоза (это уже по результатам наших тестов на полигоне). На морозе оба УАЗа заводились без проблем. «УРАЛ-3255». Громадный пятнадцатитонный вахтовый автобус «Урал» - это наша страховка на случай самого серьезного бездорожья. Двести сорок лошадиных сил, три ведущих моста, централизованная система подкачки шин. По целине этот мастодонт гонит перед собой волну снега высотой в рост человека! На шоссе он для колонны тоже не обуза - держит крейсерские 80 км/ч, иногда разгоняясь до 90 км/ч. Правда, и аппетитом отличается богатырским - 50-60 литров солярки на сотню километров. В его «двухкомнатной» будке разместились и мобильный офис, и штабквартира, и конференц-зал. Комфортабельные условия в самые су-ГЕНЕРАЛЬНЫЙСПОНСОР ЭКСПЕДИЦИИ-КОМПАНИЯ«АВТОАУДИОЦЕНТР» МЫ И АВТОМОБИЛЬ"ЖШК ИСТОКАМ БЕНЗИНОВОЙ РЕКИ ли, как было страшно за «Урал» (неужеУсинск - молодой город, ему лишь ли опять с ним что-то случится?!). Как на четверть века. И люди живут молодые, одной из станций подошел человек, мобильные. В основном, нефтяники. представился пожарным и потребовал Несколько лет назад бурное развитие штраф за то, что у автомобилей в баках здешних мест замедлилось, а потом осбензин, аккумуляторы не отключены и тановилось совсем. Как ни парадокдвигатели работают (интересно, а люсально, нефтяные компании здесь владям в 20-градусный мороз в машинах зачили жалкое существование, разработмерзать что ли?). Увы, порядок есть пока месторождений резко упала, зарпларядок, хотя и негуманный. Впрочем, ты стали нищенскими. И город начал проверяющий довольствовался шестнадцатью рублями, и наши постремительно угасать. Квартиры ехали дальше, не выключая продавали за бесценок, уезжали на ХарьягинскИЙ. двигателей. Большую землю. Но вот недавно в Коми пришел «ЛУКойл», и Усинск снова ожил. Это видно и на дорогах: много грузовиков, значит, есть работа, полно и частников, значит, платят деньги. К вечеру воссоединились с той частью экспедиции, которая ехала с машинами на платформах. Рассказов наслушались! О том, как сильно качались привязанные автомобиНаконец, экспедиция приблизилась к кульминации: до Полярного круга остались считанные километры! Ранним утром (хотя в этих местах оно через тричетыре часа плавно переходит в вечер: солнце движется где-то ниже линии горизонта, живописно освещая небо, а потом постепенно гаснет) дружная колонна выехала на Харьягинский. И сразу географическое открытие! Оказывается... никакого Харьягинского нет. Место, которое мы обозначили как конечную точку маршрута, здесь называют иначе Харьяга. И по его имени нефтяное месторождение - Харьягинским. Так что свидетельствуем: в географические карты надо вносить изменения. А где же Северный Полярный крут? «Не бойтесь, не проедем», - пообещали наши «Сусанины». И правда: долгожданная точка отмечена специальным знаком. Вот он! Крики «ура!» (троекратное, раскатистое), почетные круги на автомобилях и пешком вокруг знака (что вы делаете, это же не ось, ребята! Полярный круг - линия!), качание командора (6е-ГЕНЕРАЛЬНЫИ СПОНСОР ЭКСПЕДИЦИИ -КОМПАНИЯ«АВТОАУДИОЦЕНТР» регитесь радикулита, ой-ей-ей...), массовая и индивидуальная фотовидеосъемка. Все, вперед, дальше. Темнеет, внезапно кончается лес и начинается бескрайняя равнина - тундра! То там, то здесь, как новогодние елки в огнях - буровые вышки. Где-то полыхают факелы попутного газа, и от них в красно-синем небе тянутся темные, клубящиеся следы. Фантастическое зрелище! И вот море огней - Харьяга: здесь большой вахтовый поселок, здесь идет добыча и первичная переработка нефти. Но мы чувствуем: остановиться невозможно. Надо ехать и ехать по синей тундре, без дороги, по гусеничному следу тягачей, в даль. Где-то впереди светлеет небо. Потом показывается огненная точка. Она все больше, больше. Факел! Подъезжаем ближе и видим заиндевевший вахтовый поселок, покрытые шапками снега вагончики, белые от инея тягачи. Людей в первую минуту не было - работали, наверное. Но как только колонна въехала в поселочек, набежал народ, позвали мастера. Мастер Сергей сообщил, что приехали мы на 141-ю скважину Харьягинского месторождения, устроил «крещение», измазав наши физиономии нефтью. С коричневыми, как у индейцев, лицами, счастливые, мы отсалютовали шампанским и ракетами. Дошли-таки! Вот она, достойная вершина маршрута: за Полярным кругом, на нефтяной скважине, где добывают «пищу» для