134
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬ»^ СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИКУДА ВЕДУТ ТРАМВАЙНЫЕ ПУТИНАРОДНЫЕ ПДДТЕКСТ / ДМИТРИЙ МИТРОШИНСегодня мы продолжим разговор о непростых взаимоотношениях между автомобилями и трамваями в процессе дорожного движения. В прошлом номере ЗР мы уже отмечали, что российские ПДД не предусматривают четких норм для всех возможных здесь случаев, а это способствует возникновению аварийных ситуаций, перерастающих порой в «разборки» при участии сотрудников ГИБДД, а то ив суде. ИСТОКИ В ПРОШЛОМ Вообще-то, в большинстве стран мира Правила специально не оговаривают порядок движения по трамвайным путям. Сначала конку, а потом и трамвай считали равноправными участниками дорожного движения и выделять их среди пеших или конных «коллег» надобности не было. Позже, с развитием техники и ростом плотности городского населения возникла необходимость каким-то образом регулировать их взаимоотношения. Одним из решений, исключающим конфликты между рельсовым и остальным транспортом, стало инженерное отделение трамвайных путей от проезжей части. В случаях же, когда пути прокладывали в одном уровне с проезжей частью, трамваи подчинялись тем же Правилам, что и другие участники движения. Трамвайные пути в этом случае равноценная составляющая проезжей части, по которой разрешено движение. Если, скажем, автомобилю надо повернуть налево, водитель, выполняя общее требование, занимает крайнее левое положение на проезжей части, то есть на трамвайных путях попутного направления. Развернуться, обогнать, объехать препятствие - для всех этих маневров используют попутные трамвайные пути. Если же по каким-либо причинам выезд на них надо запретить, применяют соответствующие дорожные знаки и разметку. ЧУЖАЯ КОЛЕЯ? У России всегда был свой «особый» путь, не исключая и отличного от других стран межрельсового расстояния(колеи). Наверно, поэтому российские ПДД содержат и громоздкие формулировки, оговаривающие случаи, когда на трамвайные пути выезжать разрешено, а когда нет. П о сути, все эти требования заложены ив Правилах движения других стран, но, что называется, по умолчанию. В нашем варианте это привело к тому, что водители зачастую не знают, можно ли в конкретной ситуации выезжать на трамвайные пути. Иногда не делают этого даже тогда, когда Правила того требуют. Характерный пример. Пункт 8.5 ПДД обязывает выполнять поворот налево с трамвайных путей попутного направления, если знаки 5.8.1 или 5.8.2, указывающие направления движения по полосам, или «стрелы» соответствующей разметки 1.18 не предписывают порядок движения (рис. 1). На самом же деле порой приходится видеть иную картину: там, где нет знаков или разметки, водители поворачивают налево не со свободного трамвайного пути, а с ближней к нему полосы, затрудняя другим водителям движение в прямом направлении. А если особенности перекрестка таковы, что требуют регулировки движения по полосам (знаками или разметкой), то обязательно кто-то найдется и выедет на трамвайные пути, преградив путь трамваю и закупорив тем самым весь перекресток.Что уж говорить про водителей, которые умудряются обгонять трамвай слева. Такие маневры, кстати, нередко приводят к довольно комичным ДТП: не успевая закончить обгон перед надвигающимся навстречу трамваем, автомобиль оказывается зажатым между «двух огней». РИСКОВАТЬ НЕ СТОИТ Эта ситуация (рис. 2) не так уж редко встречается на городских магистралях. Можно ли водителю автомобиля повернуть налево на этом перекрестке? Оказывается, можно. Вопреки логике, которой руководствовались организаторы движения, устанавливая знак 4.1.4 «Движение прямо или направо», поворот налево не запрещен. Чтобы это осмыслить, вспомним некоторые нормы ПДД. Знак, согласно приложению 1к Правилам, распространяет свое действие на пересечение проезжих частей, перед которым он установлен. Вместе с тем, пункт 1.2 говорит о том, что проезжая часть - это элемент дороги для движения безрельсовых транспортных средств. Именно из этого определения следует, что трамвайные пути не считаются проезжей частью, поэтому, даже если по ним и разрешено движение безрельсовых транспортных средств, они формально приравниваются к разделительной полосе. А это значит, что у данной дороги на самом деле две проезжие части, а знак 4.1.4 распространяется только на ближнюю из них. Так как же быть, если действительно необходимо запретить поворот налево? Теоретически - установить соответствующий знак перед следующим пересечением, то есть, условно говоря, перед (или над) самым дальним от водителя автомобиля рельсом. Практически осуществить это нелегко, а зачастую невозможно. Тем не менее, столкнувшись с подобной ситуацией на дороге, лучше все-таки воздержаться от поворота налево - видимо, были веские основания его запретить. Да и не исключено, что остановивший вас инспектор ДПС предложит изложить ваши (нудные на его взгляд) доводы группе разбора или, если хотите, суду и «оформит» вас по статье 12.16 КоАП РФ. 1»1