198
199
ТЕХПОМОЩЬ/СЕКРЕТЫ МАСТЕРАСОЛО НА ТРУБЕАРСЕНАЛ МАСТЕРОВ ТЮНИНГА ДОВОЛЬНО БОГАТТЕКСТ . ПАВЕЛ ГЛЕБЧЕНКОВ. ТЕХНИЧЕСКИЙДИРЕКТОР ФИРМЫ CARTUNINGПо большому счету, все автомобили-одноклассники шьются по одной мерке. Ведь конструкторам надо решить схожие задачи: высокий комфорт при хорошей управляемости, тяговитый двигатель с малым расходом топлива и т. д. Дитя компромисса получается сбалансированным, но довольно скучным для активного водителя. Наше ателье подгоняет машины индивидуально. Расскажем об этом на примере «Самары». МОТОРНЫЙ МЕТОД В отечественном легковом автопарке все еще преобладают карбюраторные двигатели. С карбюратора и начнем. Это одноиз древнейших устройств на автомобиле. Но на покой ветерану рановато. Ведь для того, чтобы приготовить топливную смесь, ему не нужен искусственный интеллект, скрытый в блоке управления. Благодаря этому наладить «безмозглый» автомобиль можно хоть на коленке, не тратя времени на поиск все еще дефицитных и дорогостоящих сканеров. А уж мест, куда приложить руки, в карбюраторе достаточно. Любимое занятие сервисменов - поколдовать над жиклерами. Чего проще - топливные вкручиваем побольше, воздушные - поскромнее. Результат известен заранее - на обогащенной смеси двигатель работает устойчивее. Но нарушив тонкое равновесие всех дозирующих систем, нечего пенять на коптящий выхлоп и высокий расход. Куда более эффективный способ - увеличение проходных сечений больших диффузоров обеих камер. В итоге из стандартных (для карбюратора 21083) 21/23 мм получаем 24/24. Расход воздуха растет, а сопротивление на впуске (один из факторов, сдерживающих максимальные обороты) падает. Двигатель крутится веселее, мощность в зоне высоких оборотов несколько увеличива-ется. Правда, есть и обратная сторона: мотор ощутимо скисает на малых и частичных нагрузках. Ведь на относительно небольшой частоте вращения разрежение в области диффузора с ростом его диаметра падает. Соответственно ухудшаются распыл бензина и однородность смеси. Поэтому предложенный вариант не подходит для тех, кто много возит. Им нужна тяга на «низах». Зато любителям «прохватить с ветерком» он понравится Тем более, что, как показала практика, расход топлива остается в норме. Следующая деталь, способная изменить характер мотора, распределительный вал. От него зависят моменты открытия и закрытия клапанов и высота их подъема. «Играя» этими параметрами, можно сместить максимум крутящего момента в зону более низких или высоких оборотов. То есть улучшить абсолютные показатели двигателя нельзя, возможно лишь перенастроить его под темперамент конкретного водителя. Помимо распредвалов, для подбора фаз газораспределения выпускают специальные разрезные шестерни. (В магазинах их порой предлагают доверчивым частникам. Не обольщайтесь! Проку от этой покупки не будет. Ведь оптимальные фазы стандартного мотора подобраны на заводе.) Это товар для специалистов, доводящих моторы «покрупному», когда речь идет о серьезном вмешательстве в конструкцию. Радикальный метод улучшения ездовых качеств - увеличение литража. Мы используем три типа коленчатых валов с радиусами кривошипов 74,8, 78 и 80 мм. Чтобы поршни при этом не вылезли за пределы блока, их тоже заменяем на специальные, со смещенным отверстием под палец.