наших автомобилей (и важную добавку в нашу кровь), среди работяг-вахтовиков... Да. Экспедиция завершилась. Автомобили с честью выдержали все испытания (тут кое-кто из участников добавит: и посильней одолели бы). Люди, с которыми был пройден неблизкий путь, стали совсем своими. Теперь мы знаем, как они любят свои автомобили, с каким неподдельным патриотизмом относятся к своим заводам. И благодаря им, отличным мужикам, мы сами стали больше понимать проблемы автозаводов, еще больше поверили в их будущее. Но, пожалуй, главное из увиденного: в самых, казалось бы, диких местах есть жизнь. Обычная, будничная, без какого бы то ни было героизма. Жители самых дальних окраин и самых затерянных глубинок работают, строят, растят детей. И помогают им в этом автомобили. В основном, наши скромные отечественные автомобили. 1»1ровые морозы обеспечивает отопи- показать товар лицом, готовя машины тель ОВ-95 производительностью 95 к пробегу. Исключение составляет, потыс. ккал/ч. жалуй, лишь «Спортидж», взятый с ди«СОБОЛЬ» ГАЗ-27252. В отличие лерской стоянки накануне отъезда. В от обычного, у полноприводного общем, первое знакомство в условиях ре«Соболя» (ЗР, 2000, № 6) спереди альной эксплуатации состоялось. Слевместо независимой подвески устадующий шаг за производителями - полновлен неразрезной ведущий мост с ноценным конвейерным производсткрестовинами в ступичных узлах. вом: новинки будут востребованы, о Продемонстрированные прекрасчем свидетельствует живой к ним инные вездеходные возможности слетерес. Даже при изобилии иномарок на дует отнести не только к самому авулицах больших городов, у отечествентомобилю, но ик его подготовке - на ных автомобилей, наряду с низкой ценашей машине вместо стандартных ной, остается еще пара сильных козыбыли установлены межколесные рей - простота ремонта и обеспечендифференциалы повышенного треность запчастями. А для полноприводния. Они несколько ухудшают повеника, которому на роду написано эксдение машины при маневрировании плуатироваться вдали от сервиса, эти на асфальте, но незаменимы там, где качества трудно переоценить. колеса начинают буксовать. У груженого «Соболя» идеальная для вседоЦЕНЫ, РАСХОДЫ рожника развесовка 50:50. Зубастые Расход топлива в пробеге дается универсальные шины расставлены для шоссе и примерный средний с широко и легко идут по колее грузоучетом длительных периодов работы вика при условии, что она не слишна холостых оборотах «на печку». ком глубокая. Оборотистый «406-й» ИЖ-2126 «Ода»: цена - около 100 мотор хорош на асфальте, но для тыс. руб.; расход топлива в пробеге вездехода - не лучший выбор. Впро(АИ-91/93) - 8-10 л/100 км. чем, завод обещает со временем усУАЗ-31605 и 31625: цена - 235 и 281 танавливать и 2,9-литровый УМЗ-421 тыс. руб., соответственно; расход топ(как на обоих УАЗах), и дизельный лива (АИ-91/93) -13-16 л/100 км. ГАЗ-560. Как и на всех отечественных «КИА-Спортидж»: цена - 408 тыс. полноприводниках, воет и трудно руб. ($14 400); расход топлива (АИвключается раздаточная коробка. 91/93 неэтилированный) Еще одна отличительная особен10-14 л/100 км. ность нашей машины - обновленная ВАЗ-2123 «Нива»: цена - ориентивнешность. Именно так со временем ровочно 230 тыс. руб.; расход топлидолжны будут выглядеть все «собова (АИ-95 неэтилированный) ли» и «газели». 9-13 л/100 км. P. S. Выяснять пределы прочности и ГАЗ-27252 «Соболь»: цена - не опвыносливости автомобилей не входилоределена, предположительно около в задачи экспедиции. За исключением оттыс. руб.; расход топлива (АИ190 дельных участков, машины шли в дос/93) -14-17 л/100 км. 91 таточно щадящем шоссейном режиме,«Урал-3255»: цена - договорная, поэтому крупных поломок не было. Не ориентировочно 900 тыс. руб.; расход будем забывать, что заводы старались дизельного топлива - 50-60 л/100 км. Мы признательны спонсорам, благодаря помощи которых наша экспедиция состоялась. Генеральному спонсору - фирме «Автоаудиоцентр», продвигающей на российском рынке автомобильную аудиотехнику марки «Урал». Спонсорам: фирме «БелМаг» - изготовителю шаровых опор и наконечников рулевых тяг; немецкой компании «Ликви Моли - масла, присадки, автокосметика»; фирме «Дафми» - тормозные колодки. Наш соорганизатор - Росавтодор. Отдельное спасибо ГИБДД России.DJfmi«АВТОАУДИОЦЕНТР»ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СПОНСОР ЭКСПЕДИЦИИ - КОМПАНИЯ