114
116
РЫНОКэкспертизаТЕРМОДАТЧИКИ ВПРЫСКОВЫХ ВАЗОВЕСЛИ НЕЛЬЗЯ, НО ХОЧЕТСЯ...ДМИТРИЙ ЕРЫГИН, МИХАИЛ колодочкинля начала - известный анекдотбыль: «Техническими условиями на впрысковые автомобили ВАЗ оговорен нижний температурный предел их холодного пуска - минус 25-27°С». Наши сатирики, похоже, давно ездят на других машинах. Иначе они подсказали бы нам с эстрады, какую лексику стоит употребить в адрес создателей технического творения, уступающего по потребительским свойствам своим далеким предкам из прошлого века. Действительно, и «победы», и «жигули», и даже «запорожцы» рано или поздно поддавались «уговорам» в любой мороз. Здесь подогреем, там покрутим, тут нальем - но обязательно победим! А вот, скажем, ВАЗ- даем. Если предположить, что по какойЧто ж, идем в магазин и приобретаем 21103 приговорен еще до рождения - то причине контроллеру сообщают нев разных местах несколько датчиков при -28°С ему, согласно ТУ, положен верную информацию о температуре, то трем калужским по цене 70 руб. за штубюллетень. Любой сервис имеет право не поможет никакая хитроумная проку составили компанию три иностранотказать в помощи - мол, взгляни на шивка - «мозги» будут тупо «богатить» ца, продаваемые по 800 «рэ» под условтермометр, браток! И... приезжай, коили, наоборот, «забеднять» смесь воным именем «Джи-Эм» (GM). Затем обгда потеплеет. преки реальным потребностям двигаращаемся в испытательный центр «ЭтаЧестно говоря, последняя зима покателя. А температурой заведует как раз лон» с просьбой замерить сопротивлезала, что проблемы с пуском частенько упомянутый ДТОЖ. И если прошивку ние датчиков в интервале температур от начинаются и при более скромных моготовили под один датчик, а на практи-40 до +128°С. Атам посмотрим... розах: за бортом всего-то минус двадке в систему охлаждения вкручен совцать, а под капотом - ни единой вспышсем другой, то как раз и получится ИЩЕМ ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ ки. Остается одно - выдвигать собстерунда. Вроде бы, логично. Где вы купили это барахло? Такой вопвенные теории «незапуска» и «готовить Скажем больше. Проведенный нами рос услышишь после любой экспертисани летом». Тем, кто несмотря ни на прошедшей зимой «хулиганский» эксзы. Однако поспешим успокоить калучто все-таки хочет ездить на ВАЗе кругперимент с замершим «Шевроле-Нижан - речь не о них. лый год, посвящается экспертиза ДТОЖ вой» (ЗР, 2003, № 4) закончился к все- Все калужские датчики (№ 1-3) ве- датчиков температуры охлаждающей общему ликованию пуском мотора! А дут себя практически одинаково, - пожидкости. Время до следующей зимы ведь всего-то и сделали, что сдернули с ясняют эксперты. - Отклонения харакеще есть... датчика кабель и воткнули в его ответтеристик друг от друга в любой точке ную часть... постоянный резистор! Коне превышают долей процента. А вот роче, применили внушение - сказали оставшиеся три датчика (№ 4-6) «а-ля ИЩЕМ КРАЙНЕГО При чем тут датчик? Может быть, что и «мозгам», что на улице давно весна. Те Джи-Эм» - это что-то... Их нельзя использовать не только на ВАЗах, но и вони при чем, однако давайте порассуж- обрадовались и - все закрутилось... обще нигде - разброс параметров коеИзгттговитель - АО «Калужский Завод Изготовитель — неизвестен(продавалась где превышает 200%! Ни один Автоприбор», Калуга. «GM»). контроллер с этим не справится. Очень интересно... А к калужским претензии есть? - Во всяком случае, они укладываются в свои собственные ТУ, - разводят руками эксперты. - Завод проверяет их параметры в двух контрольных точках - при 20 и 128°С. Впрочем, остальные точки можно позаимствовать в литературе... Само собой - вот и книга подходяI Маркировка - 23 3828 I Маркировка - 6898 2347 щая: «Двигатель ВАЗ-2111. Руководство I Примерная цена - 70 руб I Примерная цена - 800 руб. по техническому обслуживанию и ре-Д114За рулем 5/2003 ЭКСПерТИЗаТЕРМОДАТЧИКИ ВПРЫСКОВЫХ ВАЗОВТАБЛИЦА 1. ЗАВИСИМОСТЬ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИСПЫТЫВАЕМЫХДАТЧИКОВТОЖОТ ТЕМПЕРАТУРЫОКРУЖАЮЩЕЙСРЕДЫ ТемпераНормативные тли,-С требования Сопротивление, кОмNil116,1 31,27 10,15 4,23 1,52 0,71 0,36 0,20 0,084№2 116,5 3139 10,18 4,23 1,51 0,70 0,36 0,20 0,084№3 116,8 31,46 10,21 4,22 1,51 0,70 0,36 0,20 0,084№41103 33,55 11,90 5,10 1,94 0,90 0,46 0,25 0.1111*5 1203 37,40 14,10№6 262,5 90.00 31,70-40 -20 0 20 40 60 80 100 12S100,7 28*8 9,42 3,52 1,46 0,67 0,33 0.18 0,08631 2.49 1,15 0,61 0,34 0,157143 5*5 2*4 138 0,75 0,351ТАБЛИЦА 2. ЗАВИСИМОСТЬ СОПРОТИВЛЕНИЯ ДАТЧИКОВ 2 3828 3 ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ (данные изготовителя)Температура, °С -40 -35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 05 Сопротивление, кОм минимальновмналь- максимальное нее во* 83,76 60.59 42,29 32,68 24,34 183 13,85 10,57 8,14 632 100,71 72,46 52,68 38.69 28.68 21,45 16,18 12,30 9,42 7,28 117,7 89,41 64*5 47,08 34*8 25,78 1934 14*2 11,15 8,57Время, с Характер изменения сопротивления датчика ТОЖ в зависимости от времени при плохом тепловом контакте терморезисто ра и корпуса.