16
17
18
IАКТУАЛЬНО | /МНЕНИЕДЕСЯТИЛЕТИЕ ИМЕНИ ФЕДОРОВАГОСАВТОИНСПЕКЦИЯ РОССИИ: ПОПЫТКА РЕТРОСПЕКТИВЫТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ ФОТО / КОНСТАНТИН ЯКУБОВ а, наверное, глупо и наивно поДдо большее неискоренима. Может, кто и назовет это пережитком авторитаризма, но обывательское убеждение,Так или иначе, соблазнительно поискать взаимосвязь между стилем и результатом руководства. Особенно при-личности руководителя судить обо всей организации. Тем более, если речь идет о службе, действующей на территории всей страны. Но куда денешься - «нашенская» привычка видеть в «начальстве» не просто штатную единицу, функцию, а нечто гораз-что от руководителя зависит все и роль его определяющая, имеет под собой некоторое основание. А сомневающиеся пусть ответят, почему у наших чиновников вдруг возникают повальные увлечения то теннисом, то горными лыжами...менительно к автоинспекции, работа которой на виду у каждого автомобилиста. Есть и повод: бессменный руководитель ГАИ - ГИБДД, занимавший свой пост десять лет при пяти (!) министрах внутренних дел, ушел в отставку. В прошедшее десятилетие перемен, метаний, реформ, происходивших в стране, во главе автоинспекции стоял один человек. Куда вел он вверенное ему ведомство ик чему привел? БАЛЛЫ, ШТРАФЫ, ЭВАКУАТОРЫ... Обаятельный, с лукавыми морщинками вокруг глаз, коллекционер курительных трубок, которыми вальяжно дымит на рабочем месте, - образ «главного гаишника», в 1992 году возглавившего автоинспекцию России, никак не вязался с ожидаемым. Не прямолинейный милиционер, нет интеллигентный, остроумный, располагающий к себе человек. Едва вступив в должность, генераллейтенант удивил страну, проехав по ней инкогнито, дабы поймать нечистых на руку подчиненных. Было много шума. Хотя если трезво прикинуть: руководителю службы стало известно то, что знает в стране каждый автомобилист - немножко странная сенсация. И тем не менее, народ встрепенулся: неужели грядут перемены, неужели новый начальник наведет порядок, избавит нас от взяточников в милицейских погонах? Перемены, действительно, не заставили себя ждать. И какие! Забытые было в конце восьмидесятых штрафные талоны возродились в начале 1993-го в виде временных разрешений. Снова водителей стали наказывать дважды за одно нарушение: штрафом и баллами. Опять в руках нечестных автоинспекторов появился мощный инструмент вымогательства взяток: за 15 баллов грозило лишение «прав» от трех месяцев до полугода и нарушители, чтобы избежать этого, готовы были раскошеливаться. И это решение инициировал человек, так убедительно говоривший о нарушениях в рядах ГАИ! Кроме того, в КоАП РСФСР были внесены поправки, дающие в руки автоинспекции по сути дела неограниченные полномочия. Задержание автомобиля, изъятие удостоверений до уплаты штрафа, платные штраф-стоянки. Забыл водитель «права»? Его на полном основании можно выкинуть из машины, а ее забрать на коммерческую стоянку, пока не привезет документы. Услуги штраф-стоянки в Москве - тысяча рублей в сутки, да ив других городах мало не покажется. Жаловаться некому: деньги-то коммерсанты берут бизнес это, рыночная политика у нас.И пошло, и пошло... Началась мода на платные парковки. Автоинспекция, следуя распоряжениям местных властей, расцветила наши города знаками, запрещающими остановку. В 1994 году в демократической России узаконили «блатные номера». Так называемые федеральные регистрационные знаки давали индульгенцию практически на любое нарушение Правил. А потом ввели и милицейские синие. При этом в течение многих лет начальник Государственной автоинспекции выходил в рейд. Сам генерал, как рядовой постовой, его заместители стояли на дороге и «тормозили» машины с «мигалками», федеральными номерами и всякими хитрыми пропусками. Они, невзирая на лица и должности, ловили незаконных «льготников». Противоречия, противоречия...