88
89
I ТЕХНИКА /МАШИНЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИЭПОХА ВУНДЕРКИНДОВ«ПЕРВОКЛАССНИКИ» - СИЛЬНЫЕ И УМНЫЕТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВФОРМУЛА МИНИМАЛИЗМА На протяжении десятилетий массовыми, народными были в основном маленькие автомобили. Со временем компакты совершенствовали, однако основные принципы конструкции сохраняли. Отнюдь не из вредности производители усаживали небогатых покупателей в тесные, со спартанской отделкой машинки. Основная причина заключалась в том, что маленький автомобиль проще было сделать дешевым. Дело даже не в расходе металла и иных материалов. Главное - большинству мини-автомобилей хватало простеньких маломощных (9-15-сильных) моторов с воздушным охлаждением и столь же слабеньких тормозов. Низкая максимальная скорость позволяла не мудрить над хитроумными подвесками. И уж конечно, создатели и покупатели сверхкомпактных машин вовсю экономили на комфорте. Постепенно спрос на мини, ныне причисляемые в Европе к классу А (длина до 3600 мм), падал. А к середине 90-х их продажи в Европе составляли лишь 4%. И хотя с тех пор сбыт наиболее популярных мини-автомобилей немного вырос (см. табл. 1), нынешний лидер продаж в классе В «Пежо-206» разошелся в 2001-м тиражом более 627 тысяч экземпляров, то есть большим, чем выпуск трех лидеров класса А, вместе взятых. В Японии, правда, ситуация иная. Значительные налоговые льготы на мини (к этому классу относят авто длиной до 3400 мм, с объемом цилиндров до 0,66 л) стимулируют высокий уровень продаж. В 2000-м в Стране восходящего солнца выпустили почти 1,3 млн. маленьких машин. Однако это менее 15,5% от 8,4 млн. произведенных в Японии автомобилей. КОРОБОЧКА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Нынешние автомобили А-класса (см. табл. 2) не чета предкам. Современные моторы, даже самые малообъемные японские, развивают 50-60 л. с. (наша 33-сильная «Ока» выглядит пережит-Чтобы продать мини избалованным покупателям, японские фирмы прибегают к «хитростям». «Дайхатсу-Мира Гино», например, сделан в стиле ретро. Набор оборудования «Сузуки-Плео Неста» удовлетворит самых взыскательных: двигатели мощностью 33 кВт/45 л. с. - 47 кВт/64 л. с. (самый мощный с турбонаддувом), пятиступенчатая механическая коробка передач или бесступенчатый вариатор, привод на передние или на все колеса, АБС и усилитель руля - в базовой комплектации. Конструкторы развеяли-таки миф, что для сохранения жизни при фронтальном столкновении необходимы «полтора метра железа» спереди. Нынешние мини-автомобили получают на европейских крэш-тестах EuroNCAP вполне приличные оценки - три-четыре звезды из пяти возможных. Самые высокие результаты - у наиболее современных конструкций: британского «Мини» (строго говоря, он попадает в класс В, однако перерос первоклашек лишь на 25 мм), «Фольксвагена-Лупо». Даже совсем несерьезный на вид «Смарт» получил три звезды. Показательно, что лучших результатов добились машины, созданные недавно. Их строили с учетом последних достижений автомобильной науки. А вот «ФИАТ-Сейченто» - по сути, модернизированная версия модели «Чинквеченто» 1991 года - набрал лишь полтора балла. Малыши XXI века стали динамичными, комфортабельными (например, в крохотном «Смарте» и многих «японках» есть даже кондиционер), безопасными. Причем достижения высоких технологий конструкторы умещаютком прошлого). Ведь компактная машина должна быть достаточно динамичной, чтобы не мешать на дороге «взрослым» собратьям. Самые мощные версии (свыше 100 л. с.) и вовсе потягаются со многими старшеклассниками. Разумеется, за высокую мощность малообъемных высокофорсированных моторов платят относительно невысоким ресурсом. Экологические требования тоже обязательны для всех, поэтому нынешние компактные двигатели конструктивно не проще «полноразмерных». Современный автомобиль, вне зависимости от «роста», обязан иметь эффективные тормоза (АБС на мини - все чаще стандартное оборудование), четкое рулевое управление, совершенные подвески. Кстати, чтобы сделать короткобазный, часто высокий и при этом динамичный автомобиль устойчивым и хорошо управляемым, инженерам и технологам приходится изрядно потрудиться. Наконец, нормы пассивной безопасности для малышей столь же строги, как и для старших. в очень небольшой