Некоторые мастера предлагают не трогать коленвал, а увеличить диаметр цилиндров. Говорят, максимально возможный для «самар» - 84 мм. Может быть. но смущают очень тонкие межцилиндровые перегородки. Смогут ли они долго противостоять переменным нагрузкам и высоким температурам? Настоящим спортсменам на ресурс наплевать, главное - результат. Думаю, что у частника все же иные критерии. По той же причине не советую облегчать коленвал, поршни и маховик. «Легкий» двигатель хорошо набирает обороты, зато хуже уравновешен Подросшему мотору тяжело дышать: приходится увеличивать проходные сечения впускных и выпускных каналов. Операция требует аккуратности: за тонкими стенками - рубашка охлаждения. И, конечно, следует позаботиться о выхлопе. Для снижения противодавления нужны трубы большого диаметра и соответствующие резонаторы и глушители. Причем заменять надо весь выпускной тракт, компромиссы малоэффективны. Мы предпочитаем изделия фирмы Supersprint Контора работает с 1955 года и хорошо известна среди производителей суперкаров и поклонников тюнинга. ВЫВЕСТИ ИЗ ТРАНСА Доводка автомобиля - дело комплексное. Работа всех узлов и агрегатов согласована. Тронув что-то одно, приходится подгонять под него другое. Вот, например, сцеппение. Для приба-Такая стойка снижает проходимость, но улучшает управляемость. Специальные накладки хорошо держат крутящий момент. Большие диффузоры а разрезе.Разрезные шестерни нужны для подгонки фаз. На правах Штрения. Его задача - исключить пробуксовку ведущих колес. По конструкции встречаются винтовые и дисковые. Последние работают ощутимо жестче, но лучше ремонтируются. ЗАЦЕПИТЬСЯ И УДЕРЖАТЬСЯ То, что возросшая динамика требует более цепких тормозов, надеюсь, очевидно. Но очевидно и другое - вмешательство в систему, влияющую на безопасность, чревато большими неприятностями. Ведь провести полный цикл разработки, доводки и сертификации доморощенного узла далеко не каждому под силу. Мы поступаем проще: используем детали заводского изготовления, разбавив их импортными комплектующими. То есть система, включая главный тормозной цилиндр, суппорты, трубопроводы и регулятор - вазовские, от «103-й» модели. А диски, барабаны и колодки - именитых зарубежных производителей.рекламып TAGTP'ARTS шТакие фильтры дают прибавку до5 л. с. вившего мощности мотора прежнее не годится. Наиболее дешевый для «Самары» вариант - использовать комплект (маховик, диск и корзина) от ВАЗ21 12. Правда, в дополнение придется переделать стартер. Есть предложения подороже. Это ведомые диски с металлокерамическими или кевларовыми накладками. Оба работают со стандартным механизмом, но интенсивно изнашивают сопредельные трущиеся поверхности.Последняя дань -управляемости. Рулевое управление, упаси бог, мы не трогаем. Наш конек На очереди коробка передач с настройка подвески. В комплект главной парой. Самые популяр(фирменный от KW) входят ченые для «восьмерки» так называтыре пружины с прогрессивной емые двенадцатый и восемнадхарактеристикой и четыре аморцатый ряды. Первый предусматтизатора с укороченным ходом ривает замену шестерен первой и штока. Машина становится низчетвертой передач. Они становяткой (на 30-40 мм ниже нормы) и ся соответственно «длинной» и жесткой. Как ни странно, ком«короткой». Все остальные детафорт остается приемлемым. ли - прежние, что обусловливает Разумеется, переделки обхохорошую ремонтопригодность. дятся в копеечку. Например, доВо втором все шестерни иные, работанный карбюратор стоит нежели в серийной коробке, а около $150, головка блока передачи «сближены». Главные $1300, фирменный выпускной пары тоже подбирают по характракт - $450, ряд для КП - $350. теру - чем больше передаточное Впрочем, штучный товар всегда отношение, тем выше динамика ценится выше ширпотреба. и меньше «максималка». Но маОт редакции: Действительно. ло получить высокую мощность, у профессионалов немало возее надо реализовать в движении. можностей изменить характер Медвежью услугу может оказать вашего автомобиля. Каким путем обычный дифференциал. Знаколучше идти, чтобы «настроенмая картина: одно колесо стоит, а ная» машина полностью отвечадругое бешено вращается, не в ла желаниям (и квалификации!) силах зацепиться за скользкую владельца, мы расскажем на поверхность. Бывает такое даже примере ВАЗ-2114 в серии матена сухом асфальте. Выручает риалов под рубрикой "Тюнинг», дифференциал повышенного начатой в № 2 с. г. |эц