ГАИ к демократичности, чем показательные ежегодные рейды ее начальника. Да, за прошедшее десятилетие Государственная автоинспекция России сделала заметные шаги к правовому устройству, хотя, кажется, стремилась к противоположному. В конце концов новый КоАП, принятый Госдумой, отменил и временные разрешения, и эвакуаторы, и изъятие «прав», и многое, многое другое, что предлагали поборники закручивания гаек. И вот сегодня сотрудник ДПС организует движение и останавливает нарушителей, решение же об их виновности принимает суд. И это действительно настоящая революция в работе Государственной автоинспекции. К ней самой, впрочем, имеющая очень мало отношения.БЕССМЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГАИ - ГИБДД, ЗАНИМАВШИЙ СВОЙ ПОСТ ДЕСЯТЬ ЛЕТ ПРИ ПЯТИ (!) МИНИСТРАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, УШЕЛ В ОТСТАВКУ.РЕВОЛЮЦИОННАЯ ЛИХОРАДКА Вообще, все, что происходило десять лет в нашей автоинспекции, было не просто двойственным. Автомобильную жизнь страны трясло, как в лихорадке! Ужесточение требований приводило к произволу (или угрозе произвола) со стороны автоинспекции, что, в свою очередь, вело к протестам водителей. В советские времена все ограничилось бы разговорами на кухне или в гараже. В девяностые на борьбу с неразумными или нарушающими права автомобилистов решениями поднимались журналисты, юристы, политики. И добивались своего. Надо отдать должное автоинспекции, она не упорствовала. Признала рукописные, не заверенные нотариусом доверенности на управление автомобилем, не противилась продаже автомобилей по договору в простой письменной форме, запретила техосмотр «на дороге», отменила принятые было талоны токсичности и многое другое, о чем сегодня, может быть, не вспоминают, но что существенно и безосновательно осложняло нашу жизнь. И это, пожалуй, лучшее свидетельство движения ВСЮДУ ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ На наших глазах произошел и еще один переворот. Его можно назвать коммерциализацией ГАИ. В общем-то, с наступлением рыночной экономики во всей стране деньги стали играть главную роль, все покупается и продается. Странно было бы ожидать иного от автоинспекции, сидящей на золотой жиле. Но такой размах... Долго перечислять общеизвестное смысла нет: можно купить «права» и медицинскую справку для их получения, в любом мало-мальски известном автосалоне приобрести регистрацию автомобиля, организовать «гаишное» сопровождение. А вот, пожалуй, самые масштабные решения: переименование в 1998 году ГАИ в ГИБДД, названное реформой (в чем она состояла, до сих пор никто не может толком объяснить). И введение инструментального технического осмотра. Генерал Федоров рассказывал: суть реформы в том, что автоинспекторы станут помогать водителям. И эти благостные, но очень неконкретные намерения осуществлялись на совершенно конкретные и совсем не маленькие деньги. Что стало с намере-^°° -I Ч — АКТУАЛЬНО |кодексе этот механизм был бесконечно далек от нормального, правового. Дисциплинированность водителей основывалась не на строгости и исполнимости Закона, а... на мздоимстве автоинспекторов. Главным рычагом оплаты штрафа было изъятие, по сути, в залог, «прав». В задержании водительских удостоверений одинаково не заинтересованы были и автомобилисты, и инспекторы, которые, к обоюдному удовольствию, «договаривались». Водители худо-бедно соблюдали Правила, материально заинтересованная автоинспекция ловила нарушителей.ниями - мы видим, а что с деньгами догадываемся. Впрочем, поскольку вынуты не из нашего кармана, считать их не хочется. Зато техосмотр влетел в копеечку автомобилистам. Да, здесь тоже на словах все было правильно и разумно: состояние транспорта у нас - ни в какие ворота, надо за ним следить, контролировать. А «инструменталка» этому поможет. Результат: ТО - в руках неких фирм, взятки, отсутствие объективных результатов осмотра. Соответственно, никаких улучшений в техническом состоянии автомобилей.ЗА ПРОШЕДШЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВТОИНСПЕКЦИЯ РОССИИ СДЕЛАЛА ЗАМЕТНЫЕ ШАГИ К ПРАВОВОМУ УСТРОЙСТВУ, ХОТЯ, КАЖЕТСЯ, СТРЕМИЛАСЬ К ПРОТИВОПОЛОЖНОМУ.