объем, где должны с комфортом (конечно, в рамках размеров салона) разместиться еще и четверо пассажиров. Потому-то нынешние маленькие машины обходятся производителям и покупателям недешево. Сегодня пена многих компактов, даже в базовой комплектации, вплотную приближается к стоимости более вместительных и универсальных машин класса В. Например, «Сузуки-Вэгон R» в Германии стоит от 10 600 евро - примерно столько же, сколько «Опель-Корса», «Пежо-206», «Рено-Клио». Вплотную к 10 тысячам приближается стоимость «СЕАТ-Ароса» и «Опеля-Агила». За эту цену можно купить не столь именитые, зато вместительные «ХёндэГетц» и «Дэу-Калос». А «переросток» британский «Мини-Уан» обойдется и вовсе в 14 500 евро. Это уже - «Ситроен-Берлинго» или «Форд-Фокус». «Мини» - пример особенно показательный, один из наиболее ярких представителей нового поколения компактов-вундеркиндов. ИГРУШКИ для новых ЕВРОПЕЙЦЕВ Ясно, что сверхкомпактные ав томобили, по I крайней мере, в ближайшее годы, не будут самыми массовыми и популяр ными. Эту нишу уже за няли более вместительные и практичные машины классов Ви С. МалышамБлагодаря тщательно проработанному каркасу кузова и подушкам безопасности водитель «Смарта» может чувствовать себя уверенна уготована иная роль - второго, третьего автомобиля в семье, причем не просто транспортного средства - а любимой игрушки, пусть недешевой. Чтобы завоевать сердца обеспеченных, избалованных разнообразием европейских покупателей, компактный автомобиль, помимо обязательных для любой современной ма-1Разместить в «коробочке» размерами 3500x1620x1695 мм современные агрегаты и четырех человек было непростой задачей для конструкторов «Опеля-Агила».2001 г. Модель «Рено-Твинго» «ФИАТ-Сейченто» «Форд-Ка» Объем продаж, тыс. шт. 163,1 147,1 137.1ТАБЛИЦА 1. САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ АВТОМОБИЛИ КЛАССА АВ ЕВРОПЕ1996 г. Модель «Рено-Твинго» «ФИАТ-Чинквеченто» «ФИАТ-Панда» Объем продаж, тыс. ил. 216,76 147,7 65.7шины качеств, должен содержать изюминку. Быть мощным, быстрым и послушным в управлении (недаром тюнинговая фирма «Брабус» довольно успешно продает в Германии «смарты» с богатой отделкой и 70-сильным (!) мотором, способным разогнать автомобиль до 180 км/ч) или предоставлять возможность слиться с природой (неспроста все больше кабриолетов строят на платформе маленьких машин), наконец, хотя бы иметь неординарную экстравагантную внешность. Все эти удовольствия, увы, пока «не про нас». Конечно, и в России кое-кто уже оценил шарм и резвость «Смарта» и «Мини». Но таких совсем немного. А большинство россиян не жалуют микроавтомобили, тем более современные - дорогие. «Оку» покупают, простите, от безвыходности - или как самую дешевую заготовку для народного тюнинга. Дело даже не в том, что стоимость «детских», в том числе «оковских» запчастей сравнима с ценой «взрослых», а ресурс узлов и агрегатов ниже. Небогатым россиянам нужна универсальная машина с полноценным задним сиденьем, вместительным багажником, двигателем, способным уверенно тянуть нагруженный (часто сверх меры) автомобиль. Поэтому мы предпочитаем пусть и подержанную, не самую современную, но «взрослую» машину новому малышу. Посему прожекты производства простеньких «народных» машин обречены на неуспех. Время спартанских мотоколясок давно прошло - сделать автомобиль дешевым можно, лишь пожертвовав абсолютно необходимыми в XXI веке устройствами. Нам пока гораздо нужнее старшеклассники, даже не самые выдающиеся характеристиками и дизайном. За чуть большую, чем у «навороченного» малыша, цену мы получим гораздо более удобный для повседневных нужд автомобиль. А потом, поднакопив, возможно, купим для души маленькую, симпатичную, дорогую игрушку I» IТАБЛИЦА 2. НЕКОТОРЫЕ АВТОМОБИЛИ КЛАССА АМодель «Дайхатсу-Куоре» «Хонда-Лайф» «Хёндэ-Атос» «Мицубиси-Паджеро Мини Турбо» «Рено-Твинго» «Опель-Агипа» ••Смарт» «Субару-Ллео Турбо» «Фольксваген-Лупо GTi Габариты, им длина х ширина х высота 3410x1475x1420 3395x1475x1610 3495x1495x1580 3395x1475x1640 3430x1630x1420 3500x1620x1695 2500x1515x1550 3395x1475x1580 3525x1640x1460 Рабочий объем, си 3 Двигатель Мощность, «Вт/л. с. 41/56 37/50 41/56 47/64 44/60 43/58 33/45 47/64 92/125 Максимальная скорость, км/ч989 657 999 6591149140 130 142 135 151 142 135 130 205973 599 6581598