Впрочем, хочешь ездить на ВАЗе - осваивай технику... - Кстати, у импортных еще одна особенность, - замечают эксперты. - Похоже, что там отвратительный тепловой контакт терморезистора с корпусом этот датчик минуту соображает, прежде чем на режим выходит... Минуту? Это как же? - А вот так, - вздыхают эксперты. Подключаете вы его к прибору и видите, что в первые же секунды сопротивление датчика (см. рис.) резко падает например, с 90 кОм до 70! Затем, секунд через 20, сопротивление вновь растет - примерно до 85 кОм. Ну, потом еще две-три таких «волны», затем все успокаивается. Но не раньше чем через минуту! А все из-за плохого теплового контакта с корпусом. Терморезистор мгновенно разогревается, затем через какое-то время массивный корпус «приходит на помощь» - вот и получается такая чехарда... У калужских подобный эффект длится всего несколько секунд, да и проявляется только в третьем знаке - никакого практического значения это иметь не может. ЧТО ДЕЛАТЬ МНЕНИЕ ПОСТОРОННЕГО Таким образом, экспертиза подтвердила возможность как минимум двух сценариев «незапуска» холодного мотора по вине термодатчика. В первом случае реальное сопротивление датчика может оказаться выше требуемого - «мозги» при этом думают, что на улице холоднее, чем на самом деле, и переобогащают рабочую смесь. Второй случай более изощренный. Если в датчике плохой тепловой контакт терморезистора с корпусом, то к несовпадению сопротивления добавляется минутная «задумчивость», из-за которой «мозги» начинает просто лихорадить - сначала им кажется, что на улице слишком холодно, через несколько секунд - что слишком тепло, и только через минуту ситуация сводится к первому случаю. Остается ответить на любимый вопрос россиян - что делать? Советы многочисленных обладателей тольяттинских автомобилей мы собрали в уголке «Советы дилетантов» - а кто еще может советовать профессионалам? Тем, кто попытается приобрести датчик в магазине, рекомендуем ни под каким видом не покупать барахло, показанное на фото справа (стр. 114). Не помешает прихватить с собой тестер, как бы это ни было унизительно. И - побольше оптимизма: что еще пожелать обладателям впрыскового ВАЗа следующей зимой... •монту». Составлено специалистами департамента развития АО «АвтоВАЗ». Находим страничку с ориентировочными значениями сопротивления датчика при разных температурах (кстати, марка датчика не указана) и заносим их в налгу итоговую таблицу. Ага - получается, что разница между требованиями авторов руководства и показаниями абсолютно исправных датчиков доходит до 20%. Не многовато ли? Звоним в Калугу - по нашей просьбе нам высылают рекомендованную ВАЗом таблицу с номиналами сопротивлений при разных температурах. В первую очередь нас интересует холодная погода - соответствующие данные приводим в табл. 2. Нет, в «ворота» «калужане» укладываются - просто, на наш взгляд, эти ворота слишком широкие... Например, если сопротивлениедатчика составляет 33 кОм, то чему равна температура - 20 или -25°С? - Есть еще один нюанс, - как бы между прочим отмечают эксперты. - Сопротивление датчика зависит от тока, при котором его измеряют... ЗАКОН ОМА ДЛЯ ТЕРМИСТОРА Чего-чего? Сопротивление зависит от тока? Ну, знаете... - Дело в том, - улыбаются эксперты, что термистор - это не совсем обычное сопротивление. Вы подключаете его к измерительному прибору, тот пропускает через него ток и... нагревает! Обычный резистор на это не отреагирует, а термистор тут же уменьшит свое сопротивление. Поэтому измерения проводят при минимально возможных токах - например, 10 мкА в диапазоне до 100 кОм и1 мкА при сопротивлениях выше 100 кОм. Вот почему экспресс-замеры, проведенные, как говорится, на ходу, могут давать результаты, которые не стыкуются с «книжными». При работе на автомобиле датчик подключается к шине питания через ограничительный резистор, находящийся внутри контроллера, а тестеры, скажем так, бывают разные... Стрелочный способен показать одно, цифровой -другое: разброс может достигать 10%. Впрочем, отсеять еще на стадии покупки явный брак типа датчика № 6 помог бы любой прибор. Как же это надоело - ходить в магазин с измерительными приборами.Возить с собой запасной термодатчик и зажигалку. Перед пуском холодного мотора снять разъем со штатного датчика, подключить его к запасному и разогреть его корпус. Возить с собой постоянный резистор - килоом эдак на 20. Действия те же, но греть ничего не надо Подключить постоянный резистор номиналом примерно 20 кОм через тумблер параллельно термодатчику и методом «научного тыка» выбирать оптимальный способ пуска мотора.116За рулем 5/2003