ТИХИЙ САБОТАЖ Коммерциализация автоинспекции происходила явно и ее собственными стараниями. Демократизация - в основном, вопреки ее воле. Зачастую, как это было, например, с временными разрешениями, ГИБДД подчинялась решению Верховного суда. И в этом, вероятно, ответ на вопрос о том, что случилось в 2002 году. Произошел грандиозный (хотя, может быть, на первый взгляд незаметный) провал в деятельности автоинспекции и безопасности дорожного движения. Все началось с принятия зимой прошлого года главы 12 Кодекса об административных нарушениях РФ. Да, специалисты ГИБДД и Минтранса явно переборщили в своих попытках вернуть новый КоАП во времена авторитаризма, предлагая в рассматриваемый Думой кодекс возврат баллов, эвакуаторов и прочие «прелести». В нынешнее время эти решения пройти не могли. И не прошли. Что само по себе, конечно, хорошо. Плохо другое: из стройного, взаимоувязанного документа вырвали куски. И он стал противоречивым, трудноисполнимым, нелогичным (о чем ЗР писал не раз). Наверное, наиболее существенным недостатком нового кодекса стало отсутствие действенного механизма наказания нарушителей. Да, при старом И вдруг пусть и негодное, но болееменее устойчивое равновесие было нарушено. Как сегодня заставить водителя платить штраф - неизвестно. А главное, непонятно, какой смысл инспектору останавливать нарушителей. Тем более, не продумана ни доказательная база нарушений, ни система рассмотрения дел о нарушении Правил в суде. Что делать в такой си-нарушителя можно только по протоколу. Писать полчаса бумагу, по которой водитель, может, еще и платить потом не будет, патрульным не хочется. А денег «на месте» им никто не предлагает. Вот и стала автоинспекция смотреть на нарушителей сквозь пальцы. У водителей, подстрекаемых иными СМИ и самой ситуацией на дороге, появилось чувство полной безнаказанности. Все это привело к провалу в безопасности движения. Впервые в истории Российской Федерации количество аварий за год настолько подскочило - сразу на двенадцать процентов! Год 2003-й начинается снова с ГАИ, но уже без генерал-лейтенанта милиции Федорова во главе ее. Итог прошедшего бурного десятилетия автомобилизации подвести очень не просто. Все мы, и водители, и автоинспекция, стали другими, изменилась и страна. Вместо полного слепого подчинения человеку в милицейских погонах - недисциплинированность на дорогах. Вместо декларируемого взаимопонимания автомобилистов и ГАИ - противостояние, победу в котором одержать невозможно (что и показал, в частности, новый КоАП, в результате борьбы ставший похожим на лоскутное одеяло). Вместо власти Закона - главенство денег. И, несмотря ни на что - заметные шаги к демократизации взаимоотношений на российских дорогах.ГОД 2003-Й НАЧИНАЕТСЯ СНОВА С ГАИ, НО УЖЕ БЕЗ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА МИЛИЦИИ ФЕДОРОВА ВО ГЛАВЕ ЕЕ. ВСЕ МЫ, И ВОДИТЕЛИ, И АВТОИНСПЕКЦИЯ, СТАЛИ ДРУГИМИ, ИЗМЕНИЛАСЬ И СТРАНА.туации ГАИ? По логике вещей - срочно ликвидировать образовавшиеся пробелы и противоречия в законодательстве, разработать новую методику работы сотрудников ДПС. Имея серьезный научный центр, выходы в правительство и Думу, это не так уж проблематично. Вместо этого Госавтоинспекция предпочла... саботаж! Без всякой на то необходимости начальник ГУ ГИБДД запретил взимать штрафы на месте, хотя законодательство этого не требовало (до 1 МРОТ - пожалуйста!). И получилось, что наказать даже мелкого Есть ли во всем этом заслуга или, наоборот, вина человека, десятилетие возглавлявшего Государственную автоинспекцию? Вопрос неправомерен. Да и так ли уж важно понять роль в происходящем конкретного лица... Главное, наверное, в другом: нынешняя ГАИ - на пороге перемен не только из-за смены руководителя. Наша жизнь изменилась, и нужно, чтобы организация дорожного движения соответствовала ей. А еще лучше, направляла ее. И это - уже задача автоинспекции и ее нового начальника на будущее. 1»1