194
195
приемнаяГРУЗОВИК «ВОЛЬВО» В РОССИИНИКОЛАИ МОРДОВЦЕВПриятно во время презентации нового грузовика прокатиться на нем десяток-другой километров. А потом написать про ухватистую баранку и мощную боковую поддержку спинки сиденья, про ребристую информативную тормозную педаль и отличный разгон с визгом резины. А как реально складывается жизнь грузовика-иномарки при работе в жестких российских условиях? Ответ находим на маршруте Москва-Астрахань, наматывая версты на «Вольво-РН12». С 1999 года, с самого рождения, грузовик набегал по дорогам России, ближнего и дальнего зарубежья 500 тысяч километров.МОТОР НЕ ТРЕБУЕТ ДОЛИВА В Москве, ожидая загрузки, подняли кабину. Мотор, 12литровая рядная «шестерка» мощностью 309 кВт/420 л. с. с турбонаддувом и интеркулером, покрыт слоем пыли, которую можно просто смах194 За рулем 5/2003детали двигателя. Масляных фильтров - три, два полнопоточных работают на главную магистраль и турбокомпрессор, а третий, более тонкий, фильтрует масло в поддоне. Двухступенчатый воздушнуть щеткой. Маслянистой ный фильтр расположен на грязи на могучем дизеле нет самом двигателе, с минии в помине. На щупе - полмальным количеством соуровня. Можно и долить пеединений воздушного тракред дальней дорогой. Но Бота, но забор воздуха - вверху рис, так зовут водителя кабины. Ребята на КамАЗах с «Вольво», масло на доливку «самоварами» на крышах не возит - расхода почти нет. мотайте на ус! Кстати, замена масла - 37 литров - через 45 тыс. килоБорис Останов дальнобойщик метров пробега. с 30 летним стажем. Ресурс двигателя - более миллиона километров. ПорБарабан воздушного фильтра шни надежные, составные, а максимально приближен к двигателю. Управление основпотому обрывов не бывает: ной коробкой - тягой. днище и бобышки - из жаропрочной стали, юбка алюминиевая. Привод распредвала, который расположен в головке, - гитарой шестерен. Они же попутно крутят масляный и водяной насосы, компрессор и насос ГУРа. Ремней всего два, заменить их не проблема. Особое внимание - фильтрам. Один из них установлен даже в системе охлаждения. Его задача не только очищать антифриз, но ис помощью специальной «таблетки» с концентратом ингибиторов коррозии защищатьКак правило, чем лучше машина, тем дороже ее ремонт. Капитальный ремонт двигателя плюс запчасти обойдутся более чем в $6 тыс. Конечно, при хорошем опыте и аккуратности можно все сделать и самому, хотя на запчастях лучше не экономить. Преуспевающие перевозчики обычно ремонтируют машину за границей в специализированных техцентрах. Например, в Финляндии за тысячу долларов заменят комплект насосфорсунок. Без ТНВД левая сторона двигателя выглядит сиротливо - лишь электронный блок управления и топливный фильтр с электроподогревом. Охлаждает разгоряченные «мозги» солярка, проходящая через теплообменник. Бывало, попавшая в топливо вода, замерзая, разрывала теплообменник и корпус блока управления. Еще одна особенность эксплуатации дизеля с электронным управлением насос-форсунками: «прикуривание» или работа электросваркой на тягаче или полуприцепе могут серьезно повредить электронике. При сварке нужно отключать «массу» и разъем блока управления. Новый стоит $2785! Для суровых условий ГРУЗОВИК «ВОЛЬВО» В РОССИИ«Мозги» и топливный фильтр с электроподогревом.Кронштейны штанг легки и ажурны.Из диска сцепления «Закс» демпферные пружины не вываливаются. Автоматический смазчик не знает усталости.эксплуатации устанавливают сепаратор-влагоотделитель с электроподогревом - примерно за тысячу долларов. Выхлопные трубы и глушитель сделаны из стойкой к коррозии стали. К полумиллионному пробегу на них нет ни трещин, ни особой ржавчины - пройдут, наверное, еще столько же. ВСЕ СВОЕ Практически всю трансмиссию делают на заводах «Вольво». Все работает отлично, к примеру, необслуживаемые крестовины ходят весь срок эксплуатации автомобиля - более миллиона километров. Система смазки коробки - под давлением и разбрызгиванием. Масло API GL-4 SAE 80W90 ходит 120 тыс. км, а свое, с маркировкой Volvo, - и вовсе 400 тыс. км или три года. Привод насоса от промежуточного вала, поэтому при буксировке машины с неисправным двигателем нужно снимать кардан. Кажется, об этом знают все, но «убитых» коробок меньше не становится. Главная передача - одинарная, коническая, с блокировкой дифференциала. Масло API GL-5 SAE 80W140 служит те же 120 тыс. км(«вольвовское» - 400 тыс. км или три года). За 500 тыс. км с трансмиссией ничего не произошло, утечек нет, а возить с собой запасную полуось на «Вольво» не принято. С МАЗКА ПО ЧАСАМ Подвеска - традиционная для магистральных грузовиков. Спереди - малолистовые рессоры с серьгами на резьбовых пальцах. Сзади четыре пневмобаллона на мощных балках. Две продольные толкающие штанги на сайлент-блоках и верхний реактивный треугольный рычаг, соединяющий раму с картером главной передачи, - направляющие элементы задней подвески. Пока все исправно и даже сайлентблоки стоят родные. Тягач оснащен централизованной смазкой шкворней, рессорных пальцев, тормозных суппортов, деталей подвески кабины. Насос включается принудительно или автоматически после четырех часов езды. На одной из ночных стоянок разговорились с водителем - владельцем FH12. Его машина 1998 года, купленная год назад в Литве, набегала только под ним 100 тыс. км. Суммарный же пробег - 800 тыс. Состояние ходовой этого автомобиля значительно хуже, чем нашего. Уже дважды меняли шкворни, один раз - закисший задний тормозной суппорт, на очереди втулки подвески кабины. Наверное, одна из причин - отсутствие централизованной смазки. Ресурс тормозных колодок -400 тыс. км! Конечно, в этом заслуга и моторного тормоза, но роль больших и широких тормозных барабанов здесь не последняя. Вообще обслуживание тормозов сводится к замене силикагелевого патрона - осушителя воздуха. АБС тоже работает без сбоев. Родные шины «Мишлен» размером 315/70R22,5 отходили на тягаче более 250 тыс. км. Сейчас стоят «Матадор», при меньшей цене они вполне приличные. Рама и все детали ходовой окрашены серой порошковой краской. Грязь отмывается легко, а подозрительного шелушения и вспучивания нет до сих пор. ВТОРАЯ СПАЛЬНЯ Кабину никто и никогда не обрабатывал полиролями и прочей косметикой, но сколов краски и ржавых «пауков» не видно. Двери закрываются легко, с приятным чмоканьем уплотнителей.Исправны все электроприводы замков и стеклоподъемников. Пневмоподвеска сидений работает без малейших скрипов. Второе по важности место дальнобойщика - спальник. На широких и длинных полках можно комфортно отдохнуть перед новым рабочим днем. Кабина - второй дом для Бориса, поэтому по возвращении из рейса он берет из квартиры пылесос. Жена, конечно, ворчит, но как иначе поддерживать чистоту ковров в кабине. Жаль, нет холодильника, но место для него подобрали удобное - под нижней полкой спальника. Проехать на «Вольво» 700-800 километров в один присест - не проблема. Выйти из-за руля заставляет не усталость, а наступающие сумерки или приглянувшаяся хорошо обустроенная стоянка. Итак, FH12, флагман «Вольво трак корпорейшн», прошел уже 500 тыс. км. Что ждет его впереди? Впрочем, известно что - работа. DЦЕНА ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ ДЛЯ «ВОЛЬВОТгШ»Цена, у е без НДС Ремкомгшект поршневой группы: гильзы, поршни, кольца, пальцы 2820 Комплект вкладышей кэленвала, коренных и шатунных 140 и 126 Масло моторное, стандарт Volvo VDS-3, полусинтетика SAE 10W40,1 л • W Масло трансмиссионное для механических КП синтетическое, стандарт Volvo 97307 SAE 70W85,1 л 6,8 Масло трансмиссионное для задних мостов синтетическое, стандарт Volvo 97312 SAE75W90, 1л 4,7 Тормозные накладки (4 шт.) 100 Амортизатор передний/задний 144/198 Блок управления двигателем 2785 Фильтр масляный основной 16,5 перепускной 19,5 Фильтр системы охлаждения 36 Фильтр воздушный: первая ступень 68,5 вторая ступень 101.5 Ремень вентилятора, генератора 23 Фара 367 Указатель поворота 32 Рессора передняя 590 Пневмобаллон задней подвески 188.51 !За рулем